Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 11:33:20
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 16. США в 1865–1914 годах
Реконструкция Юга

После окончания Гражданской войны перед федеральным правительством США стояла сложная задача. Нужно было не просто ликвидировать прежние органы власти на Юге, заменив их новыми, но и изменить законы, учреждения, традиции, укоренившиеся там за долгие годы существования рабовладения. Весь этот процесс получил название Реконструкции (т. е. восстановления) Юга. Реконструкция была призвана закрепить итоги Гражданской войны.

Среди конкретных мер периода Реконструкции следует особо выделить принятие 13-й и 14-й поправок к Конституции США (1865–1866). Первая из них законодательно оформила отмену рабства, а вторая – формально предоставила неграм гражданские права.

Однако новый Президент США Э́ндрю Джо́нсон (южанин!) старался проводить Реконструкцию как можно менее болезненно для своих земляков. Значительная часть конфискованной у бывших мятежников собственности была в той или иной форме им возвращена (исключая, разумеется, рабов). Тем не менее Реконструкция встречала сильное сопротивление бывших рабовладельцев и их сторонников. На Юге возникла тайная организация ку-клукс-клан, стремившаяся всеми способами помешать неграм осуществлять полученные ими политические и иные права. Ку-клукс-клановцы нередко чинили жестокие расправы над неграми. В ответ негры создавали вооружённые отряды, под покровом темноты нападавшие на белых.


Пропагандистский плакат ку-клукс-клана


На Юге были приняты различные законы, крайне затруднявшие для негров получение земли, занятие торговлей, участие в голосовании и т. д. Такие законы были названы «чёрными кодексами». Они вызывали недовольство у многих негров, часто приводя к волнениям в их среде. А ку-клукс-клановцы, пользуясь этим, в ответ применяли силу. В таких стычках гибли десятки негров и белых. Но уже к концу 1860-х гг. подобные столкновения стали происходить всё реже: в целом положение негров всё-таки постепенно улучшалось.

Чем можно объяснить непоследовательность действий американских властей, расширивших права негров путём принятия поправок к Конституции США и ограничивавших эти права на уровне штатов?

В то же время бывшие рабы с трудом осваивались в новых условиях. Ведь прежде они не знали иного занятия, кроме труда на плантации или прислуживания в хозяйском доме. Они плохо представляли себе, как им распорядиться внезапно полученной свободой. В результате многие освобождённые рабы вскоре возвращались к бывшим хозяевам, умоляя принять их обратно на любых условиях.


Медаль с призывом против работорговли


В годы Реконструкции часть землевладельцев Юга, оказавшись в нужде, распродавали свои земли и имущество. Этим ловко пользовались многие дельцы с Севера. Они скупали всё, что можно было, по дешёвке и тут же перепродавали втридорога, наживая на этом огромные деньги. Порой они ухитрялись совмещать подобную деятельность с выполнением тех или иных заданий федерального правительства. Таких ловкачей называли «саквояжниками»: они приезжали на Юг, быстро совершали сделки и тут же уезжали, даже толком не распаковав багаж.

Президентом США в 1869–1877 гг. был прославленный герой Гражданской войны генерал Улисс Грант. Будучи человеком бескорыстным и честным, он совершенно не имел политического опыта. Простодушного президента ловко обманывали различные авантюристы, биржевые спекулянты, политиканы. Престиж власти стал падать.

Весной 1877 г. Реконструкция фактически завершилась. Лидеры Республиканской и Демократической партий совершили сложную политическую сделку. Она обеспечила республиканцам победу на президентских выборах, а демократам – контроль над южными штатами. Поэтому преобразования на Юге замедлились. Но достижения Реконструкции уже нельзя было отменить. Правовое и реальное положение негров в обществе заметно укрепилось. А Юг в целом окончательно включился в систему капиталистической экономики страны.

В чём состояло противоречие политики Реконструкции Юга? Достигла ли она своей цели?

