Цель урока: а) познакомить
школьников с понятиями «поведение», «общение»,
«деятельность»; б) способствовать пониманию роли
поведения, общения, деятельности в жизни человека.
Деятельность учащихся на уроке может быть
как индивидуальной, так и парной и групповой.
В первой части урока целесообразно организовать
самостоятельную работу. В процессе этой работы школьники ознакомятся
с понятиями «поведение», «общение»,
«деятельность». Для того чтобы работа была в наибольшей
степени продуктивной, начать ее можно с задания, которое
одновременно будет и проверкой усвоения предыдущего учебного материала.
Это задание может быть таким: «На прошлом уроке мы
с вами сопоставляли труд человека и труд животного. Как вы
полагаете, можно ли в применении к человеку и к животному
заменить слово «труд» на слово «деятельность»?
Обоснуйте свою точку зрения».
Безусловно, такое задание предполагает не конкретное
знание, а догадку. Однако его вполне можно использовать, поскольку:
а) различения деятельности и труда в определенном смысле
условны (так договорились люди науки, взяв за основу определенные
признаки); б) оно достаточно занимательно, создает «азартный
фон» и желание узнать, кто прав в своих догадках.
В свете вышеназванных причин на это задание стоит уделить
не более 3 мин.
После того как предположения школьников будут
выслушаны, учитель предлагает им самостоятельно прочитать три
подпараграфа: «Поведение», «Общение»,
«Деятельность», делая карандашом на полях следующие
пометки: «V» — это я знал; «+» —
это новое знание (узнал из текста); «?» —
это я не понял.
По окончании чтения предложите учащимся заполнить таблицу
(если работа велась по группам, то после индивидуального
прочтения текста необходимо выделить время на обсуждение
в группе).
Внимание! В таблицу вносятся только
записи, соответствующие двум знакам («+», «?»);
с этими записями будет вестись дальнейшая работа на уроке.
На заполнение таблицы следует уделять не более 7 мин.
Новое задание |
Требует пояснения |
|
|
После заполнения таблицы предложите учащимся поделиться
своими соображениями с классом (напомните, что каждый последующий
выступающий говорит только то, о чем другие не говорили).
Слушая школьников, учитель записывает на доске вопросы, требующие
пояснения, которые он даст после того, как задание будет
озвучено.
Вторая часть урока посвящена работе по прояснению того
нового, что узнали школьники. Целью этого вида деятельности является
уяснение смысла изучаемых понятий.
Прежде чем начать работу по углублению понимания
смысла, необходимо уточнить формулировки понятий «общение»,
«деятельность», «поведение». Предложите
школьникам, используя текст учебника, дать определение означенных
понятий, выделив самое существенное. Хорошо, если учитель запишет
на доске варианты определений, а затем вместе с классом
выберет самые точные (при необходимости отредактирует их),
которые будут использованы в последующей работе.
Поведение — приспособление
человека к уже сложившимся условиям, определяемое нормами,
правилами, обычаями, этикетом, созданными людьми.
Деятельность — форма человеческой
активности, направленная на изменение окружающего мира. Отличительными
чертами деятельности являются достижение поставленной цели и понимание
смысла своего труда.
Общение — отношения людей между
собой, связь людей друг с другом, в процессе которой
люди обмениваются информацией и достигают понимания.
Теперь можно предложить школьникам выделить в этих
определениях (подчеркнуть, выписать) ключевые слова, различающие
поведение, деятельность и общение. После обсуждения учитель выписывает
на доске эти ключевые слова: а) поведение —
приспособление, обусловленное нормами; б) деятельность —
активность, направленная на достижение цели; в) общение —
связь для обмена информацией и достижения понимания.
Следующим шагом к осмыслению этих понятий
может стать задание: определить, как
связаны между собой деятельность, общение и поведение. С этой
целью классу предлагается ответить на вопрос:
может ли деятельность быть без общения и поведения? Напомните
школьникам, что для обоснования своего мнения необходимо привести
примеры. Выполняя эту работу, можно воспользоваться материалом
учебника (подпараграф «Деятельность»). На подготовку
ответа нужно отвести не более 7 мин.
Выслушав мнения учащихся по означенному вопросу,
учитель может задать уточняющие вопросы, углубляющие понимание
не только изучаемых явлений, но и понятие «культура»:
а) общается ли с другими людьми поэт, писатель, философ
во время написания произведения? В чем заключается это общение?
(Да, общается, поскольку использует опыт, накопленный человечеством:
стиль речи, определенные слова и понятия, знания; кроме того,
художник, ученый, любой творец стремится быть понятым другими
людьми); б) если поведение — это приспособление,
обусловленное нормами, то какими нормами оно может быть обусловлено,
например, при написании картины?
Заключая урок, необходимо сделать вывод. Для его
формулирования следует задать еще один вопрос:
почему же деятельность всегда связана с поведением и
общением? Отведите на подготовку вывода не более 3—5 мин,
а затем, выслушав, обсудив, отредактировав различные формулировки,
запишите вывод на доске (школьники записывают в тетрадях).
Любая человеческая деятельность состоит из
поведения и общения, так как включает целеполагание, а поэтому
всегда осмысленна. Для достижения цели человек использует итоги
деятельности других людей, стремится быть понятым, признанным,
оцененным людьми, поэтому деятельность всегда включает общение.
Любая деятельность предполагает поведение, так как человек выбирает
возможные оптимальные пути, соответствующие уровню культуры данного
общества и самого человека, для достижения цели. Следовательно,
он сознательно выбирает линию поведения.
Если останется время, можно предложить данный
вывод изобразить схематично. Если времени не останется, предложите
школьникам выполнить это задание дома.
| |