Кошка, однажды присевшая на горячую печку, уже
никогда не сядет на горячую печку – и хорошо сделает, но уже никогда не
сядет и на холодную.
Если так получилось, что вы вынуждены оставлять
ребенка дома одного или ребенок один гуляет на улице, важно научить его
правилам, которые не позволят ему попасть в беду.
Многим детям наверняка все уши прожужжали о том, что
никуда нельзя уходить без разрешения, да еще с посторонними. Но не все
дети, к сожалению, придерживаются этого правила. Во-первых, дети очень
доверчивы и любопытны, а во-вторых, ребенку кажется, что с ним не может
случиться ничего плохого. Из-за этого произошла уже не одна трагедия.
Итак, стоит проводить дома уроки правил личной безопасности, не дожидаясь, когда они появятся у ребенка в школьном расписании.
Не забывайте только о том, что нам надо не запугать
ребенка, а осторожно дать понять, что есть люди добрые, а есть злые, и
от последних надо уметь защищаться.
Только не читайте ребенку длинные нудные лекции, он
все равно не воспримет. Рассказывать надо понемножку, мягко и так, чтобы
ребенку было интересно. Поводы могут быть самые разные – сказка,
передача и др.
Например, если вы читаете ребенку «Красную Шапочку»,
поинтересуйтесь у ребенка, как волку удалось отыскать бабушку,
правильно ли, на его взгляд, поступила Красная Шапочка. Спросите, как бы
он поступил в такой ситуации, почему, на его взгляд, нельзя давать свой
адрес, телефон, показывать ключи от дома незнакомым? Если время от
времени возвращаться к этим вопросам, ребенок самостоятельно поймет, как
надо себя вести.
Научите ребенка не переоценивать себя, здраво
смотреть на ситуацию. Когда ваш сын говорит: «Если на меня кто-то
нападет, я их побью», похвалите его за то, что он смелый, но объясните,
что есть такие люди, которых он побить не сможет. И обязательно задайте
вопрос: «Как ты думаешь, кто может тебе помочь?», объясните, что надо
позвать на помощь и как это сделать. Расскажите ребенку, что убежать
полезнее, чем рисковать, и это не будет трусостью.
Учитывайте склонности ребенка, его интересы и
увлечения. Например, дочке нравятся спектакли – разыгрывайте с ней
сценки, в которых будете проигрывать разные ситуации (кто-то постучал в
дверь, позвонил по телефону и т. д.). Если ребенку нравится рисовать,
попросите его нарисовать картинки или комиксы на такие темы.
Чтобы ничего не упустить, можно сделать памятку –
написать в тетради или нарисовать на плакате таблицу, в которой будет
две колонки. Первую подпишите «Если…», вторую – «Что надо делать». А
затем постепенно, по мере ваших разговоров с детьми, заполняйте ее, даже
лучше, если вместе с ними.
Постарайтесь обеспечить ребенку подстраховку.
Назначайте время, когда ребенок должен вернуться домой. Если у ребенка
есть мобильный телефон, объясните, что нельзя его всем показывать. Если у
вас есть собака, ребенок может брать ее на прогулку. Предупредите, что
нельзя никуда ни с кем уходить, даже если ребенку скажут, что надо
кому-то помочь, или пообещают подарок, или скажут, что отведут его к
маме или папе. Расскажите ребенку, что есть люди, которые могут его
обмануть. Если ребенок не слишком маленький, можно договориться с ним о
пароле. С малышами это сделать не получится, они еще слишком доверчивы и
могут сами выболтать незнакомцу кодовую фразу.
Время от времени повторяйте с ребенком правила,
чтобы он их не забыл, закрепляйте «пройденное». Проигрывайте с ним
разные ситуации, объясняйте, как себя вести, если, например, на улице за
ним кто-то увязался. Поговорите о вариантах поведения: не идти по
пустым улицам, постараться выйти на людное место, попросить кого-нибудь
помочь, позвонить домой, попросить знакомого проводить.
Можно разыграть сценку, придумать рассказ об умном и
глупом ребенке, даже потренировать ребенка кричать погромче, выбрать
наиболее безопасный путь до дома.
Проверяйте, выполняет ли ребенок ваши правила, –
незаметно для него понаблюдайте за ним, посмотрите, где он гуляет,
попросите кого-нибудь из знакомых позвонить вам домой и что-нибудь
спросить, чтобы проверить, расскажет ли он постороннему что-нибудь
важное.
Поощряйте ребенка за успехи, бдительность и
правильное поведение. Вечером спрашивайте, как он провел день, с помощью
наводящих вопросов постарайтесь выяснить, где он был, с кем. Но если вы
недовольны поведением ребенка, не ругайте его, лучше проведите «работу
над ошибками», обсудите, как действовать в следующий раз. Неверные
поступки ребенка на самом деле следствие того, что родители делают
что-то не так.
Напишите правила, которые ребенок должен выучить назубок:
Не брать у незнакомых никаких вещей, конфет и т. п.
Не входить в лифт с незнакомыми людьми.
Не садиться в чужую машину.
Не ходить по темным пустым улицам.
Не молчать и не стесняться попросить о помощи, если кто-то преследует.
Напишите список людей, которых можно впускать домой. Посторонним ни в коем случае нельзя открывать дверь.
Не реагировать на звонки в дверь, не подходить, не
разговаривать с незнакомыми и не открывать сантехникам, соседям,
почтальонам и вообще посторонним.
На телефонные звонки отвечать, что родители сейчас
не могут подойти, спросить, что передать, но не вдаваться ни в какие
подробности, не говорить, что вас нет дома.
Обсудите, можно ли ребенку в ваше отсутствие включать плиту, микроволновую печь, компьютер и т. д. |