Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 24.04.2024, 18:43:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС [11]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ [60]

Народ, этнос, нация

Цель урока: а) способствовать осмыслению школьниками понятия «народ»; б) показать связь понятия «народ» с понятиями «Родина», «Отечество», «патриотизм».

Как и на предыдущем уроке, школьники могут работать индивидуально, парами, группами.

Начать обсуждение темы можно с краткого замечания учителя о том, что понятие «народ» нередко в быту употребляется в смысле «простые люди», т. е. люди незнатного происхождения или люди, не принадлежащие к элите, правящему слою. Однако в науке понятие «народ» имеет иное значение. Вопрос к классу: «Как вы думаете, в каких из нижеприведенных высказываний понятие «народ» употреблено в бытовом значении, а в каких — в научном: «Народ русский встал за отчизну свою на общего врага»; «Мастеровой люд — народ избалованный»; «Чуваши — народ смышленый»; «На гулянье был почти только один народ»? Объясните, почему вы решили, что в некоторых высказываниях понятие «народ» употреблено в научном смысле».

Выслушав объяснения школьников, учитель предлагает им попробовать самостоятельно сформулировать определение понятия «народ» (на это задание отводится не более 5—7 мин). При формулировании понятия учителю следует подвести учащихся к мысли о том, что у народа не только общая территория, но и общие традиции, общая культура. После завершения этой части урока учитель дает историческую справку: в отличие от общества народ более позднее образование и относится к периоду консолидации племенных союзов. Становление народа, народности связано с большими изменениями в хозяйственной жизни людей, с тем, что земля превращается в чрезвычайную ценность, поскольку переход от собирательства к земледелию связан и с переходом от кочевья к оседлости.

Дополнительный материал

Земля, таким образом, начинает выступать как бы в двух ипостасях: кормилица и родина. Так, древние греки верили, что прародители родов, проживающих на той или иной территории, либо родились из земли, либо получили от нее свою силу. О существовании таких представлений свидетельствуют, например, родовые имена известнейших фиванских и афинских семей: Фивы — Эхион (Змеиный), Удей (Почвенный), Хтоний (Земляной), Гиперенор (Гордый силой); Афины — одного из первых аттических царей звали Эрихтоний, что в переводе означает «В высшей степени земляной». С изменением роли, значимости земли в жизни людей она становится яблоком раздора между людьми. Отныне войны — это не месть одного человеческого коллектива другому, а либо захват чужих земель, либо защита своей земли, которая воспринималась как родная (матушка, кормилица, родимица).

Разумеется, для того, чтобы защищать, и для того, чтобы нападать, нужна была сила, которой у небольшого коллектива не было. Защита от недругов требовала сплочения целого ряда племен. Племена стали объединяться для защиты от общего врага в племенные союзы, которые со временем переросли в постоянные общности: схожие методы ведения хозяйства, одна территория, близкий язык, близкие традиции.

Однако народ мог образоваться и из людей, некогда принадлежавших к разным культурам, разговаривавших на разных языках. Так, северофранцузская народность возникла из представителей галльских племен, римских колонистов и трех германских племен: франков, вестготов и бургундов. Оказавшись на одной земле, которая со временем стала их общей родиной, люди, некогда чужие друг другу, на основе обмена выработали общие традиции, методы хозяйствования, кулинарные рецепты и язык (обычно в таких случаях общим для народа становился язык наиболее крупной группы).

Начавшись на стадии разложения первобытно-общинного строя, образование народа заканчивается в период Средневековья, когда, помимо перечисленных общностей, люди приобретают общую историческую судьбу и, как правило, общую историческую память.

Закончив исторический экскурс, учитель может вновь обратиться к понятию «народ» и предложить школьникам еще раз прочитать материал и уточнить это понятие. Целью уточнения в данном случае будет максимальная ясность понятия, которое должно принять следующий вид: исторически сложившаяся территориальная, экономическая, языковая и культурная общность людей.

Последняя часть урока посвящена проблеме любви к Родине. Думается, вопрос этот очень деликатный, поэтому вести разговор на эту тему можно лишь при условии соблюдения высокого уровня корректности. Кроме того, во многих школах, классах есть дети, по тем или иным причинам оказавшиеся вне исторической родины (переселенцы, беженцы и т. д.), для которых подобный разговор может быть болезненным. Вероятно, лучше будет, если школьники прочитают соответствующий раздел параграфа 10 и затем напишут маленькое эссе, например, на такую тему: «Согласны ли вы с мыслью Виссариона Григорьевича Белинского: «В полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины... Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством»?»

Вариант: «Как вы понимаете мысль Виссариона Григорьевича Белинского: «В полной и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины... Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством»?»

Категория: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ | Добавил: tineydgers (03.10.2014)
Просмотров: 894 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 8-9 классах, планирование уроков обществ, МО учителей обществознани, методика преподавания обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0