Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 11:28:26
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 10. Европейские революции 1848–1849 годов
Революция 1848 г. во Франции

Июльская революция (1830) оказалась лишь промежуточным актом революционной драмы. «Царствованием банкиров» во Франции было недовольно почти всё общество. В оппозиции политике Июльской монархии оказались влиятельные силы. Открыто против Луи Филиппа выступали бонапартисты (сторонники племянника Наполеона I – Луи Бонапарта), легитимисты (стремившиеся восстановить династию Бурбонов) и республиканцы. Повод к массовому взрыву возмущения дали сами власти. В те годы во Франции, как и в Великобритании, возникло движение за избирательную реформу. Богатые участники движения часто устраивали общественные банкеты, на которых бурно обсуждались проекты реформы. В феврале 1848 г. правительство запретило проведение одного из таких банкетов и даже пригрозило в случае неповиновения применить силу.


Сражение на баррикадах в Париже


В ответ в Париже начались волнения. 22 февраля, в день запрещённого банкета, на улицах появились баррикады. Толпы рабочих врывались в оружейные лавки и завладевали оружием. Национальные гвардейцы отказались стрелять в народ, а часть их даже перешла на сторону повстанцев. Испуганный король уже 23 февраля объявил, что готов уволить своих министров и создать новое правительство из сторонников реформ. Но огромная толпа окружила королевский дворец, требуя, чтобы Луи Филипп отправился «следом за Карлом X», т. е. уехал в Англию.

Король так и поступил, перед отъездом отрёкшись от престола в пользу своего внука Генриха, графа Парижского. Но это не устраивало восставших. Они ворвались в зал заседаний палаты депутатов и, угрожая применить силу, добились создания республиканского правительства. Во Франции снова была провозглашена республика – Вторая.

Каковы были причины Февральской революции 1848 г. во Франции? Чем они отличались от причин Июльской революции 1830 г.? В чём было их сходство?

Вскоре было введено всеобщее избирательное право (для мужчин, достигших 21 года), которого тогда не было ни в одной стране. Были сняты все прежние ограничения демократических свобод.


Революционный рабочий


Новое правительство открыло в крупных городах национальные мастерские для безработных, где те получали за труд небольшую, но гарантированную плату. Для этого правительство вынуждено было повысить налоги, вся тяжесть которых легла на крестьян и других мелких собственников. Недовольные усилением налогового бремени крестьяне полагали, что за их счёт пытаются накормить парижских бездельников. Однако содержание национальных мастерских оказалось правительству не по карману. Пришлось понизить плату, потом сократить число рабочих дней, а 21 июня мастерские были закрыты. Города наполнились толпами недовольных, вновь ставших безработными.

23—26 июня в Париже вспыхнуло восстание. Для его подавления в город были введены войска во главе с военным министром генералом Луи Кавенья́ком. Восставшие не подчинились приказу разойтись, и войска атаковали их главные опорные пункты. При этом погибло несколько тысяч человек. После подавления восстания власти закрыли радикальные газеты, клубы и общества. Были приостановлены некоторые из начатых буржуазно-демократических преобразований. Рабочие отвернулись от Второй республики.


Подъём национального французского флага (1848 г.)


Буржуазия и иные собственники, в том числе крестьяне, напуганные восстанием, надеялись на защиту со стороны «сильной руки». Республиканцы добились создания поста президента государства, который наделялся очень широкими полномочиями и должен был обеспечивать порядок и законность в стране. Опираясь на американский опыт, республиканцы полагали, что Франция нуждается в своём Джордже Ва́шингтоне, в роли которого они видели генерала Кавеньяка. Но, как показали выборы, простые французы думали иначе.


Парижанин с республиканским флагом


В декабре 1848 г. на основе всеобщего избирательного права прошли всенародные выборы президента Французской Республики. Им стал племянник Наполеона I, 40-летний принц Луи Бонапарт (1808–1873). Его поддержали в основном крестьяне, рабочие, городские низы и часть мелкой буржуазии. Они надеялись, что президент возродит былое величие страны и будет проявлять такое же внимание к нуждам простых французов, как и его знаменитый дядя.

Какова была роль различных слоев французского общества (пролетариата, буржуазии, крестьянства) в революции 1848 г.?

Революция в Германии

Старая аристократия уже не могла найти себе места в новой Европе, в которой распространялось промышленное производство, укреплялись новые общественные классы и утверждались новые идеи.

Революции 1830 и 1848 гг. во Франции породили своего рода революционные волны, прокатившиеся по Европе. В Германии, Италии, странах Центральной Европы возникло мощное движение за национальное освобождение и объединение. Одним из поводов для революционных выступлений стали экономический кризис 1847 г., приведший к ухудшению положения народных масс, а также неурожай, охвативший несколько стран, в том числе Германию.

