Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 24.04.2024, 20:46:02
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС [11]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ [60]

Тема: "ВЛАСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ"

Ожидаемые результаты

      В результате проведения занятий по теме VIII учащиеся смогут:
      давать определения понятиям: информатизация, когнитариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой информации, нетократия, коммуникация, интернетизация, иерархия, виртуальная реальность; определять социальное своеобразие информационного общества; задуматься о важности знаний в информационную эпоху и ценности непрерывного образования на протяжении всей жизни для профессиональной и социальной успешности; составить представление о государственной политике в области информации и возможных стратегиях ее реализации; приводить примеры силы общественного мнения; иллюстрировать примерами влияние Интернета и других информационных возможностей на повседневную жизнь современного человека; определять иерархическую структуру социума, различать горизонтальную и социальную мобильность; описывать положение гражданина и его роль в различных типах обществ; знать приемы манипулирования общественным сознанием и уметь противостоять информационному давлению; выработать представление о возможных путях достижения успеха в современном информационном обществе; различать навязываемые социальные стереотипы и уметь разносторонне рассматривать происходящие события, стремясь к выработке их объективной оценки; осознавать роль граждан и гражданской активности в общественном развитии; понимать роль средств массовой информации в современном мире и различать конструктивную и деструктивную роль СМИ.

Оборудование и материалы

      1) Учебник; 2) словарные материалы с разными определениями основных понятий темы, перечисленных в программе; 3) таблицы «Власть как явление», «Ресурсы власти», «Виды политических систем»; 4) схемы «Источники власти», «Функции политики»; 5) документы, предложенные в пособии к данной теме; 6) статистические данные по государственным институтам и общественным организациям; 7) компьютер с доступом в Интернет для поиска информации, документов и иллюстративных материалов (в том числе статистических данных); 8) рабочие тетради, в которых будут отражены основные результаты обсуждения.

Наглядное структурирование информации

Таблица. Власть как явление

Характерные признаки              

Источники

Доминирование властной воли

Сила

Наличие особого аппарата управления

Богатство

Положение, занимаемое в обществе

Суверенитет органов власти по отношению к другим государствам

Организация

Возможность принуждения в отношении общества и личности

Знания и информация

Таблица. Ресурсы власти

Виды ресурсов

Примеры

Экономические

Материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п.

Силовые

Государственный аппарат принуждения (полиция, армия, тюрьмы и т. д.), военные формирования политических партий и движений, вооруженные отряды на службе у частных лиц или организаций

Информационные

Знания и информация, контроль над средствами их получения и распространения

Демографические

Люди как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы, количество и качество населения

Социальные

Возможность повышать или снижать социальный статус групп, общностей, отдельных людей в общественной иерархии

Схема. Источники власти

 

Схема. Функции политики

 

Таблица. Виды политических систем

Критерий                

Виды политических систем

Тип формации и характер социально-экономической структуры

Рабовладельческая

Феодальная

Буржуазная

Коммунистическая

Социальная основа

Военная

Гражданская

Национально-демократическая

Буржуазно-демократическая

Характер политического режима

Демократический

Авторитарный

Тоталитарный

Развитость гражданского общества

Традиционный

Модернизированный

Отношение к изменениям

Консервативный

Трансформирующийся

Уровень политической культуры (по Г. Алмонду)

Англо-американская

Континентально-европейская

Доиндустриальная

Тоталитарная

Участие в политическом процессе

Либеральная демократия

Коммунистическая

Развивающаяся политическая система

Взаимосвязь со средой

Открытые

Закрытые

Комментарий к ключевым понятиям и проблемам курса

Краткие методические рекомендации по проведению занятий

      Вопросы власти рассматривались учащимися в 8—9 классах, поэтому при освоении данной темы можно обратиться к имеющимся у них знаниям, а также социальному опыту. Могут быть организованы ролевые игры, в которых школьники получат возможность занять позицию журналиста, правителя, политического лидера, оппозиционера, предпринимателя, банкира, юриста и т. п. В обсуждении особое внимание следует обратить на изменение ресурсов власти в современном глобальном мире и появление новых групп, обладающих «теневой» властью.

