Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 10:59:30
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС [11]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ [60]

Тема: "ЧТО НАС РАЗДЕЛЯЕТ"

Ожидаемые результаты

      В результате проведения занятий по теме III учащиеся смогут:
      давать определения понятиям: традиции, культура, этническая общность, национализм, суверенитет, патриотизм, религия, фундаментализм, теократия, светское государство, мультикультурализм, шовинизм; называть факторы, оказывающие влияние на социализацию человека; классифицировать виды культуры по разным основаниям; получить представление о различных моделях межэтнического взаимодействия в составе одного государства; характеризовать основные проявления суверенитета; расширить представления о влиянии религии на государственное устройство и политику, понимая разницу между теократическими и светскими государствами, находя общее и различия между светской и духовной властями, и уметь высказать свою аргументированную позицию по этому вопросу; определять круг проблем, связанных с межкультурным взаимодействием; понимать роль этнических факторов в государственном развитии, опасность шовинизма и расизма в межэтнических отношениях; осознавать значение языкового фактора для сохранения культуры; соотносить существующие в мире конфликты с культурными различиями, предлагая мирные возможности решения имеющихся противоречий; занять позицию по вопросу о влиянии глобализации на культуру, межкультурном и межэтническом взаимодействии в современном мире.

Оборудование и материалы

      1) Учебник, схема; 2) таблицы «Функции государства», «Способы и формы управления», «Стратегии межэтнического взаимодействия», «Признаки государства»; 3) статистические данные об этнических и языковых группах (могут быть найдены с использованием Интернета); 4) Конституция РФ (статьи об охране культурного наследия, о федеральном устройстве и межэтническом взаимодействии, в первую очередь ст. 26); 5) листы ватмана для выработки в группах «правил решения межэтнических конфликтов», основанных на принципах толерантности; 6) портреты представителей разных рас, живущих на Земле; 7) карты с распределением языковых групп и этнических общностей; 8) отрывки из документов, предложенных в пособии к данной теме; 9) компьютер с доступом в Интернет для поиска информации, документов и иллюстративных материалов (в том числе карт и портретов); 10) рабочие тетради, в которых будут отражены основные результаты обсуждения.

Наглядное структурирование информации

Схема. Признаки государства

Таблица. Функции государства

Внутренние

Внешние

Консолидация общества

Защита интересов общества на международной арене

Регулирование экономики

Оборона страны или экспансия

Защита политической системы

Взаимовыгодное сотрудничество

Поддержание общественного порядка

Участие в решении глобальных проблем

Создание и реализация законов

Миротворческие акции

Духовно-идеологическая деятельность

 

Регулирование социальных отношений

 

Таблица. Теории возникновения государства

Теория

Содержание

Теологическая

Государство обладает Божественной силой (Фома Аквинский)

Договорная (конвенциональная)

Сила разума, сознания. Государство как общественный договор граждан. Делегирование правителям полномочий в вопросах организации общественной жизни и обеспечения мира и выживания (Платон, Полибий, Цицерон, Дж. Локк, Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, А. Радищев)

Психологическая («Левиафан»)

Факторы психики человека. Страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Государство — монстр, который контролирует враждебность и агрессивность, сдерживает их путем создания репрессивного аппарата (Т. Гоббс)

Органическая

Биологические факторы. Аналогии государства с организмом, особая забота о целостности (Платон, Г. Спенсер, А. Шеффле)

Теория насилия

Военно-политические факторы. Государство появляется в результате захвата одним народом других. Разделение на управляемых и управляющих соответствует делению на захватчиков и порабощенных

Национальная

Государство как универсальный механизм реализации «коллективного духа нации». Реализация национальной идеи, приоритет государственных интересов нации и народа (Джузеппе Мадзини — итальянский революционер XIX в., вождь национально-освободительного движения)

Классовая (марксистская, материалистическая)

Социально-экономические факторы. Разделение труда, развитие производства, появление имущественной и социальной дифференциации привели к появлению классов. Государство — орудие реализации интересов экономически господствующего класса (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин)

Реалистическая

Государство отвечает принципам системного бытия людей, примат универсального над индивидуальным. Личность — продукт общественных отношений (Аристотель, О. Конт)

