Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 02:28:49
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС [11]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ [60]

Тема: "РОССИЯ И «РУССКИЙ МИР»"

Ожидаемые результаты

      В результате проведения занятий по теме IX учащиеся смогут:
      давать определения понятиям: мессианство, политическая культура, анархизм, федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство, гражданское общество, моноэтническое государство, миграция, интеграция, «суверенная демократия»; называть различные виды политической культуры и давать каждому из них характеристику; приводить примеры из истории России и других стран, показывающие различные виды политической культуры; устанавливать межпредметные связи с историей России и зарубежных стран при рассмотрении вопросов политического развития; перечислять основные элементы политической системы современной России; определять конституционные основы современной России; различать формы государств по ряду критериев, приводить примеры по каждой из форм, выделять существенные различия; определять закономерности складывания той или иной формы государства; описывать сущность системы разделения властей и понимать роль каждой из ветвей власти в политической системе; называть составляющие элементы структуры гражданского общества; приводить примеры, показывающие важность местного самоуправления и возможности его влияния на общественную жизнь; выделять основные проблемы современного политического развития России, видеть трудности и задумываться над путями их преодоления; прогнозировать возможные тенденции политического развития; вырабатывать собственную позицию по вопросу моральной ответственности правителя перед, народом; осознавать роль гражданского общества в демократическом развитии.

Оборудование и материалы

      1) Учебник; 2) словарные материалы с разными определениями основных понятий темы, перечисленных в программе; 3) таблицы «Характер преобразования власти и осуществления политического процесса», «Классификация политической культуры», «Виды политического участия», «Классификация политических элит», «Функции государства», «Типы общественно-политических организаций»; 4) схема «Основные признаки государства»; 5) документы, предложенные к данной теме; б) компьютер с доступом в Интернет для поиска информации, документов и иллюстративных материалов (в том числе документов и статистических данных); 7) рабочие тетради, в которых будут отражены основные результаты обсуждения.

Наглядное структурирование информации

Таблица. Характер преобразования власти и осуществления политического процесса

Революционный путь

— относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр основ устройства государства;
— использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима;
— электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений;
— дефицит времени для принятия управленческих решений на всех уровнях;
— падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров;
— нарастание конфликта между традиционной и новой элитами

Эволюционный путь

— постепенное разрешение накапливаемых противоречий и рационализация конфликтов;
— разведение функций и ролей различных политических субъектов;
— устойчивость сформированных механизмов принятия решений;
— совместная деятельность элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов;
— легитимность власти и наличие единых социокультурных ценностей и управляющих и управляемых ориентиров;
— этика консенсуса и обязательное наличие конструктивной оппозиции;
— управление дополняется самоуправлением и самоорганизацией политической жизни

Открытый политический процесс

— политические интересы групп и граждан регулярно выявляются в электоральных предпочтениях;
— под воздействием общественного мнения корректируется политический курс, обсуждаются программы и средства развития общества;
— доступность для общественности различных фаз и этапов принятия политических решений;
— рекрутирование элит (относительная открытость к изменениям и доступность приобретения статуса политической элиты)

Закрытый (скрытый) политический процесс

— граждане апеллируют не к официальной власти, а к не легализованным, не признанным обществом структурам (мафиозные группы, военизированные соединения, теневые лидеры);
— управленческая информация не обращена к общественному мнению субъектов, действующих в данном политическом пространстве;
— контроль за правящими элитами полностью отсутствует

Таблица. Классификация политической культуры (Л. Г. Ионин)

Вид культуры

Основные характеристики

Демократическая

— восприятие государства как народного установления и инструмента реализации воли народа;
— политическая свобода состоит в праве граждан выражать собственное мнение и влиять на принимаемые решения;
— установление правомерных средств выражения недовольства и противодействия властям

Авторитарная

— государство является господствующей силой;
— недопустима критика решений и указаний власти (считаются правильными и обязательными для исполнения);
— политическая свобода сводится к согласию с точкой зрения правящих кругов;
— процедуры выражения несогласия носят формальный характер;
— пассивность граждан вследствие невозможности влиять на политику;
— декларативный характер установленных прав и свобод

Патриархальная

— отношения подданных и главы государства как детей и заботливого отца;
— послушание и следование указаниям властей;
— противодействие государству является моральным проступком и вызывает негодование всего общества;
— ориентация на личность правителя и сложившиеся устои