Успехи экономического развития страны

Европа с удивлением и даже с ошеломлением восприняла экономический скачок, который совершили США в последней трети XIX в. Если, например, в начале 1870-х гг. в США выплавлялось в 7 раз меньше стали, чем в Великобритании, то к началу 1910-х гг. американцы уже опережали англичан по этому показателю в 4,5 раза! Стремительно росли показатели и в других отраслях американской промышленности. Периодические кризисы быстро преодолевались, а общий уровень производства достигал всё более высоких отметок.


На сталелитейном заводе в Пенсильвании


На огромных территориях, вошедших в состав США в первой половине XIX в., почти не было путей сообщения. Но ещё до конца века страну пересекли трансконтинентальные железные дороги. Они связали быстро осваивавшиеся районы Запада со «старыми» территориями США и Атлантическим побережьем. К 1893 г. общая протяжённость железных дорог в США составила 176,5 тыс. миль, а к 1914 г. возросла до 263,5 тыс. миль.

США стали родиной автомобилестроения. В 1892 г. предприниматель Генри Форд, усовершенствовав изобретение немецких инженеров Го́ттлиба Да́ймлера и Карла Бе́нца, сконструировал свой первый автомобиль. Вскоре Форд вначале на небольшом заводе наладил массовое автопроизводство. А уже к 1915 г. с конвейеров нескольких заводов Форда в Детройте сходило до 250 тыс. машин в год. Стоимость фордовских автомобилей постоянно снижалась, машины становились доступны всё более широким слоям населения.


Открытие первой трансконтинентальной железной дороги (штат Юта, 1869 г.)


Одновременно с развитием автомобилестроения велось и строительство шоссейных дорог. К 1914 г. их протяжённость составила 247,5 тыс. миль. При гигантской территории США такая сеть железных и автомобильных дорог очень помогала развитию внутреннего рынка. Дороги также способствовали превращению страны в единый хозяйственный и политический организм. Это было особенно важно для отдалённых западных областей США, прежде как бы «оторванных» от восточных территорий.


Один из первых конвейеров на автомобильном заводе Форда


К концу XIX в. за США прочно утвердилось место ведущей индустриальной державы мира, которое эта страна продолжает удерживать и по сей день.

Чем можно объяснить резкий скачок в экономическом развитии США? Какую роль в нём сыграла победа Севера в Гражданской войне?

Положение американских трудящихся

Стремительное развитие промышленности способствовало и заметному росту уровня жизни населения США. В первую очередь это касалось рабочих, численность которых в тот период быстро увеличивалась: в 1870 г. – 3,8 млн. человек, в 1900 г. – 9,4 млн., а в 1910 г. – более 17 млн. человек. Положение американских пролетариев становилось гораздо лучше, чем у их собратьев в Европе. К концу XIX в. средний заработок рабочих в США составлял примерно 700 долл. в год, а прожиточный минимум не превышал 150–160 долларов. Это сказывалось и на производительности труда, которая в промышленности США в среднем была в 4 раза выше, чем в передовых европейских государствах.

Важную роль в защите интересов американских рабочих играли профсоюзы. К началу 1880-х гг. большинство профсоюзов слилось в два мощных объединения – Орден рыцарей труда (ОРТ) и Американскую федерацию труда (АФТ). В чём-то они соперничали, но в главном – защите прав рабочих – всегда были едины. И это обрекало на провал попытки различных радикальных групп столкнуть интересы американских рабочих и предпринимателей. Тем не менее подобные попытки не прекращались. В своей пропаганде радикалы пользовались тем, что в те годы в США множество энергичных людей делали стремительную карьеру в торговле и банковском деле, в промышленности и строительстве. Но некоторые из этих быстро обогатившихся лиц были не столько деятельными тружениками, сколько циничными дельцами, спекулянтами, мошенниками. И радикалы указывали народу именно на такие примеры, призывая рабочих «поделить всё по справедливости».

