Наше сердце – это клад: растратьте его сразу, и вы нищий.
Мы не щадим ни чувства, когда оно раскрылось до конца, ни человека, когда у него нет ни одного су.
В младшем школьном возрасте происходят изменения в области чувств. Дети учатся сдерживать свои эмоции, желания.
Наряду с этим у младших школьников можно отметить проявление настойчивости как волевой черты характера.
Те психологические особенности, которые начали
формироваться у ребенка в последние дошкольные годы, до прихода в школу,
за первые годы начального школьного обучения развиваются дальше,
закрепляются и к началу подросткового возраста уже полностью
сформированы.
Индивидуальность ребенка в этом возрасте проявляется
во всем, и прежде всего в познавательных процессах. Ребенок приобретает
все более глубокие знания, совершенствуются его умения и навыки ребенка.
В результате у большинства детей к третьему-четвертому классу
обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным
видам деятельности. Общие способности проявляются в том, насколько
быстро ребенок осваивает те или иные знания, а специальные – в том,
насколько близки ему те или иные школьные предметы, виды деятельности,
насколько глубоко он их изучает.
К концу младшей школы развитие детей приводит к
значительным различиям в индивидуальности детей, что проявляется и в
различных успехах в учебе. На основании именно этих различий педагоги
делают выводы о дифференцированном обучении детей с различными
способностями.
Для наиболее развитых детей применяются, как правило,
методы обучения характерные для взрослых, так как у подобных детей
познавательные процессы к началу средней школы уже полностью
сформированы, их мышление, память, речь, восприятие, внимание развиты
уже настолько, что в состоянии воспринимать информацию на уровне
взрослых.
Очень важно в этом возрасте стимулировать у ребенка
мотивацию к достижению успехов в любом виде деятельности – учебе, игре,
труде. Усиление мотивации весьма полезно для ребенка, так как,
во-первых, у него закрепляется очень важная личностная черта – мотив
достижения успеха в противовес мотиву избегания неудачи, а во-вторых,
благодаря этому качеству быстрыми темпами развиваются другие
разнообразные и полезные способности ребенка.
В младшем школьном возрасте ребенок еще открыт для
влияния взрослых, благодаря чему можно регулировать его поведение,
отношения с окружающими, особенно родителями и учителями. Это, в свою
очередь, способствует совершенствованию психического развития ребенка:
чтобы оказать на него позитивное влияние, воспитать положительные
качества, взрослые используют социальные мотивы, такие как признание, одобрение, поощрение со стороны взрослых людей, которых ребенок уважает, стремление получить высокую оценку и другие.
Помимо отношений с взрослыми людьми повышается
значение отношений ребенка с другими детьми. Это тоже способствует
психическому развитию ребенка, так как у взрослых появляются
дополнительные возможности для влияния на ребенка в
учебно-воспитательных целях через призму отношений его со сверстниками:
публичное одобрение его поступков и успехов в присутствии
одноклассников, соревнование со сверстниками, многие другие ситуации, в
которых затрагивается авторитет ребенка у других детей.
Если к младшему школьному возрасту у ребенка уже
сформированы такие качества, как трудолюбие и самостоятельность,
способность регулировать свои действия, то они будут проявляться и вне
непосредственного общения со взрослыми или детьми. То есть к этому
возрасту дети способны уже подолгу заниматься каким-то делом в одиночку. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы у ребенка были различные дидактические развивающие игры. |