Революционная

— абсолютизация разрушения как способа решения накопившихся проблем;
— отрицание ценности стабильности, организации и порядка;
— представление об относительности любых правил и норм;
— пренебрежительное (анархическое) отношение к власти

Мессианская

— представление об изначальной предназначенности некой миссии;
— стремление к избранности;
— стремление к лидерству

Таблица. Виды политического участия

Критерии типологии

Виды

Примеры

По уровню

Международный

Конференции, саммиты, встречи, международные программы (ООН, ЕЭС и т. п.), терроризм, международный шантаж

Национальный

Референдумы, стачки, выборы, терроризм

Локальный (местный)

Выборы, забастовки, самоуправление, социальные проекты

По отношению к закону

Законный

Обращение к власти, письма, забастовки

Незаконный

Терроризм, шантаж, коррупция, подкуп, манипуляция, путч, переворот, революция

По количеству людей

Массовый

Демонстрации, выборы, референдум, марш протеста, массовые акции

Групповой

Акции политических партий, митинги, забастовки, СМИ, лоббирование, социальные проекты, общественные организации

Индивидуальный

Акции, письма, обращения в суд, правозащита, СМИ, индивидуальный террор, коррупция, работа в выборных органах

По времени

Постоянный

Работа представителей, политические партии и общественные организации, образование, СМИ, правозащита, самоуправление, пропаганда, коррупция

Периодический

Выборы, референдумы

Разовый

Референдум, забастовка, демонстрации, петиции, суд, социальные проекты

По сферам общественной жизни

Политический

Выборы, референдум, суд, петиции, представители, СМИ, политические партии, митинги, коррупция, правозащита

Экономический

Забастовка, саботаж, лоббирование, коррупция, экономические петиции, пропаганда

Социальный

Акции, социальные проекты, СМИ, общественные организации, образование

Таблица. Классификация политических элит

Основания классификации

Виды элит

Отношение к власти

Правящая элита

Неправящая (контрэлита)

Уровень принимаемых решений

Высшая (общенациональная)

Средняя (региональная)

Местная (административная)

Выражаемые интересы

Профессиональные

Демографические

Этнические

Религиозные

Результаты деятельности

Элита правящая

Теневая элита

Псевдоэлита

Антиэлита

Тактика действий

«Лисы» основывают действия на хитрости и изворотливости, предпочитают использовать пропаганду и политические интриги

«Львы» характеризуются смелостью и решительностью, основывают свои действия на предпочтении насилия

Социальное происхождение

Военная

Экономическая

Научно-техническая

Культурная и духовная

Схема. Основные признаки государства

 

Таблица. Функции государства

Внутренние функции

Внешние функции

Консолидация общества

Защита интересов общества на международной арене

Регулирование экономики

Оборона страны или экспансия

Защита политической системы

Взаимовыгодное сотрудничество

Поддержание общественного порядка

Участие в решении глобальных проблем

Создание и реализация законов

Миротворческие акции

Духовно-идеологическая деятельность

 

Регулирование социальных отношений

 

Таблица. Типы общественно-политических организаций

ОРГАНИЗАЦИИ

открытые (явные)

скрытые (тайные)

Партии (легальные)

Группы давления

Организации по интересам (молодежные, профессиональные, женские)

Военизированные организации

Организации поддержки определенных направлений (правозащитные, экологические, культурные и т. п.)

