Цель урока: а) пояснить
роль денег в экономических отношениях в обществе; б) раскрыть
их функции.
Тема денег достаточно близка и интересна учащимся,
поэтому не требует каких-то особых методических изысков.
Тем не менее для того, чтобы приблизить теорию к практике,
целесообразно сообщить учащимся несколько сведений хотя бы
из недавней истории российского рубля. Сделать это можно
в форме доклада одного из учащихся.
Дополнительный материал
В ХХ век рубль вступил весьма твердой валютой,
которую, по свидетельству современников, «с уважением
и радостью принимали в любой точке земного шара».
Такое положение дел стало следствием удачной денежной реформы,
которую провел в 1897 г. тогдашний министр финансов
С. Витте.
Вплоть до Первой мировой войны золотой запас
Государственного банка быстро рос, а российская валюта все больше
прибавляла в весе. Достаточно сказать, что в Германии
золотой запас составлял 30%, а в Англии — 21% от российского.
По некоторым оценкам, рубль в ту пору был самой прочной
валютой не только Европы, но и мира. За один доллар
(весьма весомый в то время) давали 1 р. 94 к.
После Октябрьской революции 1917 г. к естественному
распаду денежной системы, вызванному Первой мировой войной, добавилась
идеологическая установка большевиков: коммунистическое общество
не будет знать денег. Эмиссия (т. е. печатание и выпуск в обращение
новых купюр) если чем и ограничивалась, то только нехваткой
бумаги и краски. Монетный двор работал практически без выходных.
В результате в 1921 г. покупательная способность
50-тысячной купюры приравнивалась к довоенной копейке.
Курс на стабилизацию валюты был взят только
при переходе к нэпу осенью 1921 г. Нарком финансов
Григорий Сокольников и его единомышленники настояли на выпуске
параллельно с рублем другой валюты — золотого
червонца. Последний был обеспечен активами государства и к 1924 г.
полностью вытеснил совдензнаки (советские денежные знаки) из обращения.
За один червонец давали приблизительно 4,5 доллара.
В 1932 г. цены по сравнению с 1927 г.
выросли в 13 раз. Вводится карточная система, просуществовавшая
до 1936 г. и восстановленная в годы Второй мировой войны.
В 1947 г. правительство отменяет карточки
и проводит денежную реформу (обмен рублей из расчета 10 к. —
1 р.).
В 1961 г. произошла хрущевская денежная
реформа (введены купюры нового образца, проведена деноминация
из расчета 10 к. — 1 р.).
В 1989 г. в стране проведен первый
неофициальный валютный аукцион, на котором зафиксирован тогдашний
реальный курс доллара — 9 р. (до этого официально
считалось, что доллар стоит 60 к.).
С января 1992 г. в России объявляется
либерализация цен и свободный обменный курс рубля. К концу
1992 г. доллар стоит 415 р.
С января 1998 г. начинается деноминация —
техническое зачеркивание трех нулей на купюрах нового образца.
17 августа 1998 г. правительство объявляет
дефолт по внешним долгам и девальвацию рубля. В течение
нескольких месяцев курс рубля по отношению к доллару
падает в 4 раза: с 6 до 24 р.
(По материалам «Общей газеты»)
Если есть резерв времени, учащиеся могут обсудить
слова французского писателя П. Декурселя: «Деньги составляют
средство для людей умных и цель — для глупцов».
Эта тема — повод поговорить о власти денег в прошлой
и в нынешней жизни. Понятно, что в условиях рыночной
экономики их роль в жизни людей резко возрастает. Вопрос
заключается в том, смогут ли россияне, подобно людям Запада,
когда-нибудь относиться к деньгам так же, как, например,
американцы с их классическими поговорками: «Время —
деньги», «Делай деньги» и т. д. Тут могут
быть различные точки зрения.