Для
того чтобы вести эффективную борьбу с терроризмом,
надо найти его корни и изучить среду, их питающую.
Так, например, враждебное отношение к «чужой»
культуре уходит корнями в совершенно различные
мифологические, религиозные и философские системы,
но на эмоциональном уровне проявляются общечеловеческие
психологические свойства.
Враждебная
триада — гнев, отвращение и презрение —
составляет эмоциональный фон, который выключает «чужого»
из принятых моральных и этических норм и помещает
его в категорию «социализированное зло».
Осознание того, что другой человек не принадлежит
к миру «своих», переводит его в категорию
«недочеловек». Мысль о том, что он ритуально
нечистый, резко снижает сознательный, культурно выработанный
контроль над разнообразными проявлениями агрессии
по отношению к данному человеку. Это же
отношение может быть перенесено и на группу
людей.
Необходимо
отметить, что обнаруживаемое в обществе враждебное
отношение к определенным социальным или национальным
группам не ведет к немедленному и явно
выраженному проявлению насилия и агрессии по отношению
к представителям данных групп. Это отношение
может концентрироваться в форме скрытого «недолюбия».
Однако
при определенных условиях, особенно в тех случаях,
когда есть лидирующая группа с элементами террористической
направленности в идеологии, личностное или общественное
«недолюбие» к чужакам может стать
основой для терроризма.
Терроризм,
в свою очередь, будет иметь проявление в виде
трех форм насилия: прямого, структурного и культурного.
Наиболее
явным является прямое насилие со всеми
видами жестокости, проявляемой людьми друг к другу,
к другим формам жизни и природе в целом.
Оно проявляется в следующих формах: убийство;
телесные повреждения (в том числе и массовые —
через взрывы, пожары и другие виды терактов);
блокада и запретительные санкции; запрещение
родного языка и навязывание другого; отношение
к чужакам как гражданам второго сорта; репрессии;
задержание; изгнание.
Структурное
насилие проявляется в случаях, когда люди,
нижестоящие по социальному статусу, ущемлены
настолько, что умирают от голода и болезней;
когда происходит внедрение в их сознание
ложной информации.
Под
культурным насилием рассматривают аспекты культуры,
представленные религией и идеологией, языком
и искусством, эмпирической и формальной
наукой (логикой и математикой), которые могут
быть использованы для оправдания прямого и структурного
насилия.
Эти
три формы насилия имеют базовые различия во временнóм отношении:
прямое — само событие; структурное —
процесс с подъемами и спадами; культурное
обнаруживает склонность к «перманентности»,
оставаясь, по существу, неизменным на долгие
периоды с медленной трансформацией базовой культуры.
Можно
установить связь между культурным и прямым насилием
через структурное. Культура подавляющего общества
проповедует, учит, заставляет рассматривать эксплуатацию
и репрессии в качестве нормальных и естественных
явлений или не замечать их вовсе.
Изучение
форм культурного насилия проливает свет на то,
каким образом прямое и структурное насилие делается
приемлемым в обществе.
Один
из способов культурного насилия состоит в изменении
моральной окраски действия. Например, убивать во имя
страны и нации — справедливо, а убивать
ради себя — нет.
Большинство
моральных и материальных ценностей, культивирующихся
в современном обществе, способствует тому, что
агрессия и насилие активно проявляются и воспроизводятся
в социуме. Это в первую очередь имеет отношение
к статусным, имущественным, возрастным отношениям
и создает основу для сильных социальных напряжений
в обществе.
Это
особенно заметно проявляется в модернизирующихся
странах, где большинство людей явно или неявно вовлечено
в процесс перераспределения ресурсов и статусов.
Такое состояние социума способствует тому, что прямое
и структурное насилие проявляется либо как попытка
людей, нижестоящих по социальному статусу, уравнять
положение, перераспределить богатство, отомстить,
либо как действия со стороны людей, желающих
сохранить или повысить свой статус.
Люди,
чувствующие себя униженными, зажатыми и подавленными,
начинают использовать прямое насилие для изменения
своего положения. Возникает контрнасилие.
Многочисленные
исследования показали, что рост насильственных действий
в обществе тесно связан с крупными и резкими
социальными переменами (например, модернизация страны).
Происходят нарушения традиционной организации общества,
что заставляет людей обратить внимание на свои
личные проблемы.
Ощущение
(не всегда осознанное и объективное) невозможности
удовлетворения своих потребностей способствует повышению
вероятности того, что наиболее предсказуемой реакцией
становятся различные формы прямого насилия. Но это
не единственная реакция, так как при этом могут
возникнуть также чувство безнадежности, синдромы лишенности
и фрустрации, которые проявляются как направленная
внутрь агрессия или как апатия и отстранение. |