Цель урока: а) показать
экономический и социальный аспекты понятия «труд»
как существенного фактора развития производства и благополучия
личности; б) привлечь внимание учащихся к негативным
последствиям потери человеком работы.
Начать урок можно с выяснения тех аспектов,
в которых можно рассматривать понятие «труд».
Предложите учащимся изложить свое понимание каждого из этих
аспектов и проиллюстрировать примерами. Могут быть названы экономический,
исторический, психологический, социальный, иные аспекты. Если
необходимо, учитель делает дополнительные пояснения.
Далее внимание учащихся привлекается к экономическому
аспекту понятия «труд», т. е. эффективности, производительности
труда, его влиянию на уровень экономического развития общества.
На этом этапе урока целесообразно организовать групповую
работу. Разбейте учеников на 4—5 групп, предложите им
прочитать подпараграф «Труд с точки зрения экономики»
§ 30 учебника и подготовить ответы на следующие
вопросы:
1. Что такое производительность, интенсивность
и эффективность труда?
2. В какой связи находятся понятия «свободный
труд» и «экономическое благополучие общества»?
3. Чем можно объяснить следующие данные:
Россия занимает 1-е место в мире по доле национального
богатства на каждого гражданина и находится на восьмом
месте по уровню доходов на душу населения.
Заслушав мнения групп, можно сделать заключение:
труд — это целесообразная деятельность человека, направленная
на видоизменение и приспособление окружающей природной среды.
Эта деятельность имеет три составляющих: собственно труд (живой
труд, рабочая сила), предметы труда и средства труда (средства
производства). Значение труда в истории давно постигнуто
человечеством. Недаром говорят: труд — отец богатства.
Решающую роль в становлении и развитии человеческого сообщества
сыграла производительность труда, но ее определяющая роль
сохраняется и на современном этапе. Только на первый
план выходит вопрос о характере труда, степени его свободы,
от которой зависит его эффективность и как следствие —
экономическое благополучие общества. Экономические успехи государства
находятся в прямой зависимости от доминирующего характера
труда. Свободный труд создает объективные условия для роста национального
богатства и доходов граждан. Вместе с тем этот процесс не так
безоблачен, как может показаться на первый взгляд. И потому
логично перейти к следующему аспекту понятия «труд».
Следующий аспект труда, рассматриваемый на данном
уроке,— социальный. Он раскрывается через такие
вопросы, как трудоустройство, гарантии трудовых прав работников,
защита работников в процессе трудовой деятельности, занятость,
помощь безработным гражданам. Здесь уместна лекция, по ходу
которой ученикам можно предложить составить тезисный план.
Предлагаем следующий план изложения.
Начните с общих сведений о трудовых
правоотношениях. Труд — это процесс взаимодействия с природой,
но не только. Это также отношения между людьми в процессе
труда, обмен результатами труда, т. е. трудовые отношения. Расскажите
о возрасте и необходимых документах для приема на работу,
об основных принципах трудовых правоотношений.
В соответствии с действующим трудовым
законодательством по общему правилу трудовую деятельность
можно начать с 15 лет. При этом запрещается: 1) необоснованный
отказ в приеме на работу; 2) какое бы то
ни было прямое или косвенное ограничение прав при приеме
на работу в зависимости от пола, национальности
или другого основания, не связанного с деловыми качествами
работника. Российская конституция закрепила новый принцип трудовых
правоотношений. В ней сказано, что труд свободен. Это означает,
в частности, что работник свободен, он сам решает, работать
ему или нет, на какие условия труда и его оплаты соглашаться
и т. д. Государство гарантирует работникам лишь возможность
свободно выбирать род занятий, помогает в подборе подходящей
работы, обучении новым профессиям.
Затем перейдите к освещению проблемы безработицы.
В условиях провозглашенного принципа свободы труда обострилась
проблема занятости: далеко не все работники в состоянии
найти себе постоянную работу. Занятость — это трудовая
деятельность по найму (трудовому договору), приносящая регулярный
доход. Свободный труд, предпринимательство и рыночная экономика
привели к возникновению особой категории граждан —
безработных. Безработица настолько деликатная проблема, что представить
ее идеальное решение очень трудно. Здесь сталкиваются две противоположные
задачи: с одной стороны, нужно защитить интересы работника,
с другой — дать возможность предпринимателю свободно
решать хозяйственные вопросы, в том числе вопросы найма и
увольнения работников.
Далее предложите учащимся подумать над вопросом:
какие проблемы порождает безработица? После обсуждения дайте задание
проранжировать сначала по степени опасности для общества,
а затем по степени опасности для личности следующие последствия
безработицы:
замедление темпов роста производства;
большие расходы из бюджета на поддержку
безработных;
понижение покупательской способности у большого
числа граждан;
снижение уровня жизни у значительной части семей;
потеря высококвалифицированных кадров;
рост семейных конфликтов из-за низких доходов
семьи;
потеря квалификации работником.
В заключение познакомьте учащихся с правовыми
нормами, касающимися безработных. Функции содействия занятости
и трудоустройству выполняет в России специальная федеральная
служба — Государственная служба занятости. Безработным
признается только трудоспособный человек не моложе 16 лет,
если он не имеет работы, заработка или дохода (например,
пенсии) и проживает на территории России не менее шести
месяцев; для признания безработным необходимо обратиться в орган
службы занятости с заявлением. Предложите учащимся прочитать
помещенную в учебнике памятку, которую выдают службы занятости
каждому безработному гражданину, и задать по ее тексту интересующие
их вопросы.