Таблица. Способы и формы управления

Название            

Характеристика

Софократия

Правление ученых

Теократия

Форма правления, при которой вся полнота власти в государстве находится в руках главы Церкви и духовенства (например, Ватикан)

Технократия

Власть технических специалистов (технократов), а также идейно-теоретическое обоснование этой власти, тип политического режима, при котором технократы занимают доминирующее положение

Тимократия

По Платону, одна из отрицательных форм государства, основанная на правлении честолюбцев

Тирания

Форма государственной власти, устанавливаемая насильственным путем и основанная на единоличном правлении. Впервые возникла в греческих полисах в VII—VI вв. до н. э.

Плутократия

Государственное устройство, при котором власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке общества

Охлократия

По Платону и Аристотелю, господство толпы, временное доминирование в политической жизни общества «массы»

Олигархия

Политическое и экономическое господство, правление небольшой группы людей, а также сама правящая группа

Меритократия

Власть наиболее одаренных и достойных, одна из элитарных концепций, в основу которой положен принцип индивидуальных заслуг в осуществлении политической власти и социального управления

Идеократия

Власть идеи и идеологии, правление идеологов, которые подчиняют своим идеям сознание большинства населения

Автократия

Система управления обществом, государством, при которой одному лицу принадлежит исключительная и неограниченная верховная власть (монарх, царь, феодальный князь)

Абсолютизм (самодержавие)

Абсолютная власть монарха, деспотическая форма правления, основывающаяся на произволе правителя, при которой достигается неограниченная степень централизации государственной власти

Деспотия

Крайняя форма тирании, абсолютное и беззаконное господство. Власть, базирующаяся на полном подавлении, физическом или психологическом

Полития

По Аристотелю, наиболее сбалансированная из всех правильных форм правления, которая сочетает в себе сильные стороны аристократии и демократии

Республика

Форма правления, при которой высшая власть принадлежит избранным на определенный срок представительным органам и отсутствует институт правящей династии

Аристократия

Форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. По Аристотелю, одна из трех правильных форм правления. Аристократическими государствами были Спарта, Карфаген, средневековая Венеция, Новгородская республика

Геронтократия

«Власть стариков», принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим

Монархия

По Аристотелю, власть одного, вариант правильной формы правления

Демократия

По Аристотелю, власть народа, захваченная в результате мятежа и основанная на невежестве, — неправильная форма правления

Анархия

Уничтожение государства и замена всех форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Четыре основных направления:
индивидуалистическое — идея абсолютной свободы человека (М. Штирнер);
мютюэлистское — идея «свободного договора», создания безденежного эквивалента обмена товарами между всеми членами общества (Д. Уоррен, Б. Такер, П. Прудон);
коллективистское — уничтожение государства революционным путем и построение общества, основанного на свободной федерации крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей и орудиями труда (М. Бакунин);
коммунистическое —
переход к федерации свободных коммун путем уничтожения государства и частной собственности (П. Кропоткин)

Таблица. Стратегии межэтнического взаимодействия в составе одного государства (задание для учащихся)

Стратегии взаимодействия народов

Достоинства

Недостатки

Ассимиляция

 

 

«Плавильный котел»

 

 

Мультикультурализм

 

 