Тайные общества или запрещенные партии

ДВИЖЕНИЯ

Поддержки лидеров и программ

Политические

Религиозно-политические

Комментарий к ключевым понятиям и проблемам курса

Краткие методические рекомендации по проведению занятий

      В данной теме рассматривается материал довольно большого объема по содержанию. Поэтому следует акцентировать внимание на использование имеющихся у учащихся знаний по рассматриваемым вопросам. Обращается их внимание на то, что меняется в современной политической жизни по сравнению с традиционным и индустриальным обществами. Могут быть проведены обсуждения по следующим вопросам:
      1) Что влияет на политическую культуру общества? 2) Какие типы политической культуры существуют в современном мире? Приведите конкретные примеры. 3) Что общего в классификациях политической культуры и в чем их различие? 4) Какие знания, умения, навыки и ценности являются наиболее важными в политической области? Почему? 5) Из каких элементов состоит политическая культура? 6) Каковы основные различия конфликтной политической культуры и культуры согласия? 7) Что такое политическая социализация и какова ее роль в обществе? 8) Откуда человек может получать наиболее важные политические знания?
      Предложите учащимся сравнить позиции авторов следующих утверждений и высказать собственную точку зрения:
      «Не нужно тратить много сил для доказательства невыполнимости принципиального воздержания от политики. Государство и общество таким железным кольцом охватило всю нашу жизнь, что вполне освободиться от него нет никакой физической возможности. Толстовское „неделание" и монашеское отречение от мира на самом деле нисколько не освобождают от этого кольца, ибо пассивное отношение поддерживает и укрепляет существующий строй в такой же мере, как революционный образ действий его расшатывает» (С. Н. Булгаков, русский философ).
      «Люди, живущие в демократическом обществе и не видящие вокруг ни начальников, ни подчиненных, лишенные привычных и обязательных социальных связей, охотно замыкаются в себе и полагают себя свободными от общества... Люди почти всегда с трудом отрывают себя от личных дел, чтобы заняться делами общественными, поэтому естественно их желание переложить эти заботы на того единственного очевидного и постоянного выразителя коллективных интересов, каким является государство.
      Они не просто теряют вкус к общественной деятельности, но часто у них просто не хватает на нее времени. В демократическом обществе частная жизнь принимает столь активные формы, становится столь беспокойной, заполненной желаниями и работой, что на политическую жизнь у человека не остается ни сил, ни досуга» (А. Токвиль, французский историк, социолог, политический деятель).

      Вопросы и задание:
      1. С какими мыслями вы могли бы согласиться, а с чем поспорили бы? Приведите примеры в подтверждение или опровержение высказанных взглядов. 2. О каких типах политической культуры говорят авторы?

Дополнительная информация для учителя

1. Разделение властей

      Первый проект разделения властей (Дж. Локк, середина XVII в.) разделял власть по функциональному признаку на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную (ведавшую международными отношениями).
      Современный принцип разделения властей сформулировал Ш. Монтескьё (1784). Он выделил три различных вида деятельности — принятие законов, их исполнение, осуществление правосудия (система «сдержек и противовесов»). Координатором и верховным арбитром в конфликтах ветвей власти выступала центральная легитимизирующая фигура — монарх, президент или руководитель правящей партии. Дальнейшая демократизация власти сопровождалась усилением социального контроля через появление средств массовой информации — «четвертой власти», реально действующих в условиях свободы слова.
      Содержание принципа разделения властей:
      1) законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом власти;
      2) исполнительная власть ограничена в нормотворчестве и в основном занята исполнением законов;
      3) должен быть баланс полномочий между законодательным и исполнительным органами власти;
      4) судебные органы являются независимыми;
      5) ни одна из властей не вмешивается в деятельность другой;
      6) споры властей решаются конституционным путем (в РФ — с привлечением Конституционного Суда).
      Законодательная власть — делегирование народом своих представителей в специальный государственный орган (парламент) для издания законодательных актов и контроля за деятельностью правительства (особенно в финансовой сфере). Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. Парламенты могут состоять из одной или двух палат. Палаты образуют комитеты и комиссии, которые рассматривают законопроекты предварительно. Парламент устанавливает налоги и сборы, принимает бюджет, одобряет договоры с другими государствами.
      Функции законодательной власти:
      — установление правовых (нормативных) начал государственной и общественной жизни;
      — выработка основных направлений внешней и внутренней политики страны;
      — проведение экспертизы стратегических вопросов государственного развития;
      — определение правовой организации и форм деятельности исполнительной и судебной власти;
      — ограничение своей деятельности принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости (в демократическом государстве).
      Исполнительная власть — обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. В основном реализуется через правительство и его органы. Органами исполнительной власти являются министерства, государственные комитеты, российские агентства, федеральные службы, ведомства.
      Функции исполнительной власти:
      — разработка, представление и обеспечение федерального бюджета;
      — проведение финансово-кредитной и денежной политики;
      — обеспечение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
      — управление государственной собственностью;
      — меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;
      — непосредственная реализация правовых норм, принятых законодателем;
      — меры по обеспечению обороны, госбезопасности;
      — реализация внешней политики.
      Судебная власть — гласное и состязательное рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях споров о праве. Два основных типа судов — суд присяжных (в состав входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели — в основном 12; присяжные выносят решение о виновности или невиновности, а судья формулирует приговор). Судопроизводство — установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
      Функции судебной власти:
      — обладает исключительными полномочиями на осуществление правосудия;
      — руководствуется законом и не зависит от влияний законодательной и исполнительной властей;
      — обеспечивает организационно-правовой контроль за нормативными актами.
      1. Конституционные суды:
      — проверка на конституционность органов публичной власти;
      — разрешение споров о компетентности между федеральными органами государственной власти, между субъектами Федерации, между субъектом и федеральными органами;
      — толкование Конституции РФ.
      2. Суды общей юрисдикции:
      — уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства.
      3. Арбитражные суды:
      — споры в сфере экономики, управлении, о банкротстве;
      — одной из сторон выступает юридическое лицо или гражданин-предприниматель.
      Иногда особой ветвью власти (контрольной) называют органы прокуратуры, которые следят за соблюдением законности и исполнением законов на всей территории государства.

