Возможно, никто не будет возражать, что религия – это
один из основных факторов человеческой истории. Допускается в
зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал
бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно
доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия –
реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.
Значение религии в жизни определенных людей, обществ и
государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного –
придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а
другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к
религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам:
одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие
предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не
вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В
ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться.
Яркий пример того – Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех
требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих
законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо
разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к
бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению
книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо
сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности,
науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в
определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей
общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека
может быть различна.
Кроме того, можно говорить, что религии обычно
характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям
определенные функции.
1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е.
концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку
устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в
чем состоит смысл жизни.
2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным
утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в
трудные моменты своей жизни.
3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом,
внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии,
устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное
учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает
или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том
случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами
чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)
4. Религия контролирует поступки человека через свою
систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно
действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по
правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать
положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной
системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных
поступков, а общество – от аморальности и беззакония. Это грустное
обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности
человеческой души (или, как сказали бы последователи многих религий, это
«происки сатаны» в человеческом мире).
5. Религии содействуют объединению людей, оказывают
помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств
(например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности,
отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько
национальная, сколько религиозная идея: «все мы – христиане»). Однако та
же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению
государств и обществ, когда большое множество людей начинает
противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и
противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви
обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы
католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по
сей день).
В среде последователей различных религий подчас
появляются крайние течения, участники которых признают только свои
божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди
доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед
террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus – «крайний»),
к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в
XX в. – источником общественной напряженности.
6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей
причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное
культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного
рода вандалам. Правда, церковь крайне неправильно воспринимать в
качестве музея, выставки или концертного зала; оказываясь в любом городе
или в чужой стране, вы скорее всего первым делом посетите храм, с
гордостью показанный вам местными жителями. Заметьте, что само слово «культура» берет
начало от понятия «культ». Мы не будем заниматься давним спором о том,
является ли культура частью религии или, наоборот, религия – часть
культуры (среди философов существует и та и другая точка зрения), но
вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокой древности
имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновляли
художников. Естественно, в мире есть и светское (внецерковное,
мирское) искусство. Время от времени искусствоведы стараются
противопоставить светское и церковное начала в художественном творчестве
и заявляют, что церковные каноны (правила) не давали места
самовыражению. Официально это так, но, проникнув в столь непростой
вопрос глубже, мы поймем, что канон, отметая все ненужное и
второстепенное, напротив, «раскрепощал» художника и давал простор его
творчеству.
Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней
они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности
человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие
современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое
можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это
зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно
медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно
консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь
основой и стержнем культуры, – один из решающих факторов, который
предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже,
возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые
может нести с собой цивилизация.
Следовательно, религия осуществляет в истории
созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси
после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с
древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве,
буквально преобразив его.
И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди
разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно
противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления
христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в
ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников
культуры античной эпохи.
7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных
общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия
консервативнее любого другого общественного института, она в основном
всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя,
вполне вероятно, что и это правило не обходится без исключений.)
Припомните из новой истории, когда в Европе зачиналось политическое
течение консерватизма, у его начала стояли представители церкви.
Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части
политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода
радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и
революциям очень важно. Покой и стабильность необходимы сейчас и нашему
Отечеству. |