Комментарий к ключевым понятиям и проблемам курса

Краткие методические рекомендации по проведению занятий

      В процессе изучения содержания темы III можно провести обсуждения в классе по вопросам государственного управления, культуры, взаимодействия этнических групп. Помимо вопросов, предлагаемых в методическом аппарате учебника, могут быть использованы следующие:
      1) Каковы основные черты, характеризующие этническую общность? 2) Какие этнические общности существовали и существуют в истории человечества с древнейших времен до наших дней? 3) Что такое национальная культура? 4) Каковы возможные модели проживания наций в одном государстве? 5) Что такое межнациональные конфликты и почему они возникают? 6) В чем может выражаться позиция этнического превосходства? 7) Почему идеи превосходства одних народов над другими до сих пор пользуются определенной популярностью? 8) Каковы основные тенденции в межнациональных отношениях? 9) В чем заключаются национальные проблемы в современной Российской Федерации?
      В качестве темы для обсуждения может быть использовано положение статьи 26 Конституции РФ: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
      В некоторых регионах России вопросы культурного многообразия являются крайне острыми, и в ходе обсуждения могут появляться экстремистские и шовинистические позиции. Нужно подчеркнуть, что подобное недопустимо в такой многокультурной и полиэтнической стране, как Россия. Следует обращать внимание на возможные правила совместного проживания представителей разных культур, этносов и конфессий, понимание необходимости толерантного подхода к существующему многообразию. Для этого могут быть использованы ролевые игры, где возможно проецировать ситуации, возникающие в ходе взаимодействия разных народов. Эти ситуации не обязательно должны быть реальными. При остроте конфликтов в определенных регионах можно выработать модель такого взаимодействия для жителей отдаленной планеты или затерянного в океане острова. Однако при обсуждении стоит фантастическую ситуацию соотнести с реальной, поговорить о возможных конкретных механизмах решения назревших противоречий.

Дополнительная информация для учителя

1. Признаки и отличительные характеристики государства

      Государство  основной институт политической системы общества, составляющий управление им, охрану и обеспечение его экономической и социальной структуры. Возникновение института государства обусловлено необходимостью отражения общих потребностей и интересов, которые прежние институты не могли удовлетворить. К таким общим потребностям и интересам относят потребность в безопасности, соблюдение прав и свобод индивидов, сохранение гражданского мира и правопорядка и т. д.
      Появление государства как социального института отражает процесс усложнения общественной жизни, дифференциации экономических, социальных, культурных интересов и потребностей составляющих общество индивидов и групп. Именно государство обеспечивает единство этой внутренне дифференцированной целостности благодаря способности концентрированно выражать и осуществлять общественные интересы.
      В настоящее время понятие «государство» наиболее часто встречается в двух значениях: 1) институты власти, должностных лиц, составляющие в совокупности систему управления; 2) сообщества особого типа, особым образом организованные нации, обладающие суверенитетом. Государство в первом смысле управляет государством во втором смысле.
      Современное государство обладает целым рядом признаков:
      — территория (нераздельна, неприкосновенна, неотчуждаема, границы закрепляются международными договорами с другими государствами, исключительна) — установление пределов в виде государственной границы;
      — население (через институт гражданства или подданства);
      — наличие механизма государственной власти — государственного аппарата (институты законодательной, исполнительной и судебной власти);
      — правовые механизмы регулирования общественной жизни (монопольное право на осуществление власти по отношению к населению на всей территории страны);
      — экономическая самостоятельность через систему налогов и обязательных платежей;
      — суверенная власть (верховенство внутри страны и независимость во внешнеполитических отношениях — охрана границ, собственные государственные символы, национальная денежная единица). Термин «суверенитет» был введен в XVI в. французским юристом Ж. Боденом;
      — особые учреждения для осуществления принуждения (армия, тюрьмы, внутренние войска, полиция и милиция и т. п.).
      Верховенство государственной власти по отношению к другим видам власти обусловливается следующими обстоятельствами:
      1) распространяется на всю территорию, включая недра и воздушное пространство, очерченную государственными границами;
      2) все население, проживающее на территории государства, признает право на его господство;
      3) обладает принудительностью;
      4) имеет специальный государственный аппарат, с помощью которого осуществляет свои полномочия.
      Публичная власть опирается на механизм принуждения, правовые санкции, деятельность особого слоя лиц, профессией которого является государственная служба. Принудительность — исключительная прерогатива публичной (государственной) власти, поэтому, как подчеркивал М. Вебер, «государство является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие». Только институты государственной власти обладают монопольным правом издавать законы, регулирующие общественную жизнь и имеющие общеобязательный характер, формировать систему налогов, необходимых для обеспечения государственной политики и содержания государственных чиновников.

