Многие
ситуации (профессиональное ориентирование, подбор
команд для участия в спортивных и иных соревнованиях,
проведение групповых тренингов, в частности выездных
многодневных тренингов, специальных тренингов) требуют
определения уровня и формы реализации агрессии
у подростка. Сложные диагностические методики
доступны только профессиональному психологу, но во многих
случаях столь глубокое исследование не является
необходимым. Поэтому мы предлагаем простую и эффективную
упрощенную методику А. Басса и Д. Арки
(в адаптации А. К. Осницкого, 1954),
с которой может работать любой педагог или социальный
работник, а при желании — и родители
подростков.
Методика
диагностики показателей и форм агрессии А. Басса
и Д. Арки (табл. 3) включает определение:
1) физической
агрессии — агрессии, выражающейся в непосредственном
физическом воздействии на людей (драки, нанесение
телесных повреждений, убийство, терроризм);
2) вербальной
агрессии — агрессии, выражающейся в брани,
крике, сплетнях, клевете и т. д.;
3) косвенной
агрессии — агрессии, перенесенной на неживые
предметы, животных;
4) негативизма —
чувства противоречия, отвержения, отторжения общественных
стереотипов и принятых в обществе форм поведения;
5) раздражительности —
скорости развития агрессивных и защитных реакций;
6) подозрительности;
7) обиды —
внутреннего переживания ущемления собственных реальных
или мнимых прав;
8) чувства
вины — переживания собственного положения
в качестве ущемляющего права иных лиц.
Таблица 3
Методика диагностики показателей
и форм агрессии А. Басса и Д. Арки
№ |
Вопрос |
Да |
Пожалуй, да |
Пожалуй, нет |
Нет |
1 |
Временами не могу справиться
с желанием навредить кому-либо |
|
|
|
|
2 |
Иногда могу посплетничать о людях,
которых не люблю |
|
|
|
|
3 |
Легко раздражаюсь, но легко
и успокаиваюсь |
|
|
|
|
4 |
Если меня не попросить по-хорошему,
просьбу не выполню |
|
|
|
|
5 |
Не всегда получаю то, что мне положено |
|
|
|
|
6 |
Знаю, что люди говорят обо мне за моей
спиной |
|
|
|
|
7 |
Если не одобряю поступки других
людей, даю им это почувствовать |
|
|
|
|
8 |
Если случается обмануть кого-либо,
испытываю угрызения совести |
|
|
|
|
9 |
Мне кажется, что я не способен
ударить человека |
|
|
|
|
10 |
Никогда не раздражаюсь настолько,
чтобы разбрасывать вещи |
|
|
|
|
11 |
Всегда снисходителен к чужим
недостаткам |
|
|
|
|
12 |
Когда установленное правило не нравится
мне, хочется нарушить его |
|
|
|
|
13 |
Другие почти всегда умеют использовать
благоприятные обстоятельства |
|
|
|
|
14 |
Меня настораживают люди, которые
относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидаю |
|
|
|
|
15 |
Часто бываю не согласен с людьми |
|
|
|
|
16 |
Иногда на ум приходят мысли,
которых я стыжусь |
|
|
|
|
17 |
Если кто-то ударит меня, я не отвечу
ему |
|
|
|
|
18 |
В раздражении хлопаю дверьми |
|
|
|
|
19 |
Я более раздражителен, чем кажется
со стороны |
|
|
|
|
20 |
Если кто-то корчит из себя
начальника, я пойду ему наперекор |
|
|
|
|
21 |
Меня немного огорчает моя судьба |
|
|
|
|
22 |
Думаю, что многие люди не любят
меня |
|
|
|
|
23 |
Не могу удержаться от спора,
если люди не согласны со мной |
|
|
|
|
24 |
Увиливающие от работы должны
испытывать чувство вины |
|
|
|
|
25 |
Кто оскорбляет меня или мою семью,
напрашивается на драку |
|
|
|
|
26 |
Я не способен на грубые шутки |
|
|
|
|
27 |
Меня охватывает ярость, когда надо
мной насмехаются |
|
|
|
|
28 |
Когда люди строят из себя начальников,
