Краткие методические рекомендации по проведению занятий
На первом занятии по курсу «Обществознание. Глобальный
мир в XXI веке» учащимся может быть предложено назвать те изменения,
которые произошли в последние несколько лет и продолжают происходить
сегодня. Можно начать обсуждение с вопроса: «Как изменились условия
жизни современных молодых людей по сравнению с тем периодом, когда ваши
родители были в этом же возрасте?» Данный отрезок занятия проводится в
виде мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся
предлагается выбрать те изменения, которые в наибольшей степени
затронули жизнь больших групп людей или всего человечества. При этом
необходимо дать аргументацию и привести примеры.
После непродолжительного обсуждения и выявления наиболее
значительных изменений можно выяснить у учащихся их отношение к
глобализации. Важно иметь в виду, что это закономерный этап
современного развития человечества, поэтому не представляется
конструктивным выяснять, кто выступает за или против глобализации.
Вместе с тем стоит остановиться на тех последствиях, которые несет с
собой процесс глобализации, в том числе и на появляющихся новых
опасностях.
Затем преподаватель может обратить внимание на особенности
построения материала в учебнике 11 класса. Рассматриваемые темы носят
дискуссионный характер, а поднимаемые проблемы не имеют однозначного
решения. Однако при обсуждении острых вопросов следует использовать
знание теорий, концепций, событий, фактов и т. п. Учебник не дает
готовых ответов, а способствует осмыслению происходящих в современном
мире процессов.
На вводном занятии желательно также обсудить совместно критерии
оценивания работы учащихся при изучении курса, требования, формы
отчетности и другие организационные моменты, являющиеся очень важными
для создания атмосферы творчества, открытости и эффективности учебной
работы. Особо следует обратить внимание на то, что наличие собственного
мнения у учащихся не должно влиять на оценку, если это мнение
подкреплено грамотной аргументацией и знанием базового материала.
Дополнительная информация для учителя
Некоторые методические особенности учебника:
1. Каждый параграф начинается с трех высказываний, работа с
которыми может вызвать интерес к изучаемым вопросам, сформировать
мотивацию. Желательно, чтобы учитель использовал разные методы и приемы
при работе с этими высказываниями. Некоторые из них даны в начале
методического пособия.
2. После каждого параграфа даются вопросы для проверки знаний,
задания для выполнения, предлагается высказать точку зрения и обсудить
отдельные вопросы, имеются темы докладов и рефератов. Необходимо
обратить внимание на то, что необязательно использовать в учебном процессе все вопросы и задания. Учитель
имеет возможность отобрать их с учетом особенностей подготовки
учащихся, специфики своего учебного заведения, собственного видения
преподавания, интересов учащихся. Темы докладов и рефератов могут стать
как опережающим заданием для наиболее подготовленных учащихся, так и
способом итоговой работы учащихся по курсу.
3. В большинстве случаев учащимся предлагается в заданиях к
параграфу анализ какого-либо документа. Данная работа может проходить и
на уроке при рассмотрении отдельных вопросов индивидуально или в ходе
группового обсуждения. Каждый из документов снабжен вопросами,
обращенными не только к знаниям, но также к умениям и ценностным
ориентирам.
4. После каждой главы дается словарь ключевых понятий и
терминов, который может быть использован и в процессе рассмотрения
содержания главы.
5. Вопросы и задания к главам носят сравнительно-обобщающий
характер. Они включают работу с текстом, рассмотрение разных пониманий
какого-либо явления или термина, тестовые задания разного уровня
(соотнесение, определение пропущенных слов, нахождение выпадающего из
логического ряда термина, суждение о правильности двух высказываний по
определенной теме). |