2. Сущность государства в различных смыслах1

      1) В институциональном смысле — множество легальных органов, учреждений, действующих на основе заведенного и совершенствуемого ими порядка, права.
      2) В публичном смысле — универсально значимая власть, нацеленная на сохранение, отстаивание, обеспечение, конституирование, регулирование интересов целого в противовес отдельному, частному, фрагментарному.
      3) В популяционном смысле — единство оседлого народа, обладающего правовым и ценностным идентитетом.
      4) В диахроническом смысле — состояние социальности, достигаемое через властную консолидацию народа на территории с последовательной кодификацией, институционализацией межсубъектных связей, привнесением элемента правового формализма.
      5) В синхроническом смысле — система социально санкционированных отношений с точно заданным на них порядком господства и подчинения (легитимное побуждение и принуждение, мягкие и жесткие технологии насилия).
      6) В функциональном смысле — способ дисциплинарной структуризации пространства социальных взаимодействий, нацеленный на поддержание постоянной целостности жизни с использованием всех доступных средств, в том числе легитимной монополии на насилие.
      7) В патриотическом смысле — институт, служащий национально оправданным, народосостоятельным целям.
      8) В ритуальном смысле — субстанция ценностная, питаемая народным национально-патриотическим сознанием. Формально — держава с признанной символикой (флаг, герб, гимн), неформально — родная земля, наследуемая от предков.
      Светское государство  государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Вместе с тем в мире существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, католичество в Испании, лютеранская церковь в Скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). По наличию или отсутствию связи государственной власти с определенной религией страны делятся на светские и клерикальные. В светских государствах нет официальной религии, декларируется свобода совести, равенство религиозных конфессий. Клерикальные государства имеют государственную религию (Израиль — иудаизм, Иран — ислам и т. д.). Религию в обязательном порядке изучают в учебных заведениях, священнослужители оказывают заметное влияние на политическую и духовную жизнь страны.

3. Государственный аппарат и управление

      Механизм государства  это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. Представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.
      Государственный аппарат состоит из государственных органов (физическое лицо или организация, наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства); признаки — самостоятельный элемент, властные полномочия, действует на основе правовых актов, имеет свою компетенцию (полномочия и обязанности).
      Два вида бюрократизма:
      — превышение служебных полномочий;
      — господство интересов групп властвующей бюрократии, монопольный контроль льгот, прав, средств, превращение государства в свою вотчину.
      Механизм государства обладает следующими свойствами:
      1) состоит из группы людей, которая главным образом занимается управленческой деятельностью;
      2) образующие его государственные органы иерархически соподчинены друг другу (обобщение отдельных звеньев является признаком кризисных явлений);
      3) органы обладают властными и обязательными для всех полномочиями;
      4) наличие организационных и материальных ресурсов для принуждения.
      Государственный аппарат  часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
      Государственные органы обладают следующими признаками:
      1) осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
      2) обладают властными полномочиями;
      3) имеют определенную компетенцию (закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей);
      4) характеризуются определенной структурой (строением по отдельным видам служб и численному составу — штату);
      5) имеют территориальный масштаб деятельности;
      6) образуются в порядке, установленном законом;
      7) могут издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.
      В структуру механизма государства, кроме государственного аппарата, входят государственные учреждения и государственные предприятия.
      Государственные учреждения  такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т. п.
      Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
      Большинство ученых к принципам организации и деятельности государственного аппарата в условиях демократии относят следующие:
      — демократизм;
      — разделение властей;
      — законность;
      — федерализм;
      — профессионализм;
      — централизм;
      — гласность;
      — самостоятельность;
      — сочетание коллегиальности и единоначалия;
      — равный доступ к государственной службе;
      — открытость и конкурентность.