В ряде германских городов толпы голодных громили лавки и продуктовые склады, чтобы захватить продовольствие. В Рейнской области (принадлежавшей Пруссии), которая являлась наиболее развитой среди немецких земель, в марте 1848 г. отмечались серьёзные волнения. В Кёльне, главном городе области, городские низы требовали немедленных демократических реформ.

В марте 1848 г. в столице Пруссии Берлине начались демонстрации с требованиями проведения реформ, происходили стычки горожан с армией и полицией. Испуганный накалявшейся обстановкой король Пруссии Фридрих Вильгельм IV объявил о скором введении конституции и отмене цензуры в печати. Но это привело к кровавой стычке у королевского дворца: одни берлинцы явились туда, чтобы выразить поддержку монарху, а другие – чтобы предъявить королю новые требования. В итоге охрана открыла огонь по толпе. Начались уличные бои (18–19 марта), в которых погибло примерно 200 человек.

Прусский король пошёл на уступки: было назначено буржуазно-либеральное правительство, а в декабре 1848 г. была введена Конституция, которая, в целом сохраняя привилегии дворянства, предоставляла некоторые права и буржуазии.

Одним из главных народных требований было объединение Германии, раздробленной на несколько десятков государств. В ходе революции во Франкфурте-на-Майне был создан первый общегерманский парламент. Его депутаты в 1849 г. приняли Конституцию Германии и предложили прусскому королю возглавить объединённую страну. Но Фридрих Вильгельм IV не захотел принимать императорскую корону из рук созданного революцией парламента. К тому же против главенства Пруссии решительно выступила Австрия – крупнейшее из немецких государств. Не хотели расставаться со своей властью и государи мелких германских государств, только на словах поддерживавшие объединение страны.


Расстрел демонстрантов в Берлине


Провал объединения Германии «сверху» вызвал вооружённые выступления радикалов, но они были жестоко подавлены при участии прусских войск. По всей Германии началось наступление реакции. Общегерманский парламент, перебравшийся в Штутгарт, был разогнан. В самой Пруссии король распустил парламент и ликвидировал всеобщее избирательное право, предоставив преимущество на выборах имущим слоям населения. Согласно новой Конституции (1850), власть короля значительно усиливалась.

Можно ли было добиться объединения Германии без революции? Что мешало объединительному процессу в этой стране?

Германская революция потерпела поражение. Революционные выступления в ряде германских земель привели лишь к декоративным (т. е. чисто внешним) переменам. Парламентским путём объединить Германию не удалось. Немецкая буржуазия ещё не была так сильна, как, например, французская. Поэтому она не сумела возглавить стихийный народный протест и заставить власть пойти на необходимые в условиях того времени уступки.

Революция в Австрии

Более бурными и противоречивыми были революционные волнения в Австрийской империи. В её состав к тому времени входили самые различные народы. Наряду со славянскими народами (чехами, поляками, хорватами, словенцами) население «лоскутной империи» составляли венгры, итальянцы, румыны. К середине XIX в. из 37 млн. жителей империи самих австрийцев (немцев) в ней было всего 7 млн. человек (19 %). К общим для большинства европейских стран внутренним противоречиям (между отмиравшим феодальным укладом и новым буржуазным) в Австрийской империи добавлялась национальная проблема. Желанием многих народов империи Га́бсбургов, подвергавшихся национальному угнетению, было отделение от неё и создание собственных государств.

Отзвуком революционных событий в Париже стали волнения в Вене, вспыхнувшие в марте 1848 г. Против недовольных австрийцев были брошены войска, но усмирить народ удалось далеко не сразу. Император утвердил Конституцию и созвал парламент, однако так и не принявший важных решений. В начале октября 1848 г. в Вене произошло восстание. Император Фердинанд I вместе со своим двором бежал из столицы. Но уже к концу октября венское восстание было жестоко подавлено войсками фельдмаршала Альфре́да Виндишгре́ца. События показали слабость безвольного императора, и в декабре 1848 г. он был вынужден отречься от престола в пользу своего 18-летнего племянника.

Новый император Франц Иосиф I (1830–1916) приостановил действие Конституции Австрии и распустил парламент. Началась расправа над революционерами. Власти отказались от каких-либо уступок национальным движениям. Все австрийские имперские территории, включая Италию, Венгрию и славянские земли, объявлялись единой, нераздельной конституционной монархией.

