Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий по теме I учащиеся смогут:
давать определения понятиям: общество, сознание, эволюция, социализация, глобализация, общественные подсистемы; описывать этапы эволюции человеческих обществ; называть функции и подсистемы общества, различные типы обществ и их характеристики, теории происхождения человека; понимать роль индивидуального и общественного сознания; связывать подсистемы общественной жизни с разными способами отношения к миру; осознать, что история человечества является историей обществ разных видов; признавать право на общественное многообразие и уважать существующие различия в разных типах организации обществ.
Оборудование и материалы
1) Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»
для 11 класса под редакцией Л. В. Полякова (далее — учебник);
2) разработанные совместно правила ведения дискуссии (в виде памятки);
3) один из вариантов схемы анализа документа; 4) таблица «Классификация
типов обществ» или схема типов обществ по одной из классификаций
(традиционные, индустриальные и информационные); 5) схемы «Функции
общества» и «Подсистемы общества»; 6) словарные материалы с разными
определениями основных понятий темы, данные в программе; 7) рабочие
тетради, в которых будут отражены основные результаты
обсуждения; 8) компьютер с доступом в Интернет для подготовки отдельных
сообщений и возможной работы с документами.
Наглядное структурирование информации
Таблица. Подсистемы в различных типах обществ
(для заполнения учащимися)
Общество |
Подсистемы |
Право |
Культура
| Экономика
|
Политика |
Традиционное |
|
|
|
|
Индустриальное |
|
|
|
|
Информационное |
|
|
|
|
Таблица. Классификация обществ
Критерии |
Виды обществ |
Наличие письменности |
Дописьменные,
письменные |
Степень расслоения |
Простые,
сложные |
Добывание средств существования |
Охотников,
собирателей,
скотоводов,
земледельцев |
Способ производства и форма собственности (формации) |
Первобытное общество,
рабовладельческое общество,
капиталистическое общество,
коммунистическое общество |
Система отношений |
Традиционное (аграрное),
индустриальное (промышленное),
постиндустриальное (информационное) |
Схема. Функции общества
Схема. Подсистемы общества
Комментарий к ключевым понятиям и проблемам курса
Краткие методические рекомендации по проведению занятий
При изучении теоретических вопросов, связанных с
общественным развитием, можно опираться на знания учащихся, полученные
ими на предыдущих этапах изучения обществознания в школе. Поэтому
представление о функциях общества и его подсистемах не будет требовать
дополнительных разъяснений. Предложите в четырех группах или в парах
обсудить теории происхождения человека (антропогенеза): эволюционную
(трудовая концепция), божественную (религиозная концепция),
инопланетную (космическая концепция), аномальную. Учащиеся смогут
выдвинуть аргументы в защиту или опровержение одной из теорий (по
принципу научной конференции со спором представителей разных
направлений). Возможен предварительный доклад «Гипотезы происхождения
человечества» с последующим диспутом (обсуждением). В ходе обсуждения
может быть определено универсальное и уникальное в природе человека.
Предложите учащимся проиллюстрировать примерами различные
функции общества и высказать свое мнение о степени важности каждой из
этих функций. Также в группах они могут обсудить одну из подсистем
общества, соотнеся ее с определенными функциями или назвав ее роль в
выполнении каждой из функций. В ходе общего обсуждения может быть
выяснено, как меняются подсистемы и их функции в ходе процесса
глобализации.
Для проверки понимания могут быть рассмотрены ситуации с точки
зрения их связи с функциями и общественными подсистемами (ситуации
могут быть взяты из текущих политических событий, предложены учащимися в
том числе и из жизни школы).
Особое внимание следует уделить работе с понятийным аппаратом.
Многие из понятий, рассматриваемых в данной теме, являются базовыми по
всему курсу, поэтому даются разные их определения — в учебном процессе
можно взять одно из них за основу или же использовать несколько
определений для сравнения и анализа.
В подготовке лекций или бесед помогут некоторые теоретические
материалы, которые также могут быть даны для изучения учащимся в
качестве документа.
Дополнительная информация для учителя
Религиозные представления были первым ответом на вопрос
о возникновении человека. Разные мифологические системы и конфессии
давали свои версии о способах сотворения человека и исходных материалах
его создания. Во второй половине XIX в. появляется другая гипотеза —
трудовая концепция. В 1863 г. вышла книга Т. Гексли «Место человека в
природе» — первая попытка научно обосновать идею о сходстве человека с
обезьяной. В 1871 г. Ч. Дарвин публикует исследование «Происхождение
человека и половой отбор». Ученые при многочисленных разногласиях
сходились в том, что определяющим фактором появления человека была
систематическая деятельность по изготовлению и использованию орудий
труда. Во второй половине XX столетия с успехами человека по освоению
космического пространства было связано появление новой космической
гипотезы. Особенно известной стала книга швейцарца Эриха фон Дэникена
«Воспоминания о будущем» (1968). По его мнению, пришельцы проводят на
Земле эксперимент по созданию разумных существ. Однако бесспорного
доказательства посещения нашей планеты инопланетянами до сих пор не
найдено. Поэтому возникло еще одно объяснение превращения приматов в
человека — отклонение в их развитии. Подобные взгляды в 1903 г. в своих
«Этюдах о природе человека» высказывал И. И. Мечников, писавший: «Из
суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек
представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней
эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего „урода" не с эстетической, а
чисто зоологической точки зрения. Человек может быть рассматриваем как
„необыкновенное" дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с
гораздо более развитыми мозгами и умом, чем у его родителей...