4. Взаимодействие этнических групп в составе государства

      XX век дал много примеров опасности разжигания страстей на национальной почве. Фашистская Германия взяла на вооружение расистские идеи о превосходстве одной группы людей над всеми остальными и существовании особой расы арийцев — избранного народа, который должен управлять всем миром. Воплощение этой идеи в жизнь привело к стремлению полностью уничтожить евреев, цыган, поляков, а других подчинить «истинным арийцам». Были даже определены внешние параметры высшей расы — определенный цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т. п. Любопытно, что ни Гитлер, ни многие из его приближенных сами не подходили под эти параметры, но это не помешало им развязать самую жестокую войну на Земле, уничтожившую миллионы людей.
      Сейчас появилось много неонацистских партий и движений, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности. Какому народу не хочется слышать, что он лучший в мире, самый умный и благородный, исповедует единственно истинную религию, обладает героической историей? Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в газетах и листовках. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости силой «навести порядок», для чего создаются особые боевые отряды. Обычно чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности — своей или своего народа — и наличии врагов, не дающих ей проявиться. Стоящие же за всем этим люди стремятся к власти, к личному обогащению, к славе и популярности. За их переживаниями о судьбе нации стоят ярко выраженные личные интересы. Это было, есть и, наверное, еще сохранится. Насколько долго? Многое зависит от простых граждан — до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие и стремление возложить ответственность за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся этнические противоречия и неприязнь между народами.
      Расизм  совокупность понятий, согласно которым одна раса как в моральном и умственном, так и в культурном отношении превосходит другую расу. Суперкачества «высшей» расы передаются наследственно от одного поколения к другому. Расизм поддерживает убеждение, что биологическое смешение разных рас привело бы к наследственно-генетической и социально-культурно-моральной дегенерации «высшей» расы. Расизм сегодня — все, что связано с расовой дискриминацией, расовыми предрассудками и попранием национального равноправия. Современный расизм проявляется и во враждебном отношении к переселенцам, и в непризнании прав на сохранение различных культур.
      Раса — это группа (совокупность) людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически по цепи поколений. Расовые различия касаются цвета кожи, разреза и цвета глаз, формы черепа, губ, носа и т. д. Однако основные черты физической организации человека (строение скелета, мышц, мозга) одинаковы у людей всех рас.
      Существуют различные классификации с выделением от 3 до 30 расовых типов. Традиционная классификация включает три основные расы — европеоидную (светлая кожа, мягкие прямые волосы; в нее входят коренные жители Европы, Северной Африки, Северного Востока и Индии), монголоидную (желтая или желто-коричневая кожа, узкий разрез глаз), негроидную (темная или черная кожа, вьющиеся волосы). Чистых рас уже давно нет, в процессе исторического развития происходит их смешение. В некоторых странах Латинской Америки большинство составляют метисы (европеоидно-монголоидные признаки) и мулаты (европеоидно-негроидные признаки). Расы являются внешним, а не социально-культурным разнообразием человечества, хотя следует признать, что расовая принадлежность в современной жизни может повлиять и на социальный статус человека.
      Выделяются три уровня сегрегации (от лат. segregare — отделять, удалять):
      1) микросегрегация — разделение некоторых общественных мест (умывальные залы, залы ожидания, пассажирские вагоны);
      2) меццосегрегация — выделение специальных жилых районов и принуждение группы к проживанию в них;
      3) макросегрегация — создание специальных национальных резерваций.
      Неприязнь, а иногда и ненависть к иностранцам, ксенофобия (ненависть к чужим), неонацизм, ультраправое мышление, ограничение прав репрессируемых групп населения и даже теракты против них — все это современный расизм.

5. Решение проблем межнационального взаимодействия в современном мире

      Человечество пытается решить проблему взаимодействия народов. Есть различные организации, занимающиеся этим вопросом, — Организация Объединенных Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии и др. Многие конфликты были прекращены или благодаря их содействию, или при их непосредственном вмешательстве.
      Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании двух основных тенденций в национальных отношениях — дифференциации (стремление народа к сохранению своеобразия) и интеграции (тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур не должно вести к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
      В большинстве стран мира соседствуют разные национальные культуры. При этом существуют разные модели совместного проживания. В одних государствах приехавшие из других мест люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая господствующие в данной стране установки; в других — этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры, который представляет собой сочетание разных культур; в третьих — каждая группа сохраняет собственную культуру и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой хуже. Это соответствует следующим трем моделям межэтнического взаимодействия:
      1) слитность, или ассимиляция, — отказ иммигрантов от своих традиций и обычаев и принятие ценностей и норм новой страны;
      2) «плавильный котел» — мирное сожительство разных этносов, которые не теряют своих культурных и поведенческих особенностей, смешиваются и создают новый тип культуры;
      3) плюралистическая культура — развитие на основе многокультурного принципа, при котором все этносы равноправны и каждый из них сохраняет собственную культуру.
      Условия гармонизации национальных отношений:
      — наличие правового государства;
      — отказ от сепаратизма, признание за верховной властью полномочий в обороне, ведении иностранных дел, борьбе с организованной преступностью;
      — предоставление компактно расселенным меньшинствам самой широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел;
      — признание культурной автономии меньшинств, финансирование из общего бюджета образования и вещания на языке этнического меньшинства;
      — перемещение центра принятия властных решений на локальный уровень.

