Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 23.04.2024, 13:23:44
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ [114]
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ [44]
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ СВЯТЫЕ И ЧУДОТВОРЦЫ РОССИИ [52]
ОСНОВЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ. 8-9 КЛАССЫ [61]

МИХАИЛ КЛОПСКИЙ

Знаменитый новгородский юродивый и чудотворец Михаил Клопский родился в Москве в очень знатной и привилегированной семье. (Современный исследователь В. Л. Янин полагает, что он был сыном героя Куликовской битвы князя Дмитрия Михайловича Боброк Волынского и сестры Дмитрия Донского княгини Анны Ивановны. Во всяком случае, Михаил находился в свойстве, а может быть, даже и в родстве с великокняжеским семейством.) Но в зрелые годы Михаил всячески скрывал свое происхождение.

О его жизни до приезда в Новгород мы ничего не знаем. Само появление Михаила в Новгороде выглядит загадочным, отчасти даже нелепым; но оно сразу придает таинственный ореол святости будущему великому чудотворцу.

Вообще надо сказать, что Житие святого Михаила было составлено спустя два десятилетия после его смерти, в 70-е годы XV века. Но оно очень необычно. Это, скорее, собрание чудес, пророчеств святого, которые, по-видимому, еще при его жизни записывались в монастыре. В первоначальных редакциях Жития эти записи не слишком связаны между собой. Поэтому даже о жизни святого в монастыре мы имеем лишь отрывочные сведения.

Появился же Михаил в Новгородском Клопском Троицком монастыре (в 20 км южнее Новгорода, на правом берегу реки Веряжи) в 1408 году, ночью в канун «Иванова дня», отмечаемого 24 июня. Поп Макарий, рассказывает Житие, покадив церковь, отправился в свою келью и увидел ее отпертой. Вошел поп в келью, а там сидит на стуле старец, а перед ним свеча горит, и переписывает он «Деяния апостолов», то место, где рассказывается о плавании святого апостола Павла. Макарий испугался, быстро вышел из кельи и рассказал обо всем игумену Феодосию и братиям. (Позднее, в 1421–1423 годах игумен Феодосий занимал новгородскую архиепископскую кафедру.)

Взяв крест и кадило, игумен пришел с чернецами к келье. Сенцы же в келью уже были заперты. И вот смотрит игумен в окно — а старец сидит и пишет. Тогда игумен сотворил молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!» И старец в ответ ту же молитву сотворил. И так трижды игумен помолился, и трижды старец ему отвечал. И спросил Феодосий старца: «Кто ты есть — человек ли или бес? Как твое имя?» А старец ему отвечает теми же словами: «Человек ли ты или бес? Как твое имя?»

Игумен Феодосий повелел содрать в сенцах крышу и ломать дверь в келью. И, войдя в келью, начал кадить фимиамом. Старец же от фимиама прикрывался, а сам осеняет себя крестным знамением. И опять спросил его игумен: «Как ты пришел к нам? Откуда еси? Кто ты за человек?» И старец опять отвечает ему теми же словами: «Как ты пришел к нам? Откуда еси? Кто ты за человек?» И молвил братии Феодосий: «Не бойтесь его. Бог послал нам этого старца».

Когда же позвонили к обедне, поп Макарий пошел в церковь и стал совершать службу. И начали петь молитвы, и старец стал петь со всеми, и пропел всю службу до конца. Феодосий дал ему просвирку и позвал в трапезную хлеб есть. И когда поели, так сказал старцу: «Оставайся у нас, живи с нами». Михаил остался жить в монастыре. Вскоре все полюбили его за кроткий нрав, строгое иноческое житие и особый дар проницательности. Жил он в отдельной келье, но до конца своих дней не имел в ней ни постели, ни изголовья: спал на песке, а келью топил мусором да конским «наземом».

Так никто бы и не узнал его имени и высокого происхождения, если бы однажды в монастырь не приехал углицкий князь Константин Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, брат тогдашнего великого князя Московского Василия Дмитриевича. Князя сопровождала жена. Это произошло в 1314 году, на Преображение (6 августа). Когда князь, привезший в монастырь богатые дары, обедал в трапезной, старец читал вслух Книгу Иова Праведного. Князь прислушался к его голосу, взглянул пристальнее и вдруг сказал: «А ведь это Михайло, Максимов сын» И старец в ответ молвил князю: «Бог знает!» «Почему же ты, сынко, не назвал нам своего имени?» — спросил его игумен Феодосий. И опять молвил в ответ старец: «Бог знает». Но с тех пор он стал называть свое имя — Михаил. Князь же Константин так сказал игумену и старцам про Михаила: «Берегите его — этот человек нам свойственник».