я делаю все, чтобы они не зазнавались |
|
|
|
|
29 |
Почти каждую неделю вижу кого-нибудь
из тех, кто мне не нравится |
|
|
|
|
30 |
Довольно многие завидуют мне |
|
|
|
|
31 |
Требую, чтобы люди уважали мои права |
|
|
|
|
32 |
Меня огорчает, что я мало делаю
для своих родителей |
|
|
|
|
33 |
Люди, которые постоянно изводят
вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу |
|
|
|
|
34 |
От злости иногда бываю мрачным |
|
|
|
|
35 |
Если ко мне относятся хуже, чем
я того заслуживаю, я не огорчаюсь |
|
|
|
|
36 |
Если кто-то пытается вывести меня
из себя, я не обращаю на него
внимания |
|
|
|
|
37 |
Хотя я и не показываю
этого, иногда меня гложет зависть |
|
|
|
|
38 |
Иногда мне кажется, что надо мной
смеются |
|
|
|
|
39 |
Даже если злюсь, не прибегаю
к сильным выражениям |
|
|
|
|
40 |
Хочется, чтобы мои грехи были прощены |
|
|
|
|
41 |
Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь
ударит меня |
|
|
|
|
42 |
Обижаюсь, когда получается не по-моему |
|
|
|
|
43 |
Иногда люди раздражают меня своим
присутствием |
|
|
|
|
44 |
Нет людей, которых бы я по-настоящему
ненавидел |
|
|
|
|
45 |
Мой принцип: «Никогда не
доверять чужакам» |
|
|
|
|
46 |
Если кто-то раздражает меня, готов
сказать ему все, что о нем думаю |
|
|
|
|
47 |
Делаю много такого, о чем впоследствии
сожалею |
|
|
|
|
48 |
Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь |
|
|
|
|
49 |
С десяти лет у меня не было
вспышек гнева |
|
|
|
|
50 |
Часто чувствую себя как пороховая
бочка, готовая взорваться |
|
|
|
|
51 |
Если бы знали, что я чувствую,
меня бы считали человеком, с которым
нелегко ладить |
|
|
|
|
52 |
Всегда думаю о том, какие тайные
причины заставляют людей делать приятное для меня |
|
|
|
|
53 |
Когда кричат на меня, кричу в ответ |
|
|
|
|
54 |
Неудачи огорчают меня |
|
|
|
|
55 |
Дерусь не реже и не чаще
других |
|
|
|
|
56 |
Могу вспомнить случаи, когда был
настолько зол, что ломал первую попавшуюся в руки
вещь |
|
|
|
|
57 |
Иногда чувствую, что готов первым
начать драку |
|
|
|
|
58 |
Иногда чувствую, что жизнь со мной
поступает несправедливо |
|
|
|
|
59 |
Раньше думал, что большинство людей
говорит правду, но теперь этому не верю |
|
|
|
|
60 |
Ругаюсь только от злости |
|
|
|
|
61 |
Когда поступаю неправильно, меня
мучает совесть |
|
|
|
|
62 |
Если для защиты своих прав нужно
применить физическую силу, я применяю ее |
|
|
|
|
63 |
Иногда выражаю свой гнев тем, что
стучу по столу |
|
|
|
|
64 |
Бываю грубоват по отношению
к людям, которые мне не нравятся |
|
|
|
|
65 |
У меня нет врагов, которые хотели
бы мне навредить |
|
|
|
|
66 |
Не умею поставить человека на место,
даже если он этого заслуживает |
|
|
|
|
67 |
Часто думаю, что живу неправильно |
|
|
|
|
68 |
Знаю людей, которые способны довести
меня до драки |
|
|
|
|
69 |
Не огорчаюсь из-за
мелочей |
|
|
|
|
70 |
Мне редко приходит в голову
мысль о том, что люди пытаются разозлить
или оскорбить меня |
|
|
|
|
71 |
Часто просто угрожаю людям, не собираясь
приводить угрозы в исполнение |
|
|
|
|
72 |
В последнее время я стал занудой |
|
|
|
|
73 |
В споре часто повышаю голос |
|
|
|
|
74 |
Стараюсь скрывать плохое отношение
к людям |
|
|
|
|
75 |
Лучше соглашусь с чем-либо,
чем стану спорить |
|
|
|
|
Примечание.
Даже если вы не сочтете возможным использовать
предложенную методику целиком, вопросы, представленные
в таблице 3, помогут вам при общении с подростками
в трудных случаях.