Документы для анализа

      Из «Афоризмов житейской мудрости» (1851) немецкого философа А. Шопенгауэра
      «Самый дешевый вид гордости — гордость национальная. Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких-либо индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, так как иначе ему незачем было бы хвататься за то, что у него общее с миллионами. У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всего яснее видит недостатки своей собственной нации, так как они постоянно у него на глазах. А всякий жалкий бедняга, у которого нет за душой ничего, чем он мог бы гордиться, хватается за последнее средство — гордится той нацией, к какой именно он принадлежит: это дает ему опору, и вот он с благодарностью готов „кулаком и пятой" защищать все присущие этой нации недостатки и глупости...
      Индивидуальность стоит далеко выше национальности, и по отношению к каждому данному человеку первая заслуживает в тысячу раз более внимания, чем вторая. Вообще за национальным характером, так как в нем отражается толпа, никогда нельзя по совести признать много хорошего. Скорее дело здесь только в том, что человеческая ограниченность, извращенность и порочность в каждой стране принимают иную форму, которую и называют национальным характером. Наскучившись одним из них, мы начинаем хвалить другой, пока и его не постигнет та же участь. Всякая нация смеется над другой, и все они правы».

      Вопросы и задания к документу:
      1. С какими мыслями автора вы согласны, а с чем могли бы поспорить? Почему? Свое мнение аргументируйте примерами из истории, литературы и современной жизни. 2. Как вы понимаете термины «национальная гордость» и «национальный характер»? 3. Проанализируйте позицию автора по этим вопросам и выскажите собственное мнение. 4. Что общего и в чем различия индивидуальности и национальности? Согласны ли вы с их резким противопоставлением? 5. Что можно сказать об идеологической позиции автора? Какие ценности для него были важными и против чего он боролся? 6. Можно ли разбить текст на несколько частей? Если да, то по какому принципу это можно сделать; если нет, то почему?

      Вопросы для сравнительной характеристики документов:
      1. Сравните данный документ с документами, представленными в учебнике на с. 49—50 (из работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии») и на с. 64—65 (из работы Н. А. Бердяева «Судьба России»). Каковы, на ваш взгляд, цели и задачи каждого из документов? Есть ли в них что-то общее? 2. О каких проблемах идет речь в документах? 3. Чем отличаются исторические периоды появления предлагаемых текстов? Можно ли говорить о влиянии исторических событий на позиции авторов? Какие это могут быть события и процессы? 4. Как в каждом из документов соотносятся национальное и индивидуальное? Какая из позиций вам представляется наиболее обоснованной? 5. Какое название вы могли бы предложить к каждому из текстов? Можно ли найти общее название для всех трех документов?

Словарные материалы

      Аккультурация (от англ. acculturation — образование, развитие) — процесс восприятия одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий вследствие общения этих народов (большей частью при доминировании культуры народа, в культурном отношении более высокоразвитого) (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
      — взаимодействие индивида и общества, в ходе которого требования социальной среды, социальной группы согласовываются с самооценкой, притязаниями и реальными возможностями и ожиданиями его участников (Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — М., 2004).

      Ассимиляция — процесс, в ходе которого меньшинство, принимая ценности, нормы поведения и культуру группы большинства, в конечном счете поглощается этой группой (Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М., 1999);
      — этническая (от лат. assimilation — уподобление, подражание, сходство) — вид объединительных этнических процессов, слияние одного народа с другим, связанное с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания, в результате чего происходит определенная (очень часто кардинальная) трансформация национально-психологических особенностей (Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. — М., 1999);
      — 1) средство достижения этнической однородности; 2) слияние одного народа (или его части) с другим путем усвоения его языка, обычаев и утраты своего языка, культуры и национального самосознания. Различают естественную и насильственную; 3) постепенное слияние группы, представляющей культурное меньшинство, с массивом представителей доминирующей культуры общества (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).

