Наш воспитатель – наша действительность.
Когда ребенок начинает учиться в школе, происходят
изменения и в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно
серьезные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на
общение. Большую часть дня дети общаются с родителями, учителями,
другими детьми. Изменяется содержание общения: оно уже не связано с
игрой, на первый план выступает учеба, то есть выделяется деловое
общение.
В первых классах школы авторитет учителя для детей
очень высок, и это закономерно, ведь дети больше общаются с учителем,
проявляют к нему больший интерес, чем к своим сверстникам. Но через
какое-то время положение дел меняется. Учитель становится для детей
менее значимой и авторитетной фигурой, а интерес к сверстникам,
напротив, растет, усиливаясь к среднему и старшему школьному возрасту.
Помимо изменений в характере общения изменяется и его
содержание. Это выражается в том, что меняются темы и мотивы общения.
Если в первых классах школы выбор ребенка, с кем общаться, а с кем нет,
определяется в основном оценками учителя, успехами в школе, то к концу
начальной школы возникает иная мотивация.
У ребенка вырабатывается так называемая внутренняя
позиция, которая представляет собой осознанное отношение ребенка как к
себе, так и к окружающим людям, событиям и поступкам. Это отношение у
него может выражаться и словами, и делами. Этот момент – возникновение
внутренней позиции – становится переломным моментом в дальнейшей судьбе
ребенка, потому что именно он является началом его индивидуального
личностного развития. В сознании ребенка устанавливается система
нравственных норм, которым он старается следовать всегда и везде,
независимо от складывающихся обстоятельств («что такое хорошо и что
такое плохо»).
Согласно исследованиям Ж. Пиаже, дети разного возраста по-разному судят о нормах морали. Так, например, в период от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, по мнению Пиаже, – это твердое, весьма однозначное понимание добра и зла. Ребенок
делит все существующее вокруг него только на две категории – хорошее и
плохое, в его понимании нравственности нет полутонов.
Что же касается нравственного релятивизма, который
появляется у детей приблизительно с одиннадцати лет, то он в понимании
ребенка означает, что каждый человек имеет право на справедливое и
уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть
нравственно оправданное и осуждаемое.
Ребенок младшего возраста подчинен авторитетам и
полагает, что нравственные законы незыблемы, не имеют исключений, их
нельзя менять. В этом случае любое нравственное сомнение ребенок
решает просто: он беспрекословно подчиняется взрослому, даже если
распоряжения взрослого расходятся с общепринятыми нравственными нормами.
Дети в более старшем возрасте («нравственные релятивисты») уже считают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали.
Младшие дети, например, уверены, что врать нельзя ни в каких случаях;
старшие уже допускают, что в некоторых случаях это возможно (чтобы
прикрыть товарища и т. д.).
Нравственные реалисты считают, что существует лишь
одно верное правило игры; дети-релятивисты допускают, что правила игры
можно изменять, и с общего согласия готовы принять новые правила.
Дети-реалисты судят о действиях других людей по их результату, а не по
намерениям: то есть любой поступок, который привел к отрицательному
результату, является плохим независимо от того, из плохих или хороших
побуждений он совершался.
Дети-релятивисты, напротив, придают большое значение намерениям и именно по ним судят о характере поступков. |