Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 00:35:19
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС [11]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ [60]

Свобода и ответственность

Цель урока: довести до понимания школьников, что абсолютной свободы не существует; свобода не означает независимости от общества, напротив, она предъявляет высокие требования к человеку.

Лучшей формой проведения данного урока будет групповая деятельность учащихся.

Поскольку понятие «свобода» является очень актуальным и востребованным в современном обществе, то желательно начать работу на уроке со следующих заданий:

1. Впишите в соответствующие колонки следующие понятия: «ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор», «долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению».

Понятия, связанные со словом «свобода» Понятия, не связанные со словом «свобода»
   

2. Дайте определение понятия «свобода» исходя из тех понятий, которые вы посчитали связанными с ним. Ко второму заданию необходимо сделать уточнение: совсем необязательно наличие в определении всех этих понятий, нужно передать идею свободы исходя из связанных с ней понятий.

Завершением этой части урока является заслушивание мнений групп по поводу понятия «свобода».

Не комментируя мнений групп в отношении понятия «свобода», учитель предлагает школьникам индивидуально ознакомиться с этим понятием по тексту учебника, делая карандашом на полях пометки (прием «чтение с пометками»): «V» — это я знал; «+» — это новое знание (узнал из текста), «?» — это я не понял. В том случае, если учитель хочет провести небольшую дискуссию, следует добавить еще один знак: «—» (я с этим не согласен).

После того как текст прочитан, учащиеся по группам обсуждают два знака: «?» (это я не понял) и «—» (я с этим не согласен), вырабатывают согласованное мнение по этим вопросам, которое затем аргументированно озвучивают (можно предложить группам записать свое мнение на большом листе бумаги и вывесить на доску (стену) для всеобщего обозрения; можно также сделать соответствующую запись на доске). Если в процессе обсуждения группа не пришла к единому мнению, то следует предложить школьникам, имеющим свою точку зрения, высказать свою позицию или поддержать мнение других групп. В любом случае им должна быть предоставлена возможность высказать свое мнение. Желательно, чтобы участие учителя в обсуждении было минимальным; он может ограничиться: а) уточнением высказываний школьников, если они недостаточно четко формулируют свою мысль («Правильно ли я вас понял(а)?», «Вы именно это хотели сказать?»); б) своеобразной провокацией, побуждающей к продумыванию возможных последствий («Можно ли предположить, что...?», «Вы полагаете, что это будет способствовать...?» и т. д.).

Как показывает опыт, учащиеся в подавляющем большинстве случаев приходят к пониманию того, что их личная свобода зависит от того, как понимают свободу другие люди, общество, что свобода гибнет, если существуют люди, стремящиеся идти к своей цели «по трупам»; такие люди для достижения личного благополучия растаптывают не только свободу, но и чужую жизнь.

В заключение урока учителю необходимо предложить школьникам записать свои размышления по поводу одного из приведенных ниже высказываний:

а) «Свобода заключается в том, чтобы делать все дозволенное законами. Если б один гражданин мог делать то, что они запрещают, то свободы более не было бы, ибо другие поступали бы точно так же» (Шарль Монтескье, французский философ).

б) «Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу» (Фрэнсис Бэкон, английский философ).

Дополнительный материал

Ученые отмечают, что свобода может иметь два направления, два вектора. Оба вектора определяются целями, которые ставит человек. Например, свобода нужна для того, чтобы познакомиться с произведениями того или иного писателя; получить необходимую социологическую, политическую информацию или информацию о состоянии окружающей среды в нашем городе, поселке, деревне и т. д. Могут быть цели, связанные с профессиональной деятельностью: опубликовать данные какого-либо научного исследования или творческую работу (роман, поэму, рассказ); представить на суд общества картину или музыкальное произведение; опубликовать материалы журналистского расследования и т. д. Как видим, проблемы могут решаться разные, но во всех этих случаях есть общее: свобода нужна для достижения поставленных целей, т. е. во всех названных случаях вектор свободы имеет направление «для», свобода выступает как условие, как инструмент, как ключ для чего-то очень важного и нужного конкретному человеку. Таким образом, свобода иметь возможность что-то делать или не делать есть условие становления и развития личности. Свобода «для» позволяет нам раскрыть таланты, творческий потенциал, свою индивидуальность, задействовать все лучшее в себе — при условии, что все названное не может быть направлено во вред людям. Без свободы «для» человечество недосчиталось бы множества открытий. Но их могло быть значительно меньше, если бы не существовал второй вектор свободы, направленный на достижение этой самой свободы. Если в первом случае мы с помощью свободы достигаем необходимых целей, то во втором — сама свобода становится целью. Разумеется, что второй вектор возникает лишь тогда, когда отсутствует свобода «для». Вот только один пример.

В 1957 г. окончательно рухнул сталинский режим, наступила оттепель. Вам, наверное, это название не совсем понятно, но оно чрезвычайно точно отражает смысл того, что происходило в конце 50-х — начале 60-х годов. Представьте: после многих лет запрета на какое-либо проявление независимости мышления, деятельности, творчества вдруг, после ХХ съезда КПСС, появились малюсенькие проталинки-возможности: возможность написать картину, роман, музыку, поставить фильм или пьесу, в которых расскажешь людям Земли о том, как ты, реальный человек, видишь, чувствуешь, понимаешь мир. И вот, как подснежники, стали появляться произведения, ранее не виданные, они казались чем-то неожиданным и одновременно давно ожидаемым, чем-то таким, от чего веет надеждой... Появились новые имена, одним из которых было имя Александра Исаевича Солженицына. В те годы каждый знал его произведение «Один день Ивана Денисовича». Однако «оттепель», как ей и положено, была короткой, и на смену ей, к сожалению, пришла не весна, вместе с «оттепелью» закончилась и свобода: опять стало все нельзя, в том числе и читать книги А. Солженицына. Кончилась свобода «для», переместившись на маленькие кухни в квартирах-«хрущевках». И тем не менее были люди, которые продолжали бороться за то, чтобы сохранилась свобода «для», например два человека, которые в условиях несвободы были свободны, их свобода была духовной, единственно возможной при тоталитарном режиме. Их имена хорошо вам известны — знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович и знаменитая певица Галина Вишневская. Им, лично им, свобода «для» была как будто и не нужна, они имели различные награды партии и правительства, были лауреатами всевозможных премий, народными артистами СССР... Казалось бы, полное благополучие... Но они предоставили свою дачу человеку, которого преследует государство,— Александру Исаевичу Солженицыну и ради этой свободы «для» поставили на карту свою карьеру, благополучие, будущее своих детей, как оказалось, и гражданство — в целом свою свободу «для».

Категория: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ | Добавил: tineydgers (03.10.2014)
Просмотров: 795 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 8-9 классах, планирование уроков обществ, МО учителей обществознани, методика преподавания обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0