Цель урока: а) способствовать
осознанию школьниками понятия «человек — существо
социальное»; б) способствовать воспитанию таких качеств
личности, как стремление к взаимопониманию, вежливость, отзывчивость.
Наилучшей формой работы по осмыслению данной
темы будет групповая.
Для начала предложите школьникам вспомнить, почему
человек вынужден быть существом социальным и чем общность людей
отличается от общности животных (не более 2 мин).
Восстановив в памяти причины, обусловившие социальный образ
жизни человека, учитель обращает внимание школьников на то,
что они знают на бытовом уровне, но о чем никогда
не задумывались: мы все живем не в обществе вообще,
а в маленьких коллективах, которые окружают нас с первого
дня жизни, мы живем в группах. Группа — это посредник
между огромным человеческим обществом и отдельным человеком. Что
такое группа? Предложите учащимся из двух определений понятия
«группа» выбрать то, которое, по их мнению,
в наибольшей степени соответствует действительности; полезно
заранее написать эти определения на больших листах бумаги
или, если есть складывающаяся доска, то на ее закрытой
стороне:
а) группа — это некоторое число
индивидов, которые физически и пространственно находятся вместе;
б) группа — это совокупность
людей, взаимодействующих друг с другом на основе разделяемых
ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Если школьники не выделят часть определения
«которые физически и пространственно находятся вместе»
или не уловят его смысла, учитель может задать вопрос:
как вы считаете, ваш класс — группа или нет? При положительном
ответе следует продолжить: останется ли класс группой, когда учащиеся
разойдутся по домам?
Если школьники обратили внимание на эту часть
определения, то учитель, уточняя их ответ, подчеркнет (можно
с помощью примеров), что основой группы является не нахождение
людей вместе в определенном месте, а именно взаимодействие
друг с другом на основе разделяемых ожиданий. В любом
случае можно попросить школьников привести примеры или учитель
приводит примеры сам: филателисты, рыбаки, болельщики, учащиеся
класса, люди на митинге. Группы бывают разные: устойчивые
и неустойчивые. Учащимся предлагается прочитать подпараграфы «Неустойчивые
группы» и «Устойчивые группы» (подпараграф «Толпа»
лучше оставить на конец урока) и заполнить таблицу3
сначала индивидуально, а затем обсудить в группах (на эту
работу не следует отводить более 15 мин) и в классе.
Общие признаки и различия устойчивых
и неустойчивых групп
Группы
Общие признаки
Различия
Неустойчивые
Взаимодействие и
ожидание ответного действия
1. Внезапность образования.
2. Недолговечность. 3. Отсутствие разнообразия во
взаимодействии
Устойчивые
Взаимодействие и
ожидание ответного действия
1. Длительность существования.
2. Разные способы образования: а) помимо воли людей,
б) в результате определенных действий, предпринимаемых
человеком. 3. Разный статус групп: формальные и неформальные
При этом учитель может предложить одной
группе назвать общие признаки, а другой — различия. По окончании
этой работы делается вывод: таким образом,
общими признаками любой группы является взаимодействие; различия
связаны с длительностью и формой существования, способом
образования.
Закончив разбор таблицы, учитель переходит к понятию
«толпа». Желательно попытаться на эмоциональном
уровне вызвать негативную реакцию на этот вид группы, для
чего следует воспользоваться библейским рассказом о казни
Иисуса Христа (см. с. 66—67 учебника).
Лучше, если учитель прочитает его вслух, а школьникам предложит
следить за ним по тексту. По завершении чтения
библейского сюжета можно предложить школьникам дать эмоционально-нравственную
оценку толпы.
Урок можно завершить, предложив школьникам определить,
чем неустойчивая группа («толпа») отличается от других
неустойчивых групп (на выполнение задания отвести не более
5 мин).
Во время подведения итогов работы групп по определению
своеобразия толпы учитель записывает называемые школьниками
признаки на доске, приглашая группы учащихся внимательно
следить за называемыми признаками, озвучивая только
те, которые еще не были упомянуты. Желательно, чтобы на доске
появилась следующая запись: «Толпа отличается от других
групп тем, что: а) легко внушаема; б) ее поведение непредсказуемо,
подчинено эмоциям, а не разуму; в) анонимна; г) неуязвима;
д) слепа, жестока».
Если осталось время, можно предложить школьникам
написать эссе на одну из тем (при недостатке времени
эта работа выполняется дома):
а) «Без многого может обходиться человек,
но только не без человека» (Карл Людвиг Берне,
немецкий публицист и критик).
б) «Личность, сливаясь с коллективом,
не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе
высшей степени сознания и совершенства» (Анри Барбюс,
французский писатель).