Анормально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил
быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у
родителей и вообще у родоначального вида...»
Словарные материалы
Общество — большая и
устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая
общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как
вполне самостоятельное образование (Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы / П. К. Гречко. — М., 1999);
— социальная общность людей, объединенных
конкретно-историческими условиями их жизнедеятельности, экономическим,
социально-психологическим и духовным укладом их совместного бытия (Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. — М., 2006).
Общество информационное (постиндустриальное общество) —
общество высокой информационной культуры с развитыми сферами
производства информации и информационных услуг
(Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. В. А. Мижериков. —
Ростов н/Д, 1998);
— концепция общества конца XX столетия, выдвигающая на первый
план снижение его зависимости от промышленного производства,
возникновение новых отраслей сферы услуг и акцент на роли знания в
производстве, потреблении и досуге (Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М., 1999);
— общество, в котором информация и уровень ее использования
кардинальным образом влияют на экономическое развитие и социокультурные
изменения в обществе. Обобщение, охватывающее все сферы жизни: в
технической сфере — широкое внедрение информационных технологий в
производственную, экономическую, деловую жизнь, в систему образования и
быт; в экономической сфере информация превратилась в товар; в
социальной она становится главным фактором изменения качества жизни; в
политической — свободный доступ к разнообразной информации, призванной
обеспечить на этой основе широкий обмен мнениями; в культурной сфере
обмен информацией помогает формированию соответствующих норм и
ценностей, отвечающих потребностям нового общества (Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. — Ростов н/Д, 1997).
Сознание — философская
категория, выражающая способ «обнаружения» человеком себя в мире.
Содержание сознания включает все богатство человеческой субъективности —
познавательную деятельность, эмоции, оценки, цели, идеалы, ценности,
нормы и т. п. (Кириленко Г. Г. Краткий философский словарь / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. — М., 2004);
— в самом общем смысле термин обозначает состояние осознания, которое
ощущается или испытывается человеком, однако остается скрытым от
других людей. Важной функцией сознания является наблюдение за собой и
своим окружением, а также отделение значимой информации от информации,
не имеющей значения на данный момент. Благодаря информации, собранной в
процессе наблюдения, мы можем заниматься сознательным планированием
своей деятельности. Таким образом, сознание играет первостепенную роль
во взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром (Кордуэлл М. Психология. А—Я: словарь-справочник / М. Кордуэлл. — М., 2000);
— высший уровень отражения объективной действительности,
присущий лишь человеку. Продукт общественно-исторического развития,
функциональное свойство мозга, идеальное отражение действительности,
регулятор целенаправленной деятельности человека (Современный словарь
по общественным дисциплинам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. —
М., 2005).
Социализация — процесс
усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта,
системы социальных связей и отношений в его собственном опыте
(Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. — М., 1999);
— процесс усвоения и активного воспроизведения человеком
социального опыта, овладения навыками практической и теоретической
деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества
личности. Осуществляется под воздействием целенаправленных процессов
(обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под
влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.). Понятие было
введено в социальную психологию в 40—50-е гг. XX в. Решающую роль в
социализации ребенка играет семья (Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М., 2001).
Культура — органическое
единство материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за
определенный период своей истории; исторически определенный уровень
развития общества (Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности / И. С. Сергеев. — СПб., 2004);
— от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие,
почитание — исторически определенный уровень развития общества,
творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах
организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в
создаваемых ими материальных и духовных ценностях (Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М., 2001);
— совокупность осмысленной творческой деятельности людей;
многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты
человеческой деятельности. Категория, обозначающая созданную людьми
искусственную среду обитания и самореализации, которая выступает
источником регулирования социального взаимодействия (Современный словарь
по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. —
М., 2005).
Экономика (с греч.
«управление хозяйством») — важнейшая область общественного отношения в
производстве, обмене и потреблении результатов человеческой
деятельности, в эффективном использовании имеющихся ресурсов
(Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна,
Н. И. Панова. — М., 2005);
— 1) организованное управление человеческими материальными ресурсами, товарами и услугами;
2) социальные учреждения, связанные с управлением, производством и распределением человеческих ресурсов (Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М., 1999).