2. Проблема политической власти в современном мире

      Одной из главных проблем современного общества является взаимоотношение народа и правителей, общества и государства, простых граждан и наделенных властью чиновников. Несмотря на то что во многих демократических странах народ является источником власти и выбирает своих представителей в высшие органы государственной власти, никто не должен оставаться равнодушным к общественным проблемам, перекладывать их на плечи отдельных лиц. Пассивность не только уменьшает эффект от проведения в жизнь каких-либо преобразований, но и создает благоприятную почву для злоупотребления властью.
      В. Гиляровский в известном описании жизни и быта Москвы в XIX — начале XX в. «Москва и москвичи» писал, что в России две напасти — внизу власть тьмы, а наверху тьма власти. Прошло сто лет, сегодня почти все умеют читать и писать, все меньше остается стран с единовластным правлением или диктаторскими режимами, но в политике до сих пор актуальны как безграмотность граждан по поводу общественной жизни, так и стремление отдельных политических деятелей установить безграничное правление, свести до минимума ответственность за свои поступки перед народом.
      До сих пор обожествленные лидеры провозглашают себя в некоторых государствах наилучшими и незаменимыми выразителями воли граждан, многие из которых при этом влачат нищенское существование, не имеют жилья и работы. При таком положении дел во всех бедах обычно обвиняются внешние или внутренние враги. Вместе с тем сами диктаторы не только не стремятся сократить собственные расходы, но и подчас являются богатейшими людьми мира.
      Чем можно это объяснить? Одни говорят о предрасположенности нации или государства к сильной власти, находя примеры из прошлого и оправдывая этим настоящее; другие ссылаются на географическое положение; третьи находят объяснение в силе характера отдельной личности, по воле судьбы или случая появившейся в стране; четвертые говорят о слабости экономического развития, способствующей росту произвола властей.
      Доля правды, наверное, может быть в каждом из этих утверждений. Однако хочется обратить внимание на то, что во всех объяснениях власть понимается как нечто внешнее, не зависящее от простых людей. Между тем исторический опыт показывает, что только там, где сами граждане ощущают свою ответственность за происходящее, активно выражают свое мнение, разбираются в политике и стремятся участвовать в государственных делах, правители не только заботятся о своих интересах и нуждах, но и в первую очередь учитывают потребности всего населения, отчитываются о своей работе и находятся под постоянным контролем. Разным мыслителям приписывается выражение, которое можно сформулировать примерно так: «Каждый народ имеет такое правительство, которое заслуживает». В этой пусть и небесспорной фразе утверждается принцип взаимной ответственности за все процессы общественной жизни. Особенно важно установить единение народа и власти. Один из основателей нашего государства Владимир Мономах в своем «Поучении», адресованном сыновьям и будущим правителям, призывал: «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас». Эти слова были произнесены почти тысячу лет назад, но остаются актуальными и сегодня.