      Геноцид (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю) — организованные действия, направленные на уничтожение национальной, расовой или религиозной группы, в том числе с помощью создания жизненных условий, приводящих к полному или частичному вымиранию ее представителей. Может осуществляться через физическое уничтожение, жесткую экономическую блокаду, распространение наркотиков и алкоголя и т. п. (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996);
      — одно из самых тягчайших преступлений против человечества, заключающееся в истреблении отдельных групп населения по национальным, расовым, этническим и религиозным признакам, а также умышленное ухудшение условий их жизни, рассчитанное на полное или частичное их физическое уничтожение, равно как и меры, принимаемые по искусственному предотвращению деторождения в их среде. Международная конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него» (1948) устанавливает международную уголовную ответственность лиц, виновных в геноциде (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).

      Гетто — 1) в широком значении: районы в населенном пункте, где живут преимущественно представители национальных меньшинств; 2) в узком значении: место компактного проживания евреев (термин в употреблении со Средних веков) (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).

      Миграции — перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства. По временному признаку делятся на постоянные и временные; по географическому признаку — на межконтинентальные, межгосударственные и внутригосударственные. Они могут иметь экономические и внеэкономические (политические, религиозные и др.) мотивы (Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. — М., 1999).

      Национализм — идеология, психология и реальная политика, основанные на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремлении обеспечить ей привилегии за счет других национальных групп (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996);
      — чувство принадлежности к народу, объединенному общей исторической, лингвистической, расовой или религиозной связью, с верой в то, что этот народ связан с определенной территорией и либо составляет национальное государство, либо стремится к его созданию (Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. /Дэвид Джери, Джулия Джери. — М., 1999);
      — разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти (Мухаев Р. Т. Основы политологии / Р. Т. Мухаев. — М., 1996).

      Обычаи — установленные в общине или в обществе образцы поведения (Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М., 1999);
      — особенности жизни, которые стали через сознательное или бессознательное повторение обыкновением для целого народа или индивида; исторически возникший порядок общественной жизни, стиль действий и поступков, принятых среди определенной группы людей (Гуревич П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. — М., 1997).

      Патриотизм (греч. paths — родина, отечество) — эмоциональное отношение к родине — чувство любви и преданности, готовность служить ей и защищать ее от врагов (Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. — Ростов н/Д, 1997);
      — любовь к родине, преданность Отечеству, забота о его процветании; сложное, многогранное чувство, проявляющееся в любви к земле, где человек родился и прожил много лет и где жили его родители и предки, к окружающей природе, к своему народу, его языку, традициям и культуре, к представляющему народ государству; в гордости за свою страну и ее достижения. Патриотизм бывает локальный — любовь к своему краю — и общегосударственный — любовь к Отечеству, представляемому государством (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996);
      — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление его защищать. Одна из форм диалектического сочетания личных и общественных интересов, единения человека и общества (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).

      Расизм — совокупность теорий, основывающихся на утверждении, что сущность человека и общества заключена в расовом начале, что люди разных рас изначально физически и психологически неравны и потому одни расы — подчиненные, другие — господствующие, высшие (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996);
      — совокупность убеждений, идеологий и социальных процессов, направленная на дискриминацию других из-за предполагаемой принадлежности к «расовой» группе (Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М., 1999).

      Традиции (от лат. traditio — передача) — элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени (Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. — М., 1999);
      — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления (Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М., 2001).

      Шовинизм — комплекс национальных настроений, чувств, идей национальной исключительности, основанный прежде всего на военном превосходстве определенной нации (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996);
      — крайняя, наиболее опасная форма национализма, выражающаяся в безудержном возвеличивании собственной нации, проявляющаяся в национальном чванстве и высокомерии. Термин «шовинизм» появился во Франции. В 1831 г. в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда» одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен. Считается, что прототипом этого персонажа была реальная личность — ветеран наполеоновских войн Н. Шовен, воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем «величия» Франции (Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. — М., 1999).


Категория: КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 796 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, МО учителей обществознани, методика преподавания обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0