Свобода – это ответственность. Вот почему все ее так боятся.
Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность,
взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг
другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение
от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки
ребенок может стать инфантильным, во втором случае – беспомощным,
упрямым.
Если взрослые (как правило, родители, бабушки и
дедушки) подавляют инициативу ребенка во всем, он вырастет инфантильным.
Почему же взрослые так любят опекать детей? По разным причинам: из-за
боязни за него, из желания уберечь ребенка, убрать все «камни с его
дороги», иногда из-за презрительного – свысока – отношения к его
«глупым» затеям. Все это приводит к одному результату: инициативность –
первое и важное звено в развитии самостоятельности – отмирает.
Соответственно, не проявятся и следующие ее компоненты.
Нельзя сказать, что самостоятельность полностью
исчезает – она просто переносится ребенком в другую область активности,
проявляясь в неспецифической форме. Так, например, ребенку не разрешают
заниматься тем, чем ему нравится, а то, что можно, что разрешено, ему
неинтересно. Он начинает переносить свои проблемы на взрослых:
капризничает, упрямится, делает назло, нарушает запреты, то есть
пытается реализовать свою потребность в самостоятельности и
независимости другим способом. Если вовремя не принять меры и позволить
укрепиться этим чертам, то к школьному возрасту родители рискуют
получить вполне сложившегося невротика, который без мамы шагу ступить не
сможет, не говоря уже об учебе и общении со сверстниками.
Синдром беспомощности – это еще более глубокая
задержка в развитии самостоятельности и независимости ребенка. Если у
инфантильных детей все-таки присутствует первоначальная инициатива,
которая затем подавляется взрослыми, то у беспомощных малышей нет даже
ее. Этим детям все равно чем играть, они могут долго заниматься одним и
тем же делом, не проявляя особого интереса ни к чему, редко меняют
игровые предметы, абсолютно нелюбопытны. Особенно явно подобные задержки
развития проявляются у детей, воспитывающихся с раннего возраста в
детских домах, круглосуточных группах детского сада и т. д. Казалось бы,
для ребенка созданы все условия, но недостаток общения и, более того,
отсутствие качественного общения со взрослыми тормозит развитие многих
функций ребенка, соответственно, и самостоятельности.
Иногда такой
синдром беспомощности развивается даже у детей, воспитывающихся в
благополучных на первый взгляд семьях, где родители увлечены новомодными
теориями, такими как сыроедение, закаливание, беби-йога и т. д. Если
эти теории не «зашкаливают» в сознании родителей, сочетаясь с другими
методами воспитания, то вреда от них не будет. Но если в семье
существует культ какой-либо теории, то возникает психологический крен.
Поскольку она (та или иная теория) остается единственной формой
активности, она может привести к необратимым изменениям, нанеся
непоправимый вред психике ребенка. |