Старец Михаил уже при жизни прославился в монастыре как чудотворец. Однажды в сильную засуху река Веряжа вся пересохла. Монахи испытывали трудности с водой. И вот пономарь увидел Михаила на берегу Веряжи: он сидел на песке и писал такие слова: «Чашу спасения прииму, имя Господне призову. Тут будет кладезь неисчерпаемый». Пономарь рассказал об этом игумену. Пришли на берег и увидели слова, написанные Михаилом. И стали копать, и забила вода ключом. С тех пор на месте, указанном Михаилом, появился неисчерпаемый источник воды.

С именем блаженного Михаила предание связывает и построение каменной церкви в Клопском монастыре в 1419–1420 годах. В то время в Новгород опять приехал князь Константин Дмитриевич, поссорившийся со своим братом великим князем Василием. Князь пришел в монастырь, чтобы взять благословение для поездки в Москву. И Михаил отвечал ему: «Будешь в Москве у своих братьев. А ныне построй в монастыре каменную церковь Святой Троицы, а Бог тебе, чадо, устроит за это каменные палаты, невидимые на небесах». В монастыре нашлись и мастера, пригодные к каменному делу. Князь договорился с мастерами: заплатил им задаток — тридцать рублей, а по завершении строительства — сто рублей (сумма весьма внушительная по тем временам). И так заложили церковь 21 мая, а завершили 26 октября, в день святого Димитрия Солунского. Лишь после этого князь Константин отправился в Москву, и между братьями произошло примирение, как и предсказал Михаил.

29 сентября 1425 года, накануне Покрова дня, преставился игумен Феодосий. Незадолго до этого Михаил пропал из монастыря; вместе с ним исчез и олень, живший в обители. В течение трех дней игумен Феодосий лежал непогребенным: посылали за новгородским архиепископом, но тот так и не явился в монастырь. На четвертый день многие новгородцы, священники и черноризцы собрались, чтобы похоронить клопского игумена. И вот когда понесли тело его к могиле, увидели: пришел и Михаил, а за ним олень идет, ничем не привязан; только у Михаила клочок мха в руке, и олень за клочком мха следует. И предсказал Михаил, что лежать ему возле могилы Феодосиевой.

В своих пророчествах и предсказаниях Михаил бывал суров к сильным мира сего. Он всегда отстаивал интересы монастыря, который как раз в годы пребывания в нем блаженного Михаила не раз вступал в конфликт с новгородскими боярами-землевладельцами. Житие рассказывает о таком случае.

Однажды могущественный новгородский посадник Григорий Кириллович Посахно разгневался на монастырь и запретил пасти монастырских коней и коров на пастбищах, которые считал своими, а также ловить рыбу в реке Веряже. «А начнете ловить, — грозил он игумену и монахам, — прикажу рыболовам вашим руки и ноги переломать!» Михаил же отвечал посаднику: «Сам будешь без рук и без ног и в реке едва не утонешь!» И действительно, когда посадник попытался исполнить свою угрозу и погнался за монастырскими рыбаками, он сам свалился в воду и едва не утонул; подоспевшие слуги вытащили его из воды, однако у посадника, по пророчеству блаженного, отнялись руки и ноги. Наутро посадника привезли в монастырь, однако Михаил запретил впускать его и даже не принял подношений, которые привезли люди Григория. «Пускай поездит по монастырям, попросит у Бога милости», — такие слова Михаила передали посаднику. В течение года и полутора месяцев Григорий Посахно ездил по новгородским обителям, но получил исцеление, как и следовало ожидать, лишь в Клопском монастыре. «Того, кто зачинает рать, Бог накажет», — поучал Михаил исцеленного посадника.

