Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 08:24:34
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС [11]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ [60]

Духовная жизнь человека

Цель урока: а) способствовать осмыслению школьниками понятия «духовная культура»; б) способствовать появлению (развитию) стремления к самосовершенствованию.

В начале урока учитель предлагает учащимся зачитать свои рассуждения о том, что может послужить проверкой истинности самопознания. Учитель принимает участие в дискуссии, подводя учащихся к пониманию того, что: 1) в человеческой культуре сложилось представление об идеальном человеке; 2) в реальной жизни некоторые люди ориентируются на ценности, подчас не только не совпадающие, но и прямо противоположные выработанным обществом идеалам; 3) для проверки истинности самопознания следует опираться на мнение человека (людей), стремящегося в своей жизни следовать общепризнанным идеалам. Поэтому нежелательно, чтобы учитель высказывал свою точку зрения. Оптимальным вариантом будет занятие позиции человека, который вместе с учащимися пытается найти решение проблемы. С этой целью можно «подбрасывать» вопросы типа: как вы думаете, если бы Николенька со своими страданиями по поводу случившегося обратился к Сереже, то какой бы совет он получил? Можно ли осудить Николеньку за этот поступок или ему можно посочувствовать? Чем ему можно было бы помочь? Как, в какой форме вы могли бы помочь Николеньке? Всегда ли можно оказать помощь советом или действием в решении сложных нравственных проблем? В каких формах может оказываться эта помощь? К кому можно обратиться за советом в подобной ситуации? Какими качествами должен обладать человек, с которым вы смогли бы поделиться своими проблемами или могли бы обратиться за помощью? Чего вы ждете от человека (каких действий, слов), обращаясь к нему за советом? Как вы воспримете жесткую критику? Что означает жесткая критика? Как бы вы повели себя, если бы ваш друг (подруга) рассказал(а) вам о своем неблаговидном поступке? Во время этого разговора желательно фиксировать те рассуждения, которые соответствуют поставленным целям обсуждения (повторять еще раз, записывать на доске, спрашивать мнение по этому поводу других школьников и т. д.).

На обсуждение всех этих вопросов вряд ли хватит одного урока, а уж тем более его трети. Поэтому его цель — дать лишь первичное представление о понятии «духовная культура». Перейти к разбору понятия можно, приведя три по сути одинаковые точки зрения на проблему «человек»:

«Что город разрушенный без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Библия, притчи).

«При старании мы укрощаем слонов и диких коней, значит, можем укрощать и свои страсти; человек может сделаться и ангелом и зверем... Итак, если властвуешь над зверями, то властвуй и над внутренними зверями» (святой Иоанн Златоуст).

«Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше» (Уильям Шекспир).

Затем учитель констатирует: в течение тысячелетий люди призывают друг друга к самосовершенствованию. Зачем? Ведь значительно легче жить, не утруждая себя страданиями, не краснея «удушливой волной» от воспоминаний о совершенном когда-то неблаговидном поступке. Выслушав мнения школьников, учитель напомнит о том, что человек — социальное существо, люди должны жить друг с другом и от того, насколько нравственны, добры, милосердны окружающие нас люди, настолько жизнь каждого из нас уютнее, легче, светлее. Ведь не случайно каждый из нас хочет, чтобы по отношению к нему люди поступали по-доброму, более того, мы нередко неосознанно требуем этого. Но часто ли мы сами поступаем по совести? Часто ли мы сами задумываемся о том, «как слово наше отзовется»? Почему? Думается, будет лучше, если учитель на этом уроке сам ответит на поставленный вопрос, сказав о том, что, к сожалению, добрые поступки нередко связаны с какими-то трудностями, отказом от чего-то, ущемлением каких-то своих желаний. Можно еще раз воспользоваться отрывком из произведения Л. Н. Толстого «Детство, отрочество, юность» со слов: «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка...» и еще раз прокомментировать данный отрывок. Николеньке в данный момент было легче не уронить себя в глазах любимого им Сережи, он думал не об Иленьке, а о себе. Ведь в этой ситуации встать на защиту обижаемого мальчика было значительно сложнее, поскольку нужно было пожертвовать собой, дружбой с Сережей. Но что потом? А потом — всю жизнь страдания при одном воспоминании об этой минуте слабости. Именно потому, что добро делать всегда труднее, доброе всегда есть самопожертвование (большое или маленькое) во имя блага другого (а в конечном счете и во имя собственного блага: ведь не страдал бы всю жизнь Николенька, поступи он по совести), именно потому человечество всегда воспринимает его как ценность. Дух — это то высокое в тебе, что заставляет совершать хорошее, отказавшись от плохого, помогает пересилить маленькие и большие слабости. Это качество духа человечество связывает с высшими, ведущими ценностями, а людей, носителей этих ценностей, называют духовно богатыми. Накопленные за века существования знания о добре и зле, представления о ценностях, позволяющих добру побеждать зло, делающих жизнь людей духовно богаче, называют духовной культурой.

В качестве домашнего задания можно предложить школьникам поразмышлять над высказываниями:

а) персидского поэта ХIII в. Саади:   б) Евангелие:
 
Насилью противопоставь
смиренье —
И кротостью запрешь
врата сраженья.
Насильник кротость
встретил и умолк,
Ведь острый меч не режет
мягкий шелк.

Вы слышали, что сказано:
«око за око и зуб за зуб».
А я говорю вам:
не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

1. Согласны ли вы с этими высказываниями?

2. Чем можно объяснить, что в культуре человечества данные мысли признаны ценностями?

Категория: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ | Добавил: tineydgers (03.10.2014)
Просмотров: 606 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 8-9 классах, планирование уроков обществ, МО учителей обществознани, методика преподавания обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0