Цель урока: а) способствовать
осмыслению понятий «другая культура», «народ»;
б) раскрыть причины межнациональных конфликтов; в) способствовать
воспитанию таких качеств личности, как толерантность, уважение
к культуре другого народа.
Лучшей формой организации учебной деятельности
на уроке будет групповая работа. Кроме того, учитель
может использовать задания из учебника или рабочей тетради,
позволяющие организовать обмен мнениями.
Желательно начать урок с определения понятия
«межнациональный конфликт» (конфликт между группами
людей, принадлежащих к разным национальностям). Затем следует
сказать, что это злободневная и очень опасная проблема человечества.
«Национализм — детская болезнь, корь человечества»,—
писал Альберт Эйнштейн. В подтверждение этих слов можно сказать
о том, что межнациональные конфликты в настоящее время,
к несчастью, происходят во многих странах мира (баски в Испании,
курды в Турции, тамилы в Индии, конфликт Англии и Северной
Ирландии, конфликт провинции Квебек в Канаде и т. д.).
После такого краткого введения учитель задает вопрос: «В чем же
причина этого явления?» — и предлагает школьникам
найти ответ, познакомившись с отрывком из работы Владимира
Сергеевича Соловьева «Национальный вопрос в России»
(с. 85 учебника). На чтение отрывка следует отвести
не более 2—3 мин, на обсуждение и подготовку
ответа в группе — не более 5 мин. Следующим
этапом может стать индивидуальное прочтение подпараграфа учебника
«Почему происходят межнациональные конфликты», а затем
соотнесение с тем, что было выделено после прочтения отрывка
из работы В. С. Соловьева, и отработка окончательного
варианта.
Окончив эту работу, группы предъявляют результаты
своих размышлений классу (желательно, чтобы по завершении
обсуждения результаты групповой работы были записаны на доске).
Затем проходит обсуждение в классе, уточняются формулировки
и окончательный вариант записывается в тетради.
Далее урок можно посвятить поиску возможностей
ликвидации межнациональных конфликтов. Целесообразно использовать
знания, предположения, мнения школьников по этому вопросу,
предоставить им возможность поделиться своими мыслями и подискутировать.
Для этого можно использовать задание 3 из рабочей тетради.
Выполняя это задание, учащиеся сначала не более
2—3 мин работают индивидуально, затем итоги
индивидуальной работы обсуждают в группе с целью создания
коллективного плана-предложения по ликвидации межнациональных
конфликтов (5 — максимум 7 мин). Затем группы проводят презентацию
своего ви́дения путей преодоления этого зла, обосновывая предлагаемые
шаги. В ходе презентации учитель не оценивает и не комментирует
сообщения школьников, но задает уточняющие вопросы, помогающие
учащимся глубже раскрыть смысл их предложений.
После презентации учитель предлагает классу ознакомиться
с предложениями ученых философов, психологов, этнографов,
для чего им рекомендуется прочитать подпараграф «Как можно
разрешить межнациональные конфликты» и сопоставить его содержание
со своими предложениями: а) найти общие положения; б) различия;
в) дать критику тех положений ученых, с которыми не согласны,
уточнив, чем лучше ваши предложения; г) обосновать причину
любой коррекции плана, выработанного ранее.
Закончить урок можно самостоятельной письменной
работой-рассуждением на тему «Победу одного народа
над другим в межнациональном конфликте часто называют пирровой
победой. Так ли это?»
Дополнительный материал
Будем же людьми
Войны — межплеменные, межгосударственные,
мировые — не могли помешать (хотя и очень мешали) тому,
что люди все больше понимали: они не только скифы или персы,
ханьцы или итальянцы, но и люди. О поразительном историческом
эпизоде из отношений между запорожцами и крымскими татарами
в ХVII в. рассказал писатель Ю. М. Мушкетик:
«Надо ли напоминать, что время это было кровавое (как и
многие другие времена) и крымские татары обрушивались с набегами
на земли Украины, как и России, а запорожцы не раз наносили жестокие
удары по Крыму. Особенно прославился тогда победами
над крымцами кошевой атаман запорожского войска Иван Дмитриевич
Сирко. Немало побед одержал он и над турками, и это при Сирко
запорожцы писали свое знаменитое издевательское письмо турецкому
султану (эпизод, увековеченный картиной И. Репина). Его именем
татары «унимали плачущих детей».
Но вот на Крым обрушивается чума. Она
косит людей, не разбирая пола и возраста. И. Сирко,
очевидно, с согласия запорожцев отводит «заклятым врагам»
казачества для поселения некоторые запорожские земли, свободные,
как считалось, от заразы. Удивленный гетман Украины Иван
Самойлович отправляет Ивану Сирко возмущенное письмо — зачем тот
отдает наследственному недругу казачьи территории? А Сирко ответил
словами о жалости к невинным и несчастным: «В татарских
кошах бубонная чума. Дети, женщины падают в траву, синеют
и умирают там. Дадим им вольные воды и чистые земли. Будем же
людьми, гетман!»
| |