XV век — время жестокого противоборства Москвы и Новгорода. (Особенно острые формы борьба за подчинение Новгорода Москве приобрела уже после смерти блаженного Михаила, в 70-е годы XV столетия, то есть именно тогда, когда составлялось Житие святого.) Знаменательно, что сам Михаил, как и весь Клопский монастырь (и особенно автор Жития святого Михаила), почти всегда оказывается на стороне Москвы. Позднейшее предание приписывает блаженному Михаилу пророчество о рождении Ивана III, будущего покорителя Новгорода, и о разорении Великого города. В самый день рождения сына у великого князя Василия Васильевича (22 января 1440 года) он будто бы говорил новгородскому архиепископу Евфимию Вяжищскому: «Родился у великой княгини сын Иоанн. Будет сей наследником отцу своему и захочет разорить обычаи земли нашей Новгородской, и будет граду нашему от него погибель; злата и серебра соберет много и будет страшен господарь всей земли Русской».

В те годы на Руси продолжалась междоусобная война между потомками Дмитрия Донского: великим князем Василием Васильевичем (Василием II, или Василием Темным) и его двоюродным братом Дмитрием Шемякой. В 1446 году Василий был ослеплен своим противником, но, в конце концов, все-таки одержал победу и окончательно утвердился на московском престоле. В 1450 году Дмитрий Шемяка бежал в Новгород. Он пришел в Клопский монастырь, рассказывает Житие Михаила Клопского, взять благословение у блаженного старца. «Михайлушко! Скитаюсь вдали от своей отчины, согнали меня с великого княжения», — жаловался он ему. («Михайлушко!» — так ласково многие обращались к преподобному.) «Всякая власть дается от Бога», — отвечал ему Михаил. И князь Дмитрий стал просить блаженного: «Михайлушко, моли Бога, чтобы мне добиться великого княжения». Михаил же отвечал ему: «Добьешься, княже, трехлокотного гроба!» Не вняв предупреждению святого старца, Шемяка в 1452 году предпринял новую попытку отнять великое княжение у Василия Темного, но вновь потерпел поражение и бежал в Новгород. Опять он приходит в Клопский монастырь. Накормив братию, он отдал со своего плеча шубу блаженному Михаилу. И когда стали прощаться, Михаил погладил князя по голове и ласково промолвил: «Княже, земля по тебе стонет». И трижды повторил это. Так и случилось. 19 июля 1453 года, накануне Ильина дня, князь Дмитрий Шемяка скончался. (Говорили, что был он отравлен: привез-де отраву из Москвы дьяк Стефан Бородатый и дал посаднику Исаку Борецкому, а Борецкий будто бы подкупил повара князя Дмитрия, по имени Поганка, и тот дал отраву князю в курятине.)

Вскоре после этого, в декабре, Михаил разболелся. Он все еще ходил в церковь, но стоял возле церкви, во дворе, рядом с могилой игумена Феодосия. И спрашивали его, почему он не входит в церковь, Михаил же отвечал: «Тут хочу полежать». 11 января он причастился Святых Таин и, взяв с собой кадильницу и фимиам, пошел в келью. Игумен послал ему еду и питье, но когда пришли, оказалось, что келья уже заперта. Открыли — и фимиам еще курился, а блаженного Михаила уже не было в живых. Тогда стали искать место, где бы похоронить его, и везде земля была мерзлой, трудной для копания могилы. И вспомнили о словах блаженного, что хочет он лежать возле игумена Феодосия; попробовали там землю, и земля оказалась талой. Здесь и похоронили его с честью.

Рассказывали, что и после смерти святой продолжал совершать чудеса. Так, он предсказал посаднику Ивану Немиру будущее разорение Новгорода войсками Ивана III, разгром на Шелони (1471 год), казни и пленение новгородцев.

Точный год смерти преподобного Михаила Клопского неизвестен (называют и 1453, и 1456 годы). Церковная память ему была установлена на московском соборе 1547 года, при митрополите Макарии, причем сразу общецерковная, а не только местная. Церковь празднует его память в день его преставления, 11 (24) января.

Категория: САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ СВЯТЫЕ И ЧУДОТВОРЦЫ РОССИИ | Добавил: tineydgers (12.07.2013)
Просмотров: 798 | Теги: святые и чудотворцы, житие святых, воскресная школ, религиозное восп, изучаем историю христианств, Основы религиозных культур и светск, русские святые | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0