Наиболее
ранними письменными источниками о становлении и распространении
Христианской веры являются послания апостола Павла, которые были созданы
приблизительно в 60 году. Главными героями этой книги являются апостолы
Петр и Павел. Если Петр был ближайшим учеником и последователем Иисуса с
первых дней, то Павел считал их вероотступниками и самолично участвовал
в их гонениях. Но однажды все резко переменилось. Павел увидел
воскресшего после смерти Иисуса, который призывал его проповедовать свое
учение среди язычников. С тех пор апостол Павел превратился в
страстного защитника Христианства.
Благодаря апостолу Павлу
Христианство распространилось по всему миру. Он первый провозгласил сам
характер миссии Христа – в этой религии нет разницы: «грек ты или иудей,
Бог один, и религия одна». С этим лозунгом он отправился по странам
Малой Азии, в Грецию и Сирию, распространяя Христианство. Апостол Павел
отличался незаурядной логикой, талантом оратора и примерным поведением.
Среди людей, чуждых единобожию, он умел находить слова и примеры, чтобы
перетянуть на свою сторону язычников. Благодаря ему и другим
проповедникам Христианство пустило корни в Римской империи. Скоро
апостола Павла стали называть апостолом язычников.
Еврей по происхождению и ученик фарисеев, он в своих проповедях приводил
Закон, дарованный евреям. Святость Закона была для него бесспорна, как и
то, что евреям Бог дал возможность усыновления и славу, заветы и
законоположение, богослужение и обетования и что Христос является частью
их плоти и крови. По проповедям Павла, спасение дается Богом не за
исполнение заповедей, а как милость тем, кто поверил в Иисуса Христа,
искупившего своими страданиями грехи всех людей на земле.
Согласно
церковному преданию, апостол Павел был казнен в Риме в начале 60-х гг.
во время гонений на христиан императором Нероном. Такая же участь
постигла и апостола Петра, который в христианской традиции считается
первым епископом Рима.
Христианский канон Священного писания окончательно
сложился к середине IV века. Канон – свод священных текстов, официально
признанный тем или иным сообществом. В него вошли: еврейская Библия с
наименованием Ветхий Завет, собрание новых книг христианских авторов –
Новый Завет. До этого времени основной книгой христиан была еврейская
Библия в греческом переводе.
Название Новый Завет тоже восходит к
еврейским корням. В книге пророка Иеремии говорится о будущем Завете,
точнее, о новом договоре, который Бог заключит с избранным народом. Это
же пророчество имел в виду и Иисус, говоривший своим ученикам о Новом
Завете. Поскольку христиане считали себя Общиной Нового Завета, а
понятие «избранный народ» лишили еврейского звучания, подразумевая под
ним всех верующих в Христа, стало естественным название еврейских
священных книг Ветхим Заветом (старым договором), а христианских книг –
Новым Заветом.
Основные составляющие Иудаизма – вера в Единого
Бога и непререкаемый авторитет Священного Писания – стали главной
стержневой составляющей Христианства.
Вера именно в
Иисуса стала отличительной чертой христианского сообщества в сравнении с
другими течениями в Иудаизме. Веру же в бессмертие души и посмертное
воздаяние в Христианстве поддерживали фарисеи и ессеи (саддукеи отрицали
это). Вначале многие воспринимали исследователей Иисуса как одну из
еврейских религиозных групп, большинство простых людей перешло в
Христианство и придерживалось ее канонов.
Разрыв между христианами и иудеями произошел в 70 г. н. э. После разрушения Второго Иерусалимского Храма.
Внутри
самого Иудаизма противостояние разных групп прекратилось из-за
отсутствия Храма. Евреи не хотели терять свою национальную и религиозную
особенность. Иудаизм мог раствориться в Христианстве, которое также не
признавало национальную принадлежность любого человека. Явление Христа,
то есть Мессии, уже произошло, а в жизни евреев с политической и
экономической точки зрения положительных сдвигов не произошло. Иудеи
желали ждать своего Мессию, так как их вера не вписывалась в
христианскую. И с этого времени Христианство и Иудаизм стали
самостоятельными религиями.
Вопросы и задания