Политика — искусство
приобретения всего, что только можно получить с помощью посредничества и
компромисса на благо той заинтересованной группы, которую вы
представляете (Хэллоуэлл Д. X. Моральные основы демократии / Д. X. Хэллоуэлл. — М., 1993);
— с греч. «искусство управления государством» — область
взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными
общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью
разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть
(Политология: краткий словарь / под ред. В. Н. Коновалова. — Ростов
н/Д, 2001);
— 1) отношения между государствами, классами, социальными
группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и
удержания политической власти в обществе, а также отношения между
государствами на международной арене; 2) деятельность государственных
органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений
между социальными группами, направленная на интеграцию их усилий с
целью упрочения политической власти или ее завоевания; 3) сфера
деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с
реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти (Клименко А. Экзамен по обществознанию / А. Клименко, В. Румынина. — М., 1999).
Идеология (греч. idea —
понятие, представление) — система идей, взглядов, нравственных,
религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения
людей к действительности, выражаются интересы социальных групп (Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. — Ростов н/Д, 1997);
— политическая — определяемая
политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной
группы на политическое устройство общества, на место политики в
общественной жизни (Сморгунов Л. В. Политология / Л. В. Сморгунов, В. А. Семенов. — СПб., 1996).
Право — система
общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного
принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных
отношений в масштабе всего общества; императив, стоящий над
государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как
формы самоорганизации общества; совокупность социальных регуляторов,
которая может быть облечена в соответствующую законодательную форму, а
может и не быть облечена в нее (Энциклопедический юридический
словарь. — М., 1999);
— регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л. В. Политология / Л. В. Сморгунов, В. А. Семенов. — СПб., 1996).
Наука — сфера человеческой деятельности, которая направлена на добывание и осмысление знания (Гуревич П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. — М., 1997);
— подход к знанию, подчеркивающий точность, объективность и воспроизводимость (Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. — СПб., 2003);
— 1) форма человеческих знаний, составная духовной культуры
общества; 2) система понятий о явлениях и законах действительности;
3) особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая
включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и
имеет целью исследования на основе определенных методов познания
объективных законов развития природы, общества и мышления для
предвидения и преобразования действительности в интересах общества
(Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна,
Н. И. Панова. — М., 2005).
Мораль (от лат.
moralis — нравственность) — особая форма общественного сознания,
регулирующая действия людей в обществе с помощью норм. Моральные
представления раскрывают правила поведения, которые считаются
достойными, благородными и приличными. Мораль определяет картину мира
для каждого человека (Гуревич П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. — М., 1997);
— нравственность, совокупность норм и принципов поведения
человека по отношению к обществу и другим людям; древнейшая форма
общественного сознания; социальный институт, выполняющий функции
регулирования поведения человека. В отличие от простого обычая или
традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов
добра и зла, должного, справедливости и т. д. В отличие от права
исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного
воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения) (Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М., 2001);
— от лат. moralis — моральный, относящийся к нраву, характеру,
складу души, привычкам — 1) форма общественного сознания, общественный
институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека в
обществе, во всех без исключения сферах общественной жизни; 2) предмет
изучения этики; 3) в переносном значении: поучительный, нравственный
логический вывод из чего-либо, урок (Современный словарь по
общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М.,
2005).
Религия (от лат.
religio — благочестие, набожность) — 1) одна из форм общественного
сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере в
существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также
соответствующее поведение и специфические действия; 2) одно из
направлений общественного сознания — та или иная вера, вероисповедание;
3) форма общественного сознания, выражающая не только веру человека в
существование сверхъестественного Начала, которое является источником
всего существующего, но и выступающая для индивида средством общения со
сверхъестественным, вхождения в его мир; 4) исторически выработанный
общественный способ человеческого отношения к действительности,
предусматривающий деление реальности на доступную (будничную) и скрытую
(священную), а также веру в то, что священное составляет суть, основу
бытия мира и человека (Современный словарь по общественным наукам / под
ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— вера, духовная вера, исповедание, богопочитание или основные духовные убеждения (Даль В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия / В. И. Даль. — М., 2000).
Искусство — 1) в
широком смысле — вид формотворческой деятельности человека, создающего
образные и символические структуры, которые обладают эстетическими,
познавательными и коммуникативными функциями; 2) в более узком смысле
имеет несколько задач: художественное творчество, высокая степень
умения, мастерства в любой сфере деятельности (Современный словарь по
общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М.,
2005);
— вид духовного освоения действительности, художественное
творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись,
графика, музыка, танец, театр, кино, телевидение. В искусстве рождаются
образы, а не понятия (Гуревич П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. — М., 1997). |