Христианская
религия в основу богословия ставит веру в Иисуса Христа как в Господа
Бога и Спасителя. Для христиан Иисус – Сын Бога и Бог. Это мысль
проходит красной нитью во всех христианских источниках.
С самого
своего возникновения Христианство взаимодействовало с греческой
культурой и культурами народов Ближнего Востока. Это привело к
разнообразным попыткам осмысления веры. Уже в начале II века возникли
разные течения.
В явлении Христа, в его смерти и воскрешении
некоторые усматривали тайный смысл – тайное знание. Носителей тайных
знаний называли гностиками, а течение – гностицизм. Большинство
гностиков считало, что мир создан злым божеством, поэтому в этом мире
много зла. Иисуса Христа гностики считали посланцем и сыном истинного
верховного и хорошего Бога. Полемизируя с гностиками, сформировалось
христианское богословие.
Христианская полемика в то время была
направлена против гностицизма и язычников. Появилось много философов,
писателей, богословов, осуждавших образ жизни язычников. Самыми видными
из них были Тертуллиан – латинский писатель и богослов, который не видел
никакой возможности сближения греко-римской культуры и Христианства;
Климент Александрийский – философ и историк, предложивший включить в
христианскую мысль все лучшее из античных культур – он писал
по-гречески. Климент первый предложил соединить высокую христианскую
культуру с интеллектуальными поисками философов. В дальнейшем количество
ученых, философов, писателей и поэтов, художников и политиков в рядах
христиан становилось все больше и больше, следствием чего явилось
зарождение богословия и христианской культуры.
Монашество.
Во всех монотеистических религиях приветствуется отречение от мирского
(аскетизм) во имя служения Богу. Так и в Христианстве: идеалом считается
уход от мирского зла и приближение к Богу через пост, молитву.
В
Египте во второй половине III века началось движение, когда
христиане-одиночки уходили в пустыню, жили в уединении, постились и
поклонялись Богу. Этих людей стали называть монахами (от греч. монос –
один, монахос – живущий уединенно). Известно имя одного из первых
монахов – это египтянин, сельский житель Антоний. Это движение в IV веке
привлекало все большее количество людей.
По преданию, Антоний
провел всю свою оставшуюся жизнь в пустыне, а прожил он до 100 лет. Он
пользовался огромным авторитетом. Вслед за ним в пустыню уходили и
другие в поисках уединения. Их называли еще и отшельниками. Слава об
аскетах, пустынных отшельниках распространялась повсеместно, к ним шли
за советом, наставлением или духовной поддержкой. Сам же Антоний, ища
уединения от людей, все дальше и дальше уходит в пустыню. Из Египта
слава о нем и других отшельниках распространилась в другие страны.
В
том же Египте в IV столетии появилась другая форма монашества –
монастыри (от греч. монастерион – уединенное жилище). Здесь монахи жили
не в одиночку, а сообщество единомышленников образовывало общину, вместе
трудилось, молилось, постилось. Вскоре этот вид монашества
распространился на Синайский полуостров, Сирию, Палестину, Месопотамию и
дальше в Малую Азию, Римскую империю. В монастыре были строгие правила,
изложенные в уставах.
Со временем на Западе сложилась своя
особая форма монашества – ордены. У каждого ордена есть свой особый
устав, которому обязаны следовать все монахи – члены ордена.
Особо
значимая дата в Христианской летописи – 313 год. Императоры Константин и
Лициний издают Миланский эдикт. Согласно ему Христианская Церковь
легализуется. Всем желающим дается возможность свободно исповедовать
свою веру.
Вопросы и задания