Дополнительная информация для учителя

1. Основные подходы к пониманию власти

      Практически каждый человек прямо или косвенно связан с властными отношениями. Стремление к господству как магнит притягивает людей, не только влияя на внешнее поведение, но и изменяя личность человека. Испытание властью во всех странах считалось и считается наиболее сложным для человека. Мы ежедневно сталкиваемся с властью — и не только в отношениях с государством, но и во взаимодействии с другими людьми или с окружающим миром. И проявлять ее можно по-разному — унижать и оскорблять более слабого или помогать ему, командовать или советовать. Мы рассмотрим понятие «власть», виды и проявления власти.
      Трудно однозначно определить, что же такое власть. Об этом человечество спорит уже несколько тысячелетий. Сейчас в словарях и научных работах можно встретить несколько разных определений власти, каждое из которых показывает важные характеристики, но не исчерпывает полностью этого сложного понятия. Среди наиболее часто встречающихся выделим несколько.
      ВЛАСТЬ — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т. д.).
      В этом определении власть понимается очень широко, она пронизывает все действия людей в разных областях общественной жизни. Подобное определение было дано М. Вебером, одним из первых рассмотревшим власть как социальное явление.
      ВЛАСТЬ — господство, которое обеспечивает выполнение приказа.
      В данном случае имеется в виду определенное действие для выполнения какого-либо приказа. При этом главное место отводится отношениям по линии «приказ — его исполнение (или неисполнение)», власть в большей степени рассматривается с негативной точки зрения как принуждение.
      ВЛАСТЬ — способность реализовывать намеченные цели.
      Здесь говорится о возможности достижения каких-либо целей и в какой-то степени власть выполняет роль денег, т. е. является эквивалентом. Ее может хватить, а может и быть недостаточно для выполнения той или иной задачи.
      ВЛАСТЬ — одна из основных функций организации общества, авторитетная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями людей, согласовывать противоречивые индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.
      В этом определении обращается внимание на то, что люди имеют противоречивые интересы и конфликты между ними неизбежны. При этом власть выступает в качестве силы, способной предотвращать перерастание мелких конфликтов в крупные социальные или индивидуальные столкновения и таким образом превращается в своеобразного арбитра.
      В широком смысле власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств принуждения — психологических, юридических, экономических, насильственных.
      С психологической точки зрения власть — это отношения доминирования — подчинения, существующие в различных, в том числе и неполитических, сферах человеческой жизни (социальной, экономической, школьной, семейной и т. д.) и представляющие собой определенный универсум человеческого бытия, его организующее начало — фактор связей, объединяющих людей, собирающих их в обществе и управляющих ими.
      Политическая власть — это отношения доминирования — подчинения, существующие между субъектами политической жизни. Психологически это способность и возможность доминирования одних при готовности других к подчинению. Власть существует в двух формах — потенциальной и реальной.
      Власть функционирует на трех основных уровнях социальной структуры: общественном (охватывает наиболее сложные социальные и политические отношения), публичном, или ассоциативном (объединяет группы людей), и личном (межличностном). Совокупность уровней и форм власти образует общую структуру, которая имеет пирамидальное строение: в основании — общество в целом; ближе к середине — господствующие силы, определяющие политику и формирующие власть; на вершине — правительство, парламент и другие формальные структуры.
      Основными критиками политических властных отношений являются анархисты. Анархизм — политико-психологическое и теоретическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. У. Годвин в своей работе «Исследование о политической справедливости» (1703) сформулировал понятие «общество без государства». (Об основных направлениях в анархизме см. в материалах темы III.)
      К основным функциям политической власти относятся:
      — формирование политической системы общества;
      — организация политической жизни и политических отношений, включающих отношения между государством и обществом, разнообразными субъектами политики, социальными группами, политическими институтами и органами государственного управления;
      — управление делами общества и государства на разных уровнях;
      — руководство политическими и неполитическими процессами;
      — контроль политических сил и отношений.
      Универсальные свойства всякой власти:
      — всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений и политических процессах, способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, социальные группы, массы и противопоставлять их);
      — иерархичность (отношения силы и подчинения);
      — универсальность (осуществляется по принципу командования — распоряжения, приказания, убеждение и т. п.).
      Особенности власти по М. Веберу:
      1) осуществляется индивидами и поэтому включает в себя выбор, намерение и средство;
      2) представление о средстве, как индивиду достичь желаемых целей;
      3) может повлечь за собой сопротивление и конфликт;
      4) подразумевает различия в интересах лиц, обладающих властью и не имеющих ее;
      5) негативное явление, включающее в себя ограничения и лишения для подчиненных доминированию.
      Элементы власти:
      1) влияние, оказываемое на других;
      2) особый тип действий, состоящий в возможности изменять поведение других людей;
      3) достижение определенных целей;
      4) особый вид отношений между управляющим и управляемыми;
      5) возможность использования определенных средств, в частности насилия;
      6) возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

