Цель урока: а) способствовать
пониманию сложности проблем экономики; б) показать, что в основе
экономики лежит разрешение противоречия между потребностями и
возможностями.
Лучшей формой организации учебной деятельности
на уроке будет групповая работа. Кроме того, уместно
использовать задания, позволяющие организовать обмен мнениями.
Начать урок можно с решения следующей проблемы.
Учитель предлагает школьникам представить, что
каждый из них — министр финансов и вынужден
разрабатывать бюджет страны. Ученики знают, что сумма возможных
расходов на предстоящий год равна 200 млрд рублей.
Необходимо составить список самых важных государственных трат
и распределить имеющиеся деньги в порядке убывания суммы
расходов (т. е. на что в первую очередь, во вторую
и т. д.). Обосновать составленный бюджет: из чего исходили
«министры», распределяя деньги подобным образом? (На выполнение
задания следует выделять не более 7 мин.)
Обсуждение начинается с выяснения отраслей
хозяйства, в которые необходимо вкладывать деньги. Обычно
школьники вспоминают, что необходимо выделить деньги на образование,
здравоохранение, армию, милицию, пенсии, иногда вспоминают о сельском
хозяйстве, реже — о науке (при этом, как правило, имеют
в виду научные разработки, которые можно внедрять в производство).
Хорошо, если учитель напомнит о таких необходимых тратах,
как экология, содержание и восстановление памятников архитектуры,
музеев, строительство дорог, представительские расходы, содержание
государственного аппарата, тюрем и т. д. Желательно представить
альтернативный бюджет, в котором на первое место будут
поставлены проблемы экологии, на второе — фундаментальные
исследования в науке. Обязательно должно быть обоснование,
почему именно таким образом распределены деньги. Вся работа не должна
занять более 10 мин. Цель обсуждения — показать:
а) потребности человечества, государства, отдельного человека
огромны, разнообразны и чрезвычайно трудно определить, какие из них
важнейшие; б) ресурсы, в данном случае деньги, ограниченны.
При этом желательно не просто сообщить о связи
«потребности — возможности», но и достаточно жестко
закрепить эту связь, сделав вывод, который школьники должны записать
в тетрадь: экономику как науку породила необходимость постоянного
разрешения противоречия между огромными потребностями человека
(государства, человечества) и ограниченностью ресурсов.
Далее учитель говорит о том, что не только
деньги ограниченны, ограниченность ресурсов может быть связана
с нехваткой полезных ископаемых, транспорта, рабочих рук,
интеллектуальных ресурсов и пр. Кроме того, ресурсная ограниченность
может проявляться в самых разных формах: есть новые технологии,
но не хватает специалистов; необходимо строить новое предприятие,
чтобы обеспечить другие производства важным компонентом, но отсутствуют
в данном месте требуемые полезные ископаемые или, наоборот,
полезные ископаемые есть, но недостаточно водных ресурсов
или транспортных коммуникаций и т. д. Чтобы приблизить разговор
к нуждам школьников и сделать последующее заключение эмоционально
окрашенным, учитель может привести пример, когда в качестве
ресурса выступает время: подруга (родители) неожиданно предложила(и)
билет на концерт модной эстрадной группы, но появилась
проблема: завтра — контрольная, которая может повлиять
на четвертную оценку. Таким образом, вы должны сделать выбор.
Но любой выбор в данной ситуации — это жертва.
Или другой пример: изобретатель предложил новый
способ производства, сокращающий трудозатраты. Однако, чтобы его
внедрить, необходимо на время остановить работу цеха. Владелец
предприятия оказывается перед выбором: а) потерять часть
прибыли; б) потерять первенство в производстве. И здесь тоже жертва.
Переходя к следующему вопросу, учитель подчеркивает,
что ресурсы ограниченны всегда, даже тогда, когда всего очень
много. Прежде всего, как правило, ограниченно время, поскольку,
даже если человек или государство может потратить неограниченное
количество денег, все равно он (оно) не сможет все потребить
одновременно. Таким образом, существующий конфликт между потребностями
и возможностями ставит перед экономикой три важнейшие
задачи: 1. Какие товары и услуги
должны быть произведены и в каком количестве? 2. Каким
образом произвести эти товары? 3. Кто
будет потреблять эти товары и услуги, для кого
их нужно производить? Иными словами, решение этих вопросов должно
свести к минимуму необходимую при любом выборе жертву:
Желательно вернуться к проблемному заданию,
которое учащиеся решали в начале урока. Учитель подчеркивает,
что, составляя бюджет, они решали именно названные выше задачи.
И это непростое дело. Здесь можно привести шутливое высказывание
Бернарда Шоу: «...если всех экономистов сковать одной цепью, то
и тогда они не придут к единому мнению».
Далее можно предложить школьникам вопрос:
«Чем, по-вашему, можно объяснить, что так сложно определить,
куда потратить деньги?» Для обдумывания ответа на вопрос
отводится не более 2—3 мин.
Подводя итог обсуждения ответов на вопрос,
учитель говорит о связи экономики и политики. В заключение
урока желательно предложить учащимся ответить на вопросы 5,
6, 7, помещенные в конце § 21 учебника. | |