Показатели
по всем шкалам в норме не должны превышать
50 баллов. Высокий уровень физической агрессии
в норме может встречаться у спортсменов,
охотников, уровень физической агрессии у девушек
в среднем ниже, чем у юношей. Настораживающими
являются показатели физической агрессии более 70. Такому
подростку необходима консультация патопсихолога и психиатра.
Высокий
уровень вербальной агрессии (ругань, выяснение отношений)
чаще встречается у девушек, у юношей такой
вид агрессии появляется в качестве компенсации
при невротических расстройствах, нарушении половой
идентичности, в частности при воспитании в семьях,
лишенных отцов, при низком уровне самооценки, невысоком
рейтинге в группе. Такие юноши дистанцируются
от группы, избегают контакта со сверстниками,
склонны к совершению необдуманных, антисоциальных,
брутальных (грубых) поступков.
Высокий
уровень косвенной агрессии свидетельствует о фрустрированности
(глубокая депрессия, связанная с нарушением планов)
подростка и его попытках сдержать свои агрессивные
проявления. Эти проявления в итоге переносятся
на неодушевленные предметы (мальчик стоит в состоянии
задумчивости и бьет прутом забор) и третьих
лиц, как правило, лиц ближайшего окружения, например
родителей, учителей (немотивированная грубость, отказ
от исполнения обычных функций).
Негативизм
свойствен подросткам в силу их психологических
особенностей, однако высокий его уровень (более 70)
должен настораживать, поскольку высокий уровень негативизма
сопровождает эндогенные психозы и расстройства
личности. И те и другие состояния —
высокий риск по агрессивным и криминальным
поступкам. Раздражительность не является показателем
собственно агрессии, но отражает степень готовности
к агрессивным действиям. В сочетании с высоким
уровнем физической или косвенной агрессии это очень
опасный показатель. Подозрительность, обида и чувство
вины отражают невротические реакции, служат показателем
общей нестабильности отношений индивидуума с окружающими.
Их высокие показатели (особенно более 80) —
повод для обращения к психологу и психиатру
за консультацией.
Ключ
к методике. При обработке данных в обычных
условиях ответы «Да» и «Пожалуй,
да» суммируются, «Нет» и «Пожалуй,
нет» суммируются. Ответ на вопрос со знаком
«–» регистрируется с противоположным
знаком. Сумма баллов, умноженная на К, позволяет
получить нормированные показатели (табл. 4).
Индекс
агрессивности = («1» + «2»
+ «3») : 3.
Индекс
враждебности = («6» + «7»)
: 2.
«1».
Физическая агрессия, К = 11.
1 +,
9 –, 17 –, 25 +, 33 +,
41 +, 48 +, 55 +, 62 +, 68 +
«2».
Вербальная агрессия, К = 8.
7 +,
15 +, 23 +, 31 +, 39 –, 46 +,
53 +, 60 +, 66 – , 71 +
73 +,
74 –, 75 –
«3».
Косвенная агрессия, К = 13.
2 +,
10 +, 18 +, 26 –, 34 +, 42 +,
49 –, 56 +, 63 +
«4».
Негативизм, К = 20.
4 +,
12 +, 20 +, 28 +, 36 –
«5».
Раздражение, К = 9.
3 +,
11 –, 19 +, 27 +, 35 –
, 43 +, 50 +, 57 +, 64 +, 69 –,
72 +
«6».
Подозрительность, К = 11.
6 +,
14 +, 22 +, 30 +, 38 +, 45 +,
52 +, 59 +, 65 –, 70 –
«7».
Обида, К = 13.
5 +,
13 +, 21 +, 29 +, 37 +, 44 +,
51 +, 58 +
«8».
Чувство вины, К = 11.
8 +,
16 +, 24 +, 32 +, 40 +, 47 +,
54 +, 61 +, 67 +
Таблица 4
Бланк анализа результатов**
1 |
3 |
5 |
4 |
7 |
6 |
2 |
8 |
Вопросы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
|
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
|
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
|
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
|
|
65 |
66 |
67 |
68 |
|
69 |
|
|
70 |
71 |
|
|
|
72 |
|
|
|
73 |
|
|
|
|
|
|
|
74 |
|
|
|
|
|
|
|
75 |
|
Коэффициенты
|
11 |
13 |
9 |
20 |
13 |
11 |
8 |
11 |
Баллы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормированные
показатели
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индекс агрессивности = |
Индекс враждебности = |
|