2. Истоки власти

      В древности люди видели во власти божественное проявление, некую сверхъестественную силу. Обладать ею могли не только отдельные люди, но и предметы или природные силы. Каждое племя имело свой набор священных символов и предзнаменований, которые требовали от человека того или иного поведения. Особые люди были толкователями этих повелений, они назывались по-разному — колдуны, шаманы, волхвы, чародеи, жрецы, друиды и т. д. Помимо них, властью обладали старейшины (наиболее опытные, знающие традиции и обычаи представители племени) и вожди (самые сильные воины, способные организовать отпор врагам). Их власть в первую очередь основывалась на вере соплеменников в сверхъестественное ее происхождение. В основе власти было знание традиций, сила, тайна, а в целом она носила сакральный (тайный, недоступный для понимания простого человека) характер. Все это составляло авторитет  влияние, которое человек, группа людей или организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств.
      Понятие «авторитет» происходит от лат. auctoritas — власть, влияние, вес, пример. В широком смысле под ним понимается общепризнанное влияние какого-либо лица или организации в разных сферах социальной жизни. В более узком значении — форма отношений власти, которая необходима руководителю для того, чтобы он мог руководить людьми. Это: 1) влияние индивида, основанное на его социальной роли — занимаемом положении, должности, статусе; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения при совместной деятельности.
      Авторитет является особой формой политического влияния, отличаясь от прочих прямым характером воздействия на человеческую деятельность в форме директивы, приказа (указа) или распоряжения. От внешнего принуждения авторитет отличает уверенность исполнителя в легитимности поступающих распоряжений, а не ожидание негативных или позитивных санкций.
      У авторитета выделяются две стороны: влияние руководителя на подчиненных ему людей и подчинение людей этому влиянию. Авторитет подразделяется на истинный (эффективный) и ложный (неэффективный). Основными видами ложного авторитета являются: авторитет подавления подчиненных; авторитет специально создаваемого «расстояния», дистанции с подчиненными; авторитет высокомерия лидера; авторитет постоянных поучений и резонерства; авторитет подкупа; авторитет «своего парня» и панибратства; авторитет псевдодоброты и либерализма в отношениях с подчиненными.
      Ложный авторитет базируется на несовпадении интересов того, кто руководит людьми, и самих людей.
      Эффективный авторитет — такое влияние на людей, которое соответствует их интересам и которому именно поэтому добровольно подчиняются люди.
      Авторитет в древнем обществе практически всегда совпадал с властью (позднее можно было иметь авторитет, но не обладать официальной властью; а также правители не всегда обладали авторитетом). Вместе с тем в целом власть в первобытном обществе осуществлялась всеми взрослыми членами рода и трудно было провести границу между управляющими и управляемыми, так как не было государства и чиновников.
      С появлением государств структура общества значительно усложнилась, расширились связи между людьми, возникли новые факторы для установления власти: законы (если традиции воспринимались людьми как священные установления предков, то законы могли вызывать недовольство и сопротивление, для преодоления которых у государства были особые силы), богатство (на смену общей собственности пришла частная, и обладание определенными благами давало возможность подчинять других), наследственность (сын стал получать власть не столько за собственные заслуги, сколько благодаря своему происхождению), увеличился и фактор силы (установление власти одних народов над другими через их завоевание). Великие империи Ассирии, Персии, Македонии и, наконец, Рима были созданы силой оружия, воспринимались многими народами как навязанное господство.
