Цель урока: а) раскрыть
назначение экономики и взаимосвязь потребностей и развития экономики;
б) показать, что человек является центром экономической жизни.
Наилучшей формой организации урока будет групповая
работа учащихся.
Данная тема, при всей ее сложности, не является
абсолютно новой для учащихся. Думается, что этот учебный материал
дает возможность систематизировать уже имеющиеся у школьников
знания, полученные на уроках истории. Эти знания могут стать
опорой для усвоения нового материала.
Начать урок можно с предложения учащимся
вспомнить: почему человеку пришлось начать
изготавливать орудия труда? Что из себя представляло первобытное
производство? Что его двигало? Чем оно определялось? На выполнение
этой работы не следует отводить более 5 мин.
В процессе последующего обсуждения результатов
выполненного задания можно составить схему примитивной экономики:
В процессе обсуждения выясняется, что производство
двигали постоянно возникающие потребности людей. При этом
в различных природных условиях эти потребности были различными
(желательно попросить школьников привести примеры, подтверждающие
данное утверждение). Определялось же производство, помимо
потребностей людей, и имеющимися ресурсами. Так, строительство
жилья обусловливалось, с одной стороны, потребностью в жилье,
а с другой — наличием материала, из которого
это жилье будет построено (оленьи шкуры, навесы из пальмовых
листьев, дерево, камень и т. д.).
Закончив обсуждение, учитель говорит о том,
что слово «экономика» появилось в Древней Греции.
Оно буквально означало «ведение домашнего хозяйства».
В современном языке под экономикой также понимается хозяйство,
в том числе и домашнее. Но сегодня это понятие имеет
более широкое содержание. Во-первых, под экономикой подразумевается
хозяйство страны, включающее отрасли материального и нематериального
производства. Во-вторых, под экономикой понимают совокупность
отношений между людьми в сфере производства и потребления
продуктов труда. Затем учитель вместе с школьниками проводит
разбор понятий, составляющих определение понятия «экономика».
Если определение написано на доске, можно
подчеркнуть в нем понятия «производство», «материальное
производство», «нематериальное производство»
и предложить школьникам самостоятельно раскрыть их содержание.
На эту деятельность можно отвести минуты 3. Как показывает
опыт, если учащиеся неплохо справляются с раскрытием содержания
понятия «материальное производство», то понятие
«нематериальное производство» в большинстве случаев
вызывает затруднения. Поэтому понятие «нематериальное производство»
требует уточнений учителя.
Обратившись к схеме, начерченной на доске,
учитель поясняет, что все названное здесь есть материальное производство.
Однако разве этим ограничивалась жизнь первобытного общества?
Вместе с учащимися выясняется, что люди первобытного общества
еще делали наскальные рисунки, фигурки из дерева, камня,
имевшие магическое значение ритуальные маски, украшали тело татуировками
и т. д. Необходимо объяснить школьникам, что все это и называлось
хозяйством. Люди вкладывали свой труд в создание этих предметов,
которые в глазах первобытных людей были не развлечением,
а чрезвычайно важной стороной жизни. Между тем это производство
отличалось, например, от производства лука и стрел, строительства
домов, изготовления посуды и т. д., т. е. в данном
случае создавался продукт, обращенный к духовной сфере человека.
Общество не стояло на месте, производило
все больше продуктов труда, и их излишки позволили не только
оставлять пленным жизнь, превращая их в рабов, но и
делить сферу производства между различными производителями: одни
обрабатывали землю, другие занимались ремеслом, третьи —
перевозкой товаров, доставкой их покупателям, четвертые —
строительством и т. д. Излишки продуктов труда позволили
создать сферу нематериального производства: появилось производство
услуг, например парикмахерских, информационных, по ремонту
одежды, обуви и пр.
Таким образом, сфера материального производства —
это, во-первых, все виды промышленного производства (производство
машин, мебели, тканей, бумаги и т. д.); во-вторых, сельскохозяйственное
производство (производство зерна, мяса, выращивание технических
культур и пр.); в-третьих, транспортные перевозки (любых промышленных
и сельскохозяйственных продуктов, сырья, людей); в-четвертых,
строительство; в-пятых, добыча всех видов сырья для производства товаров
(угля, нефти, газа, руды, золота, серебра и т. п.).
Сфера нематериального производства —
это производство каких-либо услуг, например парикмахерских, информационных,
по ремонту одежды, обуви и пр. К нематериальному производству
также относят такие сферы человеческой деятельности, как образование,
здравоохранение, культура.
В результате деятельности материального и
нематериального производства создается некий продукт, или благо.
Совокупность благ, созданных во всех отраслях производства в течение
определенного времени (обычно года), называют совокупным общественным
продуктом.
Оставшуюся часть параграфа можно предложить школьникам
для самостоятельного изучения. При этом задания в конце
параграфа целесообразно обсудить в группах после прочтения
текста и в конце урока сдать письменную работу:
1. Как связаны между собой потребности и
производство?
2. Как по-вашему, ограничены ли возможности
удовлетворения человеческих потребностей? Если да, то чем?
Если нет, то почему?
3. Чем вы можете объяснить, что финансовые
ресурсы и землю наравне со слесарным станком и пилой относят к факторам
производства? |