Цель урока: а) раскрыть
еще одну сторону, влияющую на человеческие контакты, связанную
как с психологическими особенностями личности, так и с воспитанием;
б) показать значение культуры общения в жизни; в) доказать,
что самовоспитание может сыграть положительную роль в жизненном
успехе личности.
Продолжается тема человеческих контактов, которые
здесь рассматриваются с позиций межличностного общения и
личностной культуры. Как и на предыдущем уроке, целесообразно
уделить больше внимания обсуждению проблемы культуры общения,
знакомой школьникам по жизни.
Чтобы подойти к обсуждению этой проблемы,
можно воспользоваться рассказом Михаила Зощенко «Валя».
По окончании чтения целесообразно провести
небольшое обсуждение ситуации примерно по таким вопросам:
1. Была ли реальная причина для гнева героини
рассказа?
2. Имели ли в данной ситуации значение
социальная роль и социальный статус участников конфликта?
3. Почему же разразился конфликт?
Закончив разбор ситуации, учитель дает определение
понятия «межличностное общение» (общение одной личности
с другой или с небольшой группой лиц), а затем говорит
о том, что человек, вступая в контакт с другим
человеком, общается не с социальной ролью или статусом
(поведение ожидаемое, предсказуемое, которое должно быть), он
общается с реальным человеком, с личностью. Так, в начале
рассказа пассажиры встретились с человеком, идеально выполняющим
свою социальную роль. Но затем выступила реальная Валя, человек
со своими слабостями и недостатками. Возмущенная кондукторша
не смогла выдержать роль, так как ее разум захлестнули чувства.
Именно чувства лежат в основе человеческого общения. Они
возникают всегда в межличностном общении, даже при мимолетном
взаимодействии. Далее, говоря о разнообразии и безграничности
гаммы человеческих чувств, необходимо обратить внимание на то,
что возникающие чувства — это естественная реакция человека
на фактор раздражения, поступающий из окружающей среды,
в данном случае от человека. Появление какого-либо чувства
(объединяющего или разделяющего людей) нельзя оценивать как «хорошо»
или «плохо» — это реальность. Но что же тогда?
Ведь если чувства — это реальность, имеющая право на существование, то
значит ли это, что и последствия проявления чувств надо воспринимать
как данность, сами же чувства не следует сдерживать,
а надо демонстрировать их человеку, с которым мы вступили
в контакт? Не стоит сразу обсуждать названные вопросы, пусть
они прозвучат как призыв к последующей деятельности.
Поскольку материал параграфа несложный, можно
организовать работу с учебником, используя прием «чтение
с пометками». Учитель предлагает школьникам самостоятельно
прочитать два подпараграфа: «Темперамент и характер»
и «Осторожно: стереотипы!», делая карандашом на полях
следующие пометки: «V» — это я знал; «+» —
это новое знание (узнал из текста); «?» —
это я не понял. По окончании чтения предложите учащимся
заполнить таблицу (если работа велась по группам, то
после индивидуального прочтения текста необходимо выделить время
на обсуждение в группе).
Внимание! В таблицу вносятся только
записи, соответствующие знакам «+» и «?»,
с содержанием которых будет вестись дальнейшая работа на уроке.
На заполнение таблицы отводится не более 7 мин.
Новое знание |
Требует пояснения |
|
|
После необходимых пояснений (как правило, их бывает
немного) учитель вновь начинает работу, направленную на осмысление
понятий «характер», «темперамент», «эффект
ореола», «стереотип восприятия». С этой
целью можно вернуться к рассказу «Валя» и задать
примерно такие вопросы:
1. Как по-вашему, что оказало влияние на поведение
кондукторши Вали: эффект ореола или стереотип восприятия? Обоснуйте свое мнение.
2. Как вы считаете, что проявилось в поведении
Вали: темперамент или воспитание?
Далее выполняется задание
3 из рабочей тетради с его последующим разбором.
Закончить урок можно обсуждением высказывания
американского писателя Эдгара Уинстона Хоу (1853—1937): «Люди
всегда говорят, что они не были похожи на себя, когда,
распалившись от гнева, выдали свое истинное нутро».
Согласны ли вы с тем, что в гневе человек предстает
таким, каков он есть в действительности? Приведите примеры,
подтверждающие ваше мнение. | |