      Власть постепенно все больше стала отрываться от простых людей, возникала пропасть между государством (официальным носителем власти) и обществом. Ярко характеризует данную тенденцию история, которую рассказывали древние греки, о том, что однажды известный полководец и политический деятель Алкивиад пришел к Периклу, но слуга не пустил его в дом, сказав, что его господин занят обдумыванием того, как отчитаться перед афинянами. На это Алкивиад заметил: «Лучше бы он подумал, как не давать им никакого отчета».
      Все реже правители обсуждали свои решения с простыми людьми, а их личности обожествлялись и окутывались ореолом тайны. Египтяне называли своего царя фараоном, что в переводе означало «большой дом» или «дворец». Они считали, что и слово «царь» и имя царя часто произносить нельзя, так как эти слова священны. Подобное почитание было и у других народов — в Древнем Китае никто, кроме императора, не мог носить одежды желтого цвета, не говоря уже о том, что в большинстве стран смотреть на правителя простым людям было запрещено и нарушение этого правила каралось смертной казнью.
      Не удивительно, что руководители забывали о своем долге защищать справедливость и интересы народа, что вызывало восстания, революции, войны, массовые волнения, движения протеста. До нас дошли имена знаменитых предводителей, возглавлявших народное недовольство, — братьев Гракхов, Спартака, Яна Гуса, Мартина Лютера, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Е. Пугачева и др.
      XVI—XVIII века ознаменовались целым рядом революций, а также коренным изменением представлений о власти. Этот период был назван Новым временем и характеризовался не только значительным индустриальным развитием, но и другой организацией государства. Руссо, Локк, Гоббс, Монтескье, Токвиль и многие другие говорили о власти как взаимодействии между всеми членами общества, только основывалось оно не на вере в божественное происхождение правителей, а на разуме и установлении контроля над государственными органами со стороны общества. Источником власти признавался народ, который выражал свою волю через выборы или референдумы. Кроме того, выдвигалось требование разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых сдерживала бы другую. Наметился отход от противопоставления государства, обладающего абсолютной властью, и общества, вынужденного подчиняться требованиям представителей государства.
      Однако до сих пор власть притягивает многих политиков, и искушение правящих кругов установить бесконтрольное (тотальное) господство не преодолено и до сегодняшнего дня. XX век дал яркие примеры как деспотического злоупотребления властью, так и стремления обратить ее на пользу всем людям. Германский фюрер Адольф Гитлер хотел установить власть арийцев над миром, использовал силу оружия для развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества — Второй мировой войны, поддерживал практику создания концлагерей для уничтожения других народов. Безграничная власть опьянила Гитлера, так же как и многих других завоевателей. Но и он не смог стать властителем Земли, забыв уроки истории, показавшие бесславность подобных попыток.
      Вместе с тем в XX в. появились государства, в которых было введено всеобщее избирательное право, провозглашено равенство всех граждан, созданы благоприятные условия для развития творческих способностей каждой личности. Государство, обладающее большой властью, попало под контроль людей, стало отчитываться о своих действиях. В английском языке существуют даже два разных термина, связанные с властью: power — власть, основанная на силе, прибегающая к насилию над человеком, угрожающая оружием (ее источниками являются неправовые законы, страх и угрозы, репрессивный аппарат, решения правящих слоев, устаревшие традиции, навязанные правила, индоктринация, или зомбирование); authority — легальная правовая власть (ее источники — правовые законы, принципы и нормы морали, признанные традиции, общее решение — референдум и др.).
      Все источники власти можно разделить на следующие категории: политические — нормы (правила); социальные — иерархические позиции, должности (по рождению, по образованию); духовные — личные качества, особенности человека (в том числе его внешность, характер, обаяние и т. п.); экономические — богатство; информационные — знания.