Революции в Чехии и Венгрии

События в Вене всколыхнули народы Австрийской империи. В июне 1848 г. в Праге открылся Славянский съезд, потребовавший создания единого славянского государства. Вслед за этим в городе вспыхнуло вооружённое восстание, подавленное австрийскими войсками. Но самые серьёзные события произошли в Венгрии, также находившейся под властью австрийского императора.

Попытки австрийских властей лишить Венгрию остатков самоуправления и ввести там военное положение вызвали подъём национального движения венгров. Его возглавил лидер дворянской оппозиции Ла́йош Ко́шут. Государственное собрание Венгрии провело ряд антифеодальных реформ: упразднили барщину, крестьянам дали землю. В апреле 1849 г. была провозглашена независимость Венгрии, но австрийский император не признал её и обвинил венгров в мятеже.


Провозглашение независимости Венгрии


В то же время новое венгерское правительство отказалось идти на уступки народам, входившим в состав Венгрии (хорватам, сербам, румынам и др.). Сами испытывая национальный гнёт со стороны австрийской монархии Габсбургов, венгры в то же время стремились господствовать над другими народами. Поэтому в борьбе против венгерской революции император сумел использовать недовольство многих европейских народов национальной политикой венгров. В ней, в частности, активно участвовали войска хорватского ба́на (т. е. правителя) Йо́сипа Ела́чича.

Угроза национальной независимости со стороны императорских войск привела к сплочению венгерской нации. Революционные войска во главе с Кошутом нанесли ряд серьёзных поражений противнику. В результате Кошут получил неограниченные полномочия правителя страны.

Австрийская монархия оказалась на грани распада. Помощь Францу Иосифу I пришла со стороны России. Император Николай I послал в Венгрию 150-тысячную армию. Русские войска нанесли поражение венгерской армии и в августе 1849 г. вынудили её капитулировать. Венгерская революция потерпела поражение, её активные участники были казнены. Самоуправление Венгрии было ликвидировано, австрийская администрация вернула себе полную власть в стране.

Почему даже в период революционного движения Австрийской империи удалось сохранить своё единство?

Революция в Австрийской империи потерпела поражение. (Неудачей закончилась и попытка в 1848–1849 гг. революционным путём объединить Италию.) Но, как и в Германии, она привела к некоторому укреплению капиталистического уклада путём проведения умеренных реформ.

Подведём итоги

Европейские революции потерпели поражение. Ни одна из них не достигла поставленной цели. Монархии либо выдержали удар революционных масс, либо были восстановлены (как это произошло во Франции). Борьба народов за национальное освобождение не имела успеха. Тем не менее Европа после революций стала уже иной. В большинстве стран установился конституционный строй, были окончательно ликвидированы сеньориальные повинности крестьян, буржуазия получила доступ к власти.

• 1848, 22 февраля – начало революции во Франции.

• 1848, март – демонстрации в Берлине. Начало революции в Германии.

• 1848, 23–26 июня – восстание рабочих в Париже.

• 1849, апрель – провозглашение независимости Венгрии.

«Господь может покарать меня всякими напастями, но одной беды не может на меня наслать: это снова сделаться когда-нибудь подданным австрийского дома!»

(Лайош Кошут)
Вопросы

1. Были ли европейские революции 1848–1849 гг. просто отголоском революции 1848 г. во Франции или же самостоятельным явлением?

2. Сравните революции 1848–1849 гг. в Германии, Австрии, Венгрии по их задачам и итогам. Что было общего и различного между ними?

3. Какую роль в революционных событиях играл национальный вопрос? Как вы считаете, почему он приобрёл такую остроту в Европе в середине XIX в.?

Задания

1*. Министр общественных работ французского правительства, созданного в феврале 1848 г., Г. Мари говорил, что национальные мастерские «докажут рабочим всю пустоту и вздорность неприменимых к жизни теорий и заставят на себе испытать их разрушительные последствия».

Вспомните, о каких теориях идёт речь. Почему именно национальные мастерские были призваны доказать «пустоту и вздорность» этих теорий?

2. После волнений в Берлине король Пруссии 19 марта 1848 г. издал манифест, в котором он обвинял в организации волнений «шайку злых людей, по большей части иностранцев». Эта «шайка», утверждал король, «породила в пылких душах моих верных и дорогих берлинцев мысль о мести за невинно пролитую кровь, поэтому они и оказались сами виновниками кровопролития».

Уточните, о каких иностранцах упоминает король. События в какой стране повлияли на начало выступлений в Берлине? Правильно ли объяснять начало революции в Германии только заговором группы лиц?

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 3447 | Теги: дидактический материал по исто, Всемирная история нового времени, ФГОС история, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, онлайн-учебник истории | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0