Цель урока: а) способствовать
осмыслению школьниками понятия «духовная культура»;
б) способствовать появлению (развитию) стремления к самосовершенствованию.
В начале урока учитель предлагает учащимся
зачитать свои рассуждения о том, что может послужить проверкой
истинности самопознания.
Учитель принимает участие в дискуссии, подводя учащихся к пониманию того,
что: 1) в человеческой культуре сложилось представление
об идеальном человеке; 2) в реальной жизни некоторые
люди ориентируются на ценности, подчас не только не совпадающие,
но и прямо противоположные выработанным обществом идеалам;
3) для проверки истинности самопознания следует опираться
на мнение человека (людей), стремящегося в своей жизни
следовать общепризнанным идеалам. Поэтому нежелательно, чтобы
учитель высказывал свою точку зрения. Оптимальным вариантом
будет занятие позиции человека, который вместе с учащимися
пытается найти решение проблемы. С этой целью можно «подбрасывать»
вопросы типа: как вы думаете, если бы
Николенька со своими страданиями по поводу случившегося
обратился к Сереже, то какой бы совет он получил?
Можно ли осудить Николеньку за этот поступок или ему можно
посочувствовать? Чем ему можно было бы помочь? Как, в какой
форме вы могли бы помочь Николеньке? Всегда ли можно оказать
помощь советом или действием в решении сложных нравственных
проблем? В каких формах может оказываться эта помощь? К кому
можно обратиться за советом в подобной ситуации? Какими
качествами должен обладать человек, с которым вы смогли бы
поделиться своими проблемами или могли бы обратиться за помощью?
Чего вы ждете от человека (каких действий, слов), обращаясь
к нему за советом? Как вы воспримете жесткую критику?
Что означает жесткая критика? Как бы вы повели себя,
если бы ваш друг (подруга) рассказал(а) вам о своем
неблаговидном поступке? Во время этого разговора желательно
фиксировать те рассуждения, которые соответствуют поставленным
целям обсуждения (повторять еще раз, записывать на доске,
спрашивать мнение по этому поводу других школьников и т. д.).
На обсуждение всех этих вопросов вряд ли
хватит одного урока, а уж тем более его трети. Поэтому его цель —
дать лишь первичное представление о понятии «духовная
культура». Перейти к разбору понятия можно, приведя
три по сути одинаковые точки зрения на проблему
«человек»:
«Что город разрушенный без стен, то
человек, не владеющий духом своим» (Библия, притчи).
«При старании мы укрощаем слонов и
диких коней, значит, можем укрощать и свои страсти; человек может
сделаться и ангелом и зверем... Итак, если властвуешь над зверями, то
властвуй и над внутренними зверями» (святой Иоанн Златоуст).
«Что человек, когда он занят только
сном и едой? Животное, не больше» (Уильям Шекспир).
Затем учитель констатирует: в течение тысячелетий
люди призывают друг друга к самосовершенствованию. Зачем?
Ведь значительно легче жить, не утруждая себя страданиями,
не краснея «удушливой волной» от воспоминаний
о совершенном когда-то неблаговидном поступке. Выслушав мнения
школьников, учитель напомнит о том, что человек —
социальное существо, люди должны жить друг с другом и от того,
насколько нравственны, добры, милосердны окружающие нас люди,
настолько жизнь каждого из нас уютнее, легче, светлее. Ведь
не случайно каждый из нас хочет, чтобы по отношению
к нему люди поступали по-доброму, более того, мы нередко
неосознанно требуем этого. Но часто ли мы сами поступаем
по совести? Часто ли мы сами задумываемся о том, «как
слово наше отзовется»? Почему? Думается, будет лучше, если
учитель на этом уроке сам ответит на поставленный вопрос,
сказав о том, что, к сожалению, добрые поступки нередко
связаны с какими-то трудностями, отказом от чего-то,
ущемлением каких-то своих желаний. Можно еще раз воспользоваться
отрывком из произведения Л. Н. Толстого «Детство,
отрочество, юность» со слов: «Я решительно не могу
объяснить себе жестокости своего поступка...» и еще
раз прокомментировать данный отрывок. Николеньке в данный
момент было легче не уронить себя в глазах любимого
им Сережи, он думал не об Иленьке, а о себе. Ведь
в этой ситуации встать на защиту обижаемого мальчика
было значительно сложнее, поскольку нужно было пожертвовать собой,
дружбой с Сережей. Но что потом? А потом —
всю жизнь страдания при одном воспоминании об этой минуте
слабости. Именно потому, что добро делать всегда труднее, доброе
всегда есть самопожертвование (большое или маленькое) во имя
блага другого (а в конечном счете и во имя собственного
блага: ведь не страдал бы всю жизнь Николенька, поступи
он по совести), именно потому человечество всегда воспринимает
его как ценность. Дух — это то высокое в тебе,
что заставляет совершать хорошее, отказавшись от плохого,
помогает пересилить маленькие и большие слабости. Это качество
духа человечество связывает с высшими, ведущими ценностями,
а людей, носителей этих ценностей, называют духовно богатыми.
Накопленные за века существования знания о добре и зле,
представления о ценностях, позволяющих добру побеждать зло,
делающих жизнь людей духовно богаче, называют духовной культурой.
В качестве домашнего задания
можно предложить школьникам поразмышлять над высказываниями:
а)
|
персидского
поэта ХIII в. Саади: |
|
б) Евангелие: |
|
Насилью противопоставь
| смиренье — |
|
И кротостью запрешь |
врата сраженья. |
Насильник кротость |
встретил и умолк, |
Ведь острый меч не режет |
мягкий шелк. |
|
|
Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».
А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати
к нему и другую.
|
|
1. Согласны ли вы с этими высказываниями?
2. Чем можно объяснить, что в культуре
человечества данные мысли признаны ценностями? | |