3. Элементы властных отношений

      Можно выделить три составляющие властных отношений:
      1. Субъект — человек, группа людей или определенная организация, которые отдают распоряжения и приказы, контролируют их выполнение, разъясняют пользу своего существования и пропагандируют необходимость совершения тех или иных действий.
      Субъектами могут быть:
      — руководители организаций или объединений (директор предприятия, начальник отдела, председатель общественной организации, глава политической партии и т. п.);
      — государственные органы (прокуратура, Верховный суд, министерство);
      — политические партии и общественные организации (правозащитные движения, профессиональные союзы, творческие объединения);
      — авторитетные и уважаемые люди (старейшины, главы семейств, известные деятели науки и культуры).
      2. Объект — лица, группы или организации, которым адресованы команда, приказ или распоряжение.
      Чаще всего в роли объекта выступают простые люди (члены трудового коллектива, служащие, население той или иной местности, сторонники политической партии). Но бывают ситуации, когда объектами могут быть и те, кого мы отнесли в субъекты. Например, начальник цеха является субъектом для всех работающих там людей, но в то же время он может быть объектом для директора предприятия, а директор государственного предприятия — для министерства. Именно поэтому понятия «субъект» и «объект» очень относительны. Так, простые люди выполняют распоряжения правительства и должны выполнять законы, но в то же время от их решения на выборах во многих странах зависит, кто будет главой государства, а Основной закон страны — Конституция — принимается только после всенародного голосования (референдума).
      3. Ресурсы — совокупность способов, средств и приемов, с помощью которых устанавливается и реализуется власть. Ресурсы власти — средства, которые позволяют субъекту оказывать влияние на объект; делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные — это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Такие ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (уменьшение зарплаты недобросовестным работникам). В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания (например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций). Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.
      Ресурсы также могут делиться на следующие категории:
      — экономические (материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п.);
      — социальные (пути повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации групп, общностей, отдельных людей, включают в себя должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, привилегии, кадровую политику и т. п.);
      — культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения — институты науки и образования, средства массовой информации и др.);
      — принудительные, или силовые (оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди — армия, полиция, службы безопасности; суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами; формирования политических партий и движений; вооруженные отряды на службе у частных лиц и организаций — представители охранных агентств и т. п.);
      — демографические (люди, представляющие собой универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы, количество и качество населения);
      — правовые (законы, программные документы, конституции);
      — информационные (знания, информация, контроль над средствами массовой информации, коммуникационные системы).
      При этом могут использоваться самые разные методы воздействия:
      — вера (является основой господства религиозной организации);
      — насилие (часто используется разного рода диктаторами, тиранами или завоевателями, чаще всего они прибегают к репрессиям, т. е. произвольным арестам и незаконным наказаниям с целью запугать население и пресечь в корне все проявления возможного недовольства);
      — традиция (на этом держалась власть старейшин в племенах, а сегодня она позволяет сохранять такие властные структуры, как, например, королевская семья в Великобритании и др.);
      — закон (во многих странах сегодня признается верховенство закона и подчинение ему всех граждан);
      — страх (чаще всего используется для установления власти в межличностных отношениях или в малых группах, например в подростковых компаниях лидер может устанавливать свое господство на страхе исключения из этой компании, применения физического воздействия, оглашения личных тайн, публичного высмеивания, бойкота);
      — убеждение (лидеры политических партий используют убеждение своих сторонников для руководства их действиями);
      — армия (военное господство является разновидностью применения насилия, так как армия в демократическом государстве не должна быть источником власти);
      — поощрение или наказание (они могут быть материальными — премии, грамоты, дипломы, награды или штрафы, понижения в должности, лишение наград; и моральными — уважение, прославление, общественное признание, присвоение тех или иных званий или выговоры, критика, осуждение, лишение званий).

