Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о
них, забывая о себе, а не вспоминать о них, когда понадобится напомнить
им о себе.
Очень часто, когда мы представляем своих детей
взрослыми и счастливыми людьми, то почти всегда видим их в роли лидеров.
Какую бы дорогу они ни выбрали, мы хотим, чтобы они были лучшими,
уникальными, самостоятельными! Но как же воспитать в детях стремление
стать первыми? Как помочь ребенку стать лидером?
Почти что каждый ребенок проходит через периоды
чудовищного одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это
еще и страхом, что он один во всей вселенной. Ему кажется, что он
отделен от всех невидимой стеной, что никто его не понимает. Он завидует
тем, кто пользуется популярностью, хочет быть как они, а когда не
получается, еще больше уходит в себя. В этот период родители должны быть
начеку и помочь своему ребенку преодолеть проблемы общения, чтобы не
пострадала его самооценка.
Ведь даже самые популярные подростки сомневаются в
себе. И среди тех, кто составляет «группу популярности», тоже есть свои
табели о рангах: кто-то самый популярный из популярных, а кто-то стоит
среди них на последнем месте и должен как-то мириться с этим.
Ребенок должен понять, что на самом деле он не
единственный, у кого есть проблемы, и, если он рискнет поговорить об
этом с родителями, друзьями, он увидит, что они поймут его, а для него
это будет большим облегчением, кроме того, и друзья получат возможность
поговорить о своих проблемах. Но может случиться и так, что друзья могут
не открыться. Ведь дети так отчаянно стремятся соответствовать своей
«системе», что боятся, что кто-то сочтет их белой вороной. Поэтому они
хранят самые глубокие переживания в тайне, убежденные, что их никто не
поймет.
Дети зачастую уверены, что лидерам живется проще –
все их любят, им подчиняются, выполняют их требования, то есть, как
правило, путают причину и следствие. Лидером становится тот, кто уважает
других, кто находчив и ответствен.
Как же воспитать лидера?
Для начала попробуйте ответить самим себе на вопросы, которые предложила психолог Вера Брофман:
1. Почему я хочу это сделать?
2. А хочет ли мой ребенок становиться лидером?
3. Какие качества я хочу в нем развивать, и как я это буду делать?
Лидер – кто он?
Унция репутации стоит фунта работы.
Л. Питер
Настоящий лидер развивает свои сильные стороны, умеет показать свои таланты перед взрослыми и ровесниками.
Настоящий лидер умеет с юмором относиться к своим
недостаткам, извлекать из них урок. Вообще, юмор – это прекрасное
лекарство от неуверенности и от излишней самоуверенности.
Настоящий лидер умеет повести за собой других.
Настоящий лидер не боится общаться с другими людьми – ни с взрослыми, ни со сверстниками.
Лидер всегда на виду. Его популярность с каждым
днем растет все больше, и он это понимает и, как правило, пользуется
этим. Чаще всего дети-лидеры умеют прекрасно манипулировать окружающими –
и сверстниками, и взрослыми.
Постепенно они начинают диктовать своему окружению,
чем заниматься: они выбирают, во что сегодня нужно играть, кого
принимать в игру, а с кем не стоит водиться, с кем дружить, а кому
объявить бойкот, они умеют привлекать других детей к выполнению своих
целей. Взрослым нужно тактично направлять энергию детей-лидеров в
созидательное русло, помогать совершенствовать положительные черты и
искоренять отрицательные. Ведь из такого ребенка может вырасти как позитивный лидер, так и главарь бандитской группировки. С
самого первого момента, когда родители заметили у ребенка проявление
лидерских наклонностей, они должны учить его, что быть лидером – это
уметь брать ответственность не только за себя, но и за тех, кто идет за
ним.
Лидерство раньше и сейчас
За последние годы многое изменилось в нашем подходе
к воспитанию. Наших родителей учили скромности и сдержанности: не
принято было демонстрировать свои таланты, приветствовалось стремление
«быть как все». Взрослые пытались привить детям эти важные, по их
мнению, качества, свидетельствующие о деликатности и тактичности, учили,
что сначала нужно думать о людях, а потом уже о себе.
Однако политические и социальные перемены принесли в
нашу жизнь и новые понятия: карьерный рост, рынок,
конкурентоспособность, умение выживать в новом мире,
стрессоустойчивость, инициативность. Педагоги твердят о необходимости
прививать детям самоуважение и высокую самооценку, чтобы те могли с
уверенностью лидировать в среде сверстников. Мы с вами прекрасно
понимаем, что в наше время эти качества – неотъемлемые элементы успеха.
Вот почему мы искренне хотим привить их своим детям.
Как распознать ребенка-лидера?
Многие родители впервые задумываются о проблеме
детского лидерства, только когда их дети уже достигают подросткового
возраста. Но ведь начинается все с самого рождения!
Ребенка-лидера легко распознать уже в трехлетнем
возрасте. Именно он окружен другими детьми, именно ему отдают лучшую
игрушку, делятся конфетой. Обычно маленький лидер верховодит в играх,
предлагает новую игру, занимая в ней главную роль и распределяя
остальные.
Взрослые тоже находятся во власти его обаяния. Чаще
всего именно ему дают почетные задания в детском саду и в школе, его
часто ставят в пример другим детям.
Откуда что берется? Почему кроха, еще мало что
умеющий делать сам, вдруг пользуется таким авторитетом? Все здоровые
дети по природе своей – эгоцентрики. А стремление лидировать – одно из
проявлений эгоцентризма. Взрослые должны так построить воспитание, чтобы
помочь детям найти баланс между самооценкой и самоуважением, с одной
стороны, и здоровой самокритикой и стремлением к совершенствованию – с
другой.
Задатки лидера в ребенке нужно развивать с самого
раннего возраста: хвалить за успехи, подбадривать при трудностях,
поддерживать в моменты неудач, доверять, позволяя ребенку на собственной
шкуре осваивать новые умения и навыки. Ведь первые победы и поражения
ребенка происходят именно дома, в его семье. Его способность убеждать,
добиваться своего, умение достойно выдержать поражение или принять
плохую весть закладываются и формируются родителями.
Если родители паникуют по любому поводу, если любое
незначительное происшествие становится в их глазах трагедией, то,
вероятнее всего, ребенок вырастет неуверенным в себе, будет испытывать
неловкость, когда ему придется выступать перед аудиторией, будет
стесняться высказать собственное мнение, общаться с людьми.
Если ребенок потерпел неудачу, нужно предложить ему
повторить попытку, исправить ошибку. Ведь когда ребенок учится ходить и
падает, мы все равно побуждаем его к ходьбе, вставать и опять идти. Так
и в любой другой ситуации. Ребенок должен забыть о страхе провала и
попытаться исправить ошибку.
Нельзя безапелляционно приказывать сейчас же
повторить попытку, угрожать. Если ребенок не готов к новой попытке,
лучше не давить на него, а приободрить, сказав: «Когда будешь готов, ты
обязательно сможешь повторить. У тебя все получится».
Составные лидерства – самостоятельность, самоуважение и вера в собственные силы. Они похожи на надувной мячик. Перекачал воздуха – он лопнет. Недокачал – он перестает отскакивать от асфальта.
Если вы разочарованы в своем ребенке, он непременно это почувствует и его вера в собственные силы будет подорвана. Принимайте
своего ребенка в победе и в поражении, сильным и слабым, веселым и
грустным, всезнайкой и неумехой, тогда его шансы стать лидером
многократно повысятся. |