3. Структура и функции политической системы

      Политическую систему можно представить как совокупность различных политических институтов, государственных и негосударственных организаций и отношений, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, посредством которых формируется и осуществляется политическая власть.
      Если в обществе отсутствует всякое взаимодействие между этими элементами, если политические лидеры не заботятся ни о каких интересах, кроме личных, если государство действует вопреки нормам права, а законы повсеместно нарушаются, то ни о какой политической системе нет смысла говорить. Такое общество вряд ли окажется исторически жизнеспособным.
      Первым блоком, составляющим политическую систему, являются организации или институты, выражающие различные интересы. Партии, профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам и многие другие организации и движения позволяют людям бороться за свои интересы, реализовывать потребности. Наличие подобных институтов, не подчиняющихся государству и непосредственно им не контролируемых, составляет гражданское общество. В нем преобладают свободные и равноправные партнерские отношения, подразумевающие индивидуальную инициативу, активность и ответственность.
      Интересы людей самые различные, и поэтому отдельные организации и группы объединяют «родственные» души, давая им возможность общаться, защищать общие интересы, реализовывать способности.
      В особую структуру выделяется государство, находящееся в центре всей политической жизни. Однако в демократическом обществе государство не должно претендовать на контроль за каждым шагом человека и в то же время граждане должны иметь возможность контролировать действия государственных органов.
      Для того чтобы граждане обладали достаточной независимостью от государства, необходимо создание в обществе прослойки, которая получила название среднего класса. Сюда относятся граждане, занимающиеся коммерческой деятельностью и владеющие частной собственностью, они должны обладать уровнем доходов, позволяющим не только нормально существовать, но и путешествовать, получать дополнительное образование, а также противостоять государственным чиновникам в случае конфликта, не боясь потерять свои средства или источник доходов. В развитых демократических обществах представители среднего класса составляют до 90% граждан, наличие этого слоя не дает образоваться в обществе глубокой пропасти между сверхбогатыми и сверхбедными. Известный российский историк и государственный деятель конца XIX — начала XX в. Николай Иванович Кареев в своем исследовании «Происхождение современного народно-правового государства» писал: «Главным признаком гражданина свободного государства является в настоящее время не участие во власти, как во времена Аристотеля... а возможно большая независимость от какой бы то ни было власти, обеспечиваемой в свою очередь подчинением и самой власти праву».
      Другой важной частью можно назвать информационную сеть, в которую включаются взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами. Если раньше контакты людей были очень ограниченны, то XX век открыл гигантские возможности в этом направлении. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет), научно-информационные учреждения, институты, центры, бюро, консультационные службы позволяют быстро передавать сообщения в любую точку земного шара, а также разбираться в происходящих процессах. Каждый из нас перестал замыкаться только на делах и проблемах своей местности и своего круга знакомых. Мир стал теснее, а человечество сплоченнее. Никак нельзя обойтись в обществе и без тех или иных норм и традиций, определяющих и регулирующих политическую жизнь. Сюда входят как правовые (конституции и законы), так и этико-моральные нормы (представления о добре и зле, правде и справедливости). Политической нормой является правило политического поведения, признанное как в масштабе всего государства, так и в рамках отдельных политических институтов. Его нарушение несет за собой ответственность и определенные санкции.
      Еще одной важной структурой политической системы является культурно-идеологическая область, содержащая политические идеи, взгляды, представления и чувства. На первом уровне — теоретическом — находится идеология, включающая взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории. Они конкретизируются в программах и заявлениях политических партий и общественных организаций. На втором уровне — практическом — действует политическая психология, формирующая чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции.
      Наконец, не последнюю роль играют средства и способы реализации власти, политические технологии (согласие, принуждение, насилие, авторитет и др.).
      Перечисленные выше составляющие политической системы ученые называют подсистемами и выделяют среди них следующие: организационную (или институциональную), информационно-коммуникационную, нормативную, культурно-идеологическую и функциональную.
      Институциональная подсистема — политические организации, партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
      Коммуникативная подсистема — совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
      Нормативная подсистема — нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписаные представления о добре и зле, правде и справедливости).
      Культурно-идеологическая подсистема — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; два уровня — теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
      Так выглядит политическая система в «разобранном» виде, но в жизни невозможно отделить одно от другого, все элементы хитро сплетаются и каждый раз образуют особый рисунок, меняющийся с калейдоскопической быстротой. И все же, несмотря на уникальность политических взаимоотношений, существует классификация политических систем, а именно:
      а) демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные) в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть — общество — личность;
      б) открытые (конкуренция) — закрытые (назначение);
      в) военные — гражданские — теократические;
      г) диктаторские (опора на насилие) — либеральные (свобода личности и общества).
      Функции политической системы:
      — определение целей, задач и путей развития общества;
      — организация деятельности общества;
      — распределение духовных и материальных ресурсов;
      — согласование разных политических интересов;
      — пропаганда различных норм поведения;
      — стабильность и безопасность общества;
      — приобщение людей к политической жизни;
      — контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