4. Виды властных отношений

      Сочетания трех представленных выше элементов могут быть классифицированы по отдельным признакам на следующие виды власти (по ресурсам): политическая, экономическая, социальная, принудительная, информационная и теневая.
      Характерными чертами политической власти являются:
      — открытое законное использование силы через специальные государственные органы принуждения, такие как полиция или милиция, армия, спецслужбы, налоговые органы; обязательность решений для всех граждан (в случае если эти решения не выходят за рамки законов, что может быть установлено судом);
      — публичность (открытое обращение ко всем гражданам и организациям);
      — наличие центра принятия важнейших решений (определенным центром обычно выступает государство, но это не значит, что власть в государстве должна быть сконцентрирована в одних руках или отдельных органах).
      Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество. Часто экономическая власть оказывает значительное влияние на политические отношения. Еще древние греки выделяли особую форму правления, при которой богатые люди обладают всей полнотой власти, и называли ее олигархией. Термин «олигарх» нередко можно встретить и в современном мире.
      Социальная власть — установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей — статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии. Подчас люди отказываются от более выгодной экономически работы для сохранения своих позиций в обществе. В наше время сила общественного мнения уже далеко не всегда определяет все поступки человека, но все еще остается реальным фактором воздействия на людей.
      Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и в семье, преступной группировке, молодежной компании. С помощью силы можно добиться кратковременного послушания, но при этом необходим постоянный контроль за людьми и поддержание обстановки страха. Господство принудительной власти прямо пропорционально зависит от строгости наказания и ослабевает при наличии возможностей уклониться от него.
      Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации (СМИ или массмедиа), которые нередко называют «четвертой властью». Особенно возросла роль СМИ в наше время, которое именуют информационным веком. Созданные коммуникации способны донести любую новую идею до большинства людей на Земле. Радио, телевидение, видео, газеты и журналы способны внедрить в сознание масс те или иные ценности, они могут призывать к жестокости и насилию или пропагандировать гуманизм и миролюбие, вызывать войны и революции или способствовать разрешению конфликтов и мирным переговорам, нагнетать межнациональную рознь или укреплять дружеские отношения между народами. Поэтому так важно, чтобы средства массовой информации были независимы, правдивы, соблюдали определенные этические нормы, а также не попадали в руки одних лиц, которые могли бы монополизировать информацию.
      Сейчас даже появился особый термин — медиократия, под которым понимается господство над людьми через средства массовой информации (СМИ). В последние годы расширилось действие Интернета, ставшего еще одним источником информации и снизившего возможности навязывания тех или иных идей через СМИ.
      Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющим прав для ее осуществления. Так может устанавливаться власть партии, секты, касты, секретной службы, мафиозной структуры, семейного клана или дружеского кружка.
      Заметим, что существуют и другие критерии для классификации власти.
      Таким образом, мы видим, что власть представляет собой сложную структуру с соединением разных элементов и частей. В дальнейшем наше внимание будет в основном сконцентрировано на политической власти и на условиях ее установления. Для этого необходимо рассмотреть проблему политического лидерства и господства.

5. Легитимность и политическое господство

      Для установления твердой власти необходимо обладание господством, которое выражается в повиновении приказам и распоряжениям. Господство может быть легитимным и нелегитимным. Нелегитимное  принуждение, которое психологически отвергается принуждаемыми, носит внешний характер (навязанный). Легитимность (в переводе с латинского означает «законность») утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения и создание политических структур, их изменение, обновление и т. п. Призвана обеспечивать повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается — оправдание такого принуждения, использования силы и всех других средств, которыми располагает власть. Термин возник в XIX в. во Франции и означал стремление восстановить власть короля как единственную законную власть в отличие от власти узурпатора.
      Легитимность означает признание права на управление и согласие подчиняться власти; способность власти формировать и поддерживать убеждения в оптимальности и справедливости существующих политических институтов для данного общества; способность власти создавать и поддерживать у населения убеждение в том, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять.
      В отличие от господства легитимная власть не может поддерживаться силовыми методами или быть навязанной. Для нее необходимо признание гражданами провозглашаемых политических установок, нравов, традиций, выражение доверия к власти.
      Таким образом, легитимность базируется прежде всего на согласии между правящими кругами и населением. Это согласие может быть двух видов — по поводу политических руководителей и их решений, а также по поводу политической системы в целом, способов принятия и осуществления политических решений. Конечно, для стабильности развития общества необходимо сочетание согласия как в общем направлении движения, так и в конкретном воплощении принятых решений в реальную жизнь. Однако в первую очередь необходимо общественное согласие относительно стратегии движения. Ни у одной страны нет будущего в условиях социального раскола. История показывает, что закономерным итогом подобной ситуации может быть гражданская война и даже полное уничтожение государства. В данном случае речь идет о народной легитимности — признании обществом правомочности правящей элиты, которое может быть подкреплено традицией, идеологией, конституцией, выборами.
      Вместе с тем существуют и другие формы легитимности. Так, внешней легитимностью называется признание режима и правящих групп со стороны других государств, международных организаций (мирового общественного мнения), а внутренней  представления, которыми правители оправдывают свою власть и действия по ее удержанию.     

Категория: КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 903 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 11 классе, планирование уроков обществ, МО учителей обществознани, методика преподавания обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0