Однако большинство рабочих всё же активнее откликались на призывы ОРТ и АФТ бороться за свои права под мирными экономическими лозунгами. Так, в 1880-е гг. под руководством профсоюзов развернулось движение за 8-часовой рабочий день. В поддержку этого требования чикагские рабочие предложили 1 мая 1886 г. провести всеобщую массовую стачку. Чтобы избежать конфликта, многие предприниматели заранее объявили, что сокращают рабочий день до 8 часов. Поэтому руководство ОРТ призвало рабочих отказаться от проведения стачки. Но радикалы-социалисты всё-таки настояли на выступлении. В Чикаго в стачке приняли участие 40 тыс. рабочих, а по всей стране – ещё около 300 тыс. человек. После этого рабочий день сократили и многие другие предприниматели.

Вскоре в Чикаго произошли беспорядки. На ряде предприятий бастующие рабочие напали на штрейкбрехеров. Для разгона забастовщиков была вызвана полиция, а затем стычки начались и на улицах города. В этих столкновениях (3–4 мая) погибли 17 человек. Рабочие лидеры были арестованы, и четверых из них по приговору суда казнили.


Забастовка американских рабочих


К счастью, эти события не вызвали роста напряжённости в стране. В ряде отраслей промышленности рабочий день уже был сокращён, в других его также вскоре сократили. Профсоюзы всё более умело руководили забастовками (если уж их не удавалось избежать), которые обычно заканчивались заключением взаимовыгодных соглашений с предпринимателями.

Сравните рабочее движение в США и в Великобритании. Почему американские рабочие имели более высокий уровень жизни, а английские обладали большими правами?

Внешняя политика США

Вплоть до Первой мировой войны США в целом продолжали руководствоваться во внешней политике принципами доктрины Монро. От европейских конфликтов американцы держались в стороне, но и не допускали вмешательства европейцев в дела «своего» континента.


Первая почтовая марка США. 1847 г.


Однако стремительный подъём экономики США всё настойчивее диктовал необходимость более широкого выхода на мировые рынки. Торговое проникновение США на Дальний Восток началось ещё в середине XIX в. Затем Соединённые Штаты приняли активное участие в интервенции европейских держав в Японию (1864) и Китай (1900), добившись от правительств этих стран важных торговых привилегий. Европейские державы были не очень довольны вмешательством США в «их» дела, но никаких особых трений это не вызывало.

В сознании же большинства американцев в те годы (включая и политическое руководство) преобладали настроения, именуемые изоляционизмом. Они примерно соответствовали сути доктрины Монро: не вмешивайтесь в наши, американские, дела, тогда и мы вас не тронем. К тому же проникновение в «чужое» полушарие было чревато различными опасностями, вплоть до военных конфликтов. Изоляционизмом руководствовались и торгово-промышленные круги. Ведь они ещё не в полной мере исчерпали возможности внутреннего рынка самих США, не говоря уже об огромном рынке молодых государств Латинской Америки.

Изоляционизм находил отражение даже в финансовом распределении американских капиталов за рубежом. На 1900 г. инвестиции (т. е. вложения капитала) США в Канаде составляли 150 млн. долларов, в Мексике – 185 млн., на Кубе – 50 млн., в прочих странах Латинской Америки – 45 млн. долларов, а на все страны Европы приходилось лишь 10 млн. долларов. Между тем европейский капитал (вначале британский, затем и германский) всё активнее проникал как в страны Латинской Америки, так и непосредственно в Соединённые Штаты. Иными словами, изоляционизм, давая американцам некоторые гарантии, в то же время и лишал их многих благоприятных перспектив. Поэтому становилось всё очевиднее, что изоляционизм должен остаться в прошлом.

