Мотивация —
это первый фактор, который нужно учитывать при анализе
того или иного уголовного дела, в котором участвовал
несовершеннолетний. Второй важный фактор —
наличие за спиной ребенка или подростка взрослого
с уголовным прошлым. Люди эти неплохо разбираются
в психологии, к подготовке и совершению
преступления относятся как к работе. Недаром
они говорят: «Пошли на дело». И хотя
определенной системы вовлечения несовершеннолетних
в противоправную деятельность нет, опытные рецидивисты
делают это на удивление грамотно, можно даже
сказать — с педагогическим тактом,
именно потому, что учитывают возрастную мотивацию:
для тех, кому 8—9, — это
корысть. Дети, конечно, не виноваты, виновата
среда. До 7 лет большинство из них
воспитывалось в детских садах, где все общее —
книжки, игрушки, еда. Ребенок из неблагополучной
семьи, недополучающий чего-то дома, худо-бедно
восполняет недостачу вне дома, в детском учреждении.
У него формируется представление о социальной
справедливости: мне, как всем. Но первый же
год в обычной школе разрушает иллюзию равенства.
Здесь у каждого ученика свои школьные принадлежности,
а у него порой нет необходимого. Ребенок
начинает понимать, что родители не хотят или
не могут (что для него равнозначно) дать столько же,
сколько у соседа. А чувство собственника
именно в младшем школьном возрасте достигает
одной из высших точек. Субъективная ценность
сокровищ второклассника не соответствует рыночной
стоимости вещи. Не составляет никакого труда
произвести с ним взаимовыгодный обмен —
забрать дорогое кольцо, украденное ребенком по приказу
взрослого, и милостиво одарить его электрическим
фонариком.
Мотивация
правонарушений у детей 11—13 лет
отличается от мотивации младших школьников. Здесь
корысть уступает место игре, романтике, дружбе, возможности
подняться на ступеньку выше по иерархической
лесенке в своей компании. Они могут быть идеальными
хранителями ценностей. Воры нередко используют квартиры
мальчишек из неполных семей, живущих, как правило,
вдвоем с матерью, под склады краденого. В большинстве
случаев матери не подозревают, что являются невольными
сторожами.
С получением
паспорта подросток обретает новое чувство уверенности.
В его противоправных действиях появляется обдуманность
и корысть. Мотив продвижения по иерархической
лесенке с возрастом приобретает повышенную значимость.
Тем, кому 16—17 лет, деньги
нужны на выпивку, наркотики, покупку сверхмодной,
а потому дорогой одежды.
Весьма
характерным фактом общественной психологии в современных
подростковых компаниях является изменение системы
ценностей. Если 15 лет назад члена группы оценивали
с точки зрения: «Какой ты?» (сильный,
смелый, честный, верный), то теперь критерий
звучит иначе: «Сколько ты стоишь?»
В особую
группу выделяют и детей из элитарных семей.
Избалованное дитя, получающее с ранних лет все,
о чем мечтало и не мечтало, «переедает
сладкого» и отправляется в бурное
море жизни в поисках чего-нибудь
остренького. Кое-кому из них начинает
казаться, что новые вкусовые ощущения жизни может
придать романтика, а вернее, псевдоромантика
правонарушений. Их называют «мажоры».
По изощренности преступлений им нет равных
в преступной среде. |