Цель урока: разъяснить
учащимся права потребителей, законные способы их защиты.
Урок проходит в форме беседы с элементами
выступлений учащихся по соответствующим уточняющим вопросам.
Учитель поясняет, что в России существуют
Основы законодательства о защите прав потребителей. К настоящему
времени приняты: Гражданский кодекс, Закон о сертификации,
Закон о рекламе, Закон о конкуренции и ограничении монополистической
деятельности. Большую роль играет Закон РФ о защите прав
потребителей.
Учащимся можно задать вопрос:
почему есть специальный закон, защищающий интересы потребителей,
и нет закона, защищающего права исполнителей, изготовителей, продавцов?
Корректируя ответы, учитель подводит учащихся к выводу: потребитель
почти всегда одинок и непрофессионален. На рынке ему противостоят
организации, в которых работают юристы, эксперты, товароведы,
специалисты по рекламе. Рынок создает ситуацию неравных возможностей,
с одной стороны, потребителей и, с другой —
изготовителей, продавцов.
Чтобы улучшить ситуацию в этой области, в большинстве
стран мира государство берет на себя обязанность отстаивать
интересы потребителей путем принятия специального законодательства.
В России тоже принят Закон о защите прав потребителей.
По сравнению с аналогичными законами других стран наш
закон более суров, он возлагает на продавцов и исполнителей
значительную меру ответственности. В настоящее время это
оправданно: ведь если в других странах отношения между потребителем
и продавцом регулируются и этическими нормами, и традициями, и
обычаями, то у нас пока нет таких традиций. Приходится компенсировать
их отсутствие суровостью закона.
Учащимся полезно напомнить об особенностях
отношений между гражданами как продавцами и потребителями. На частное
лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя,
закон возлагает те же обязательства, что и на организацию.
А вот на отношения граждан между собой потребительское законодательство
не распространяется. Об этом нужно помнить, покупая товары
на мелких самодеятельных рынках. Если вы приобретаете что-либо
у случайного прохожего или соседки, то на ваши
отношения не распространяется действие закона.
В процессе беседы учащиеся готовят ответы
на вопросы и в заключительной части урока выступают
с краткими сообщениями.
Темы для сообщений
1. Покупатель всегда прав: что это значит?
В этой поговорке, родившейся в странах
с давними торговыми традициями, выражен идеал цивилизованного
потребительства, когда считается, что с покупателем, что бы
он ни говорил, спорить не следует, ибо это в конечном
счете невыгодно.
2. Культура общества и культура потребления.
Связь между ними прямая. В каждом обществе
есть более культурные и менее культурные слои. Поэтому и культура
потребления в любом обществе дифференцированная. Высокая
культура потребления свойственна людям, обладающим высокой нравственностью,
профессиональной, духовной культурой. Она характеризуется самоограничением,
нетребовательностью, высоким вкусом и т. д | |