К концу XIX в. внешняя политика США стала более наступательной. Укреплялось американское влияние в Китае и Японии. В 1893 г. США, организовав государственный переворот на Гавайских островах, сделали эти тихоокеанские острова своим владением. Но к тому времени практически вся «периферия» была уже поделена между ведущими европейскими державами. Поэтому перед американцами было два пути: довольствоваться уже имевшимися в их распоряжении землями либо попытаться получить «свой кусок пирога» (т. е. нарушить доктрину Монро), но при этом пойти на риск военного конфликта.


Взрыв американского крейсера в феврале 1898 г. в порту Гаваны (Куба), ставший поводом к объявлению США войны Испании


США выбрали второй путь, что уже в 1898 г. привело к войне с Испанией. Эта война (как и ряд других войн и конфликтов тех лет) стала своего рода прелюдией к событиям, приведшим к Первой мировой войне.

Подведём итоги

Реконструкция Юга, оставив ряд нерешённых проблем, в целом закрепила итоги Гражданской войны. К концу XIX в. США стали ведущей индустриальной державой мира, а рост военно-экономического потенциала страны позволил её руководству перейти к более активному курсу внешней политики.

• Штрейкбрехеры (в букв, переводе с немецкого – разрушители забастовок) – так называли лиц, которых хозяева привлекали с других предприятий (порой даже привозили из соседних стран) или из числа безработных, чтобы заменить бастующих, оставивших свои рабочие места.

• 1865–1877 – Реконструкция Юга США.

• 1886, 3–4 мая – столкновения рабочих с полицией в Чикаго.

• 1898 – Испано-американская война.

«Уже много лет тому назад я понял, что, поскольку нам, рабочим, суждено прожить свою жизнь именно в том обществе, в котором живём, мы должны стремиться не к разрушению и уничтожению этого общества, а к его более полному развитию».

(Из выступления лидера Американской федерации труда Самуила Гомперса. 1913 г.)
Вопросы

1. Могла ли Реконструкция Юга проводиться более решительно и быстро? Что, по-вашему, для этого требовалось?

2. В чём состояло отличие внешней политики США от внешней политики европейских держав?

3. Почему американские рабочие предпочли мирную экономическую борьбу за свои права призывам радикалов к насилию?

Задания

1. В 15-й поправке к Конституции США (март 1870 г.) говорилось: «Право граждан США участвовать в голосовании не может быть отменено или ограничено властями США или какого-либо штата на основе расовой принадлежности граждан, их цвета кожи или прежнего пребывания в рабстве».

Подумайте, для чего понадобилась данная поправка, если в предыдущей (14-й) поправке неграм уже было предоставлено право участия в выборах.

2*. Приговорённый к смертной казни за организацию беспорядков в Чикаго (май 1886 г.) А. Шпис заявил на суде, что США – «это кастовое и классовое государство, в котором один класс господствует над другим, живёт за счёт его труда и называет это порядком». Это государство, сказал Шпис, «обречено на гибель и должно очистить место свободному обществу, добровольной ассоциации, основанной на всеобщем братстве».

Определите, о господстве какого класса над каким говорил Шпис. Какие общественно-политические взгляды он проповедовал? Возможно ли было создание «добровольной ассоциации, основанной на всеобщем братстве», которая должна прийти на смену государству, в США в конце XIX в.?

3*. Президент США в 1901–1909 гг. Т. Рузвельт в декабре 1904 г. писал в послании Конгрессу, что США никогда не будут вмешиваться в дела государств, которые «действуют с разумной эффективностью и благоразумием в социальной и политической сферах, поддерживают порядок и соблюдают свои обязательства». Вмешательство, напоминал президент, может быть оправдано только «хроническим дурным ведением дел или бессилием, влекущим за собой общий разрыв связей с цивилизованным миром».

Выскажите своё мнение: имели ли американские власти право определять. в дела каких государств следовало вмешиваться, а в дела каких – нет? Приведите примеры подобного подхода США.

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 3462 | Теги: дидактический материал по исто, Всемирная история нового времени, ФГОС история, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, онлайн-учебник истории | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0