4. Политические режимы

      Основные признаки различий политических режимов:
      1. Степень участия народа в управлении государством.
      2. Социальная база (декларируемая и реальная).
      3. Характер взаимоотношений между человеком, обществом и государством.
      4. Гарантии прав и свобод граждан (формальные и реальные).
      5. Степень информированности народа о принятии политических решений (возможность альтернативных путей получения информации, ее полнота).
      6. Гарантии выражения собственных интересов различных групп.
      7. Характер отношений правящих кругов с оппозицией.
      8. Предпочтительные способы разрешения конфликтных ситуаций.
      9. Частота, интенсивность и сфера применения средств насилия.
      10. Компетентность политической элиты.
      11. Возможность сменяемости элиты (закрытый или открытый социальный характер управления).
      Политический режим определяет:
      1) механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
      2) распределение власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями, кто и почему обладает наибольшей долей власти в обществе;
      3) кто и как контролирует осуществление политической власти, реализуется ли принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, существует ли система сдержек и противовесов;
      4) систему методов осуществления власти (разрешительные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);
      5) отношение населения к политическому участию (активное, индифферентное, пассивное) и формы участия (организованные, стихийные);
      6) состояние прав и свобод в обществе (признание или непризнание естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина, реальность их гарантий);
      7) способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
      8) влияние политической культуры основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;
      9) политические партии в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством, возможность оппозиции;
      10) политический и юридический статус и роль армии в обществе;
      11) политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.
      Рассматривая типы политических режимов, следует иметь в виду существующие типы современных политических режимов1:
      1. Классификация первая, «охлократия — олигархия — тирания».
      2. Классификация вторая, «либеральный — умеренный — репрессивный режимы».
      3. Классификация третья, «демократический — авторитарный — тоталитарный режимы».
      4. В рамках конституционного правления принято выделять два основных типа режимов — парламентский и президентский.
      5. Традиционный, мобилизационный и автономный режимы.
      6. Светский и теократический режимы.
      7. Режимы реформ и контрреформ.
      Политическое участие может быть основано на поддержке и противодействии, активности и пассивности, законности и противоправности, публичности и тайности, осознанности и бессознательности, цивилизованности и варварстве. Помимо политического участия, может быть также юридическое, экологическое, социально-экономическое участие.

5. Участие в общественных и политических процессах

      Характер возможного участия: насильственное — мирное; организованное — стихийное; индивидуальное — коллективное.
      Формы и способы политического участия:
      — всенародное обсуждение государственных дел (референдумы);
      — выборы в органы власти разных уровней (от местных до верховных);
      — политические митинги и демонстрации;
      — забастовки, голодовки, пикетирование, бойкотирование;
      — работа в качестве активистов, добровольных помощников (волонтеров);
      — лояльное поведение по отношению к государству;
      — повседневное обсуждение политических новостей;
      — деятельность в качестве партийного функционера;
      — политическое лидерство и руководство;
      — обращения и письма, встречи с политическими лидерами.
      Этапы политического процесса:
      1. Артикуляция интересов — представление политических интересов групп институтам, принимающим политические решения. На этом этапе происходит координация — согласование усилий.
      2. Агрегация — принятие решений и формулирование политической воли, сбор информации, рассмотрение возможных альтернатив. На этом этапе происходит программирование — выбор эффективного способа сочетания целей и средств, рационального варианта деятельности.
      3. Выбор и корректировка принятого плана действий. На этом этапе происходит корреляция — изменения в тактике движения в силу возникновения новых обстоятельств.
      4. Реализация политической воли, выраженной в форме управленческих решений.

6. Пути и формы общественного развития

      Человеческое общество постоянно меняется, этот процесс получил название эволюции. Один из законов социологии гласит, что каждую последующую стадию развития человеческое общество проходит быстрее, чем предыдущую. Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. Второй закон гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.
      В тех случаях, когда ускорение развития общества приводит к позитивным сдвигам, можно говорить о прогрессе. Большинство обществ развивается прогрессивно — улучшаются орудия труда, повышается производительность труда, растет численность населения, расширяются культурные и торговые контакты между людьми, появляются города. Глобальный всемирно-исторический процесс перехода от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом (состоит из экономического, технического, культурного). По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим.
      Различают постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный) виды социального прогресса. Реформа — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформы могут быть социальными, экономическими, политическими; могут быть прогрессивными и регрессивными; всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя нередко и под давлением населения.
      Революция — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя, переход от одного качественного состояния в другое. Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени, бывает кратковременной и долговременной (пример: неолитическая революция). Виды глобальной революции — промышленная, компьютерная, менеджерская (в середине XX в.).
      Противоположен прогрессу регресс — попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Вместе с тем многие ученые считают процесс развития человечества хаотичным движением.    

Категория: КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 1579 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, МО учителей обществознани, методика преподавания обществознани | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0