Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 17:14:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 18. Латинская Америка в поисках реальной независимости
Победа национально-освободительных революций

Спустя некоторое время после провозглашения Колумбийской Федерации Симон Боливар возобновил наступление на испанцев (январь 1821 г.). Изгнав их к осени из страны, Боливар двинул свои войска на Кито (совр. Эквадор). К маю 1822 г. испанцы были вытеснены и оттуда. Территория Кито была присоединена к Колумбии. Свой успех, достигнутый в Чили, развивал и Хосе Сан-Мартин. В августе 1821 г. он направил военную экспедицию в Перу на купленных у Великобритании кораблях. Испанцы в панике отступали, а многие солдаты-латиноамериканцы переходили на сторону патриотов. Вскоре испанцы почти без боёв были оттеснены в горные районы. Для их окончательного разгрома Сан-Мартин на встрече с Боливаром (июль 1822 г.) попросил помочь ему войсками. Но Боливар согласился прислать лишь небольшой отряд. При всех своих заслугах он был очень честолюбивым человеком и не желал делить с кем бы то ни было лавры освободителя.


Победа латиноамериканского флота в сражении с испанцами у берегов Венесуэлы в июне 1823 г.


Видимо, Боливар высказал эту мысль и Сан-Мартину (о содержании их бесед, проходивших наедине, известно мало). Во всяком случае, вскоре после упомянутой встречи Сан-Мартин отказался от своих постов главнокомандующего и правителя Перу и уехал в Европу (там спустя почти 30 лет он и умер в полном забвении). А с другим латиноамериканским лидером – Франсиско Мирандой, с согласия Боливара, обошлись ещё циничнее. Когда в 1812 г. Миранда был разбит испанцами, его арестовали (якобы за «трусость и измену»), а затем… передали испанцам! Старик Миранда был увезён в Испанию, где вскоре умер в тюрьме.

После отъезда Сан-Мартина из Перу испанцы перехватили инициативу и перешли в контрнаступление. Но вскоре Боливар прислал в Перу войско, а затем явился туда и сам. Тем не менее испанцы ещё долго сопротивлялись. Только в декабре 1824 г. патриотам удалось нанести им решительное поражение. В августе 1825 г. Верхнее (Северное) Перу было провозглашено независимым государством, в честь Боливара названным Боливией.

К этому времени были ликвидированы последние очаги сопротивления испанцев в Латинской Америке. В Мексике армия патриотов во главе с креолом Агусти́ном Иту́рбиде, в прошлом полковником испанской армии, к осени 1821 г. выбила испанцев из основных городов страны. Мексика была объявлена империей, а Итурбиде в мае 1822 г. провозгласил себя императором под именем Агустина I. Однако вскоре республиканцы свергли его и выслали из страны. Итурбиде пытался восстановить свою власть, но посланный им отряд был разбит, а он сам – расстрелян (июль 1824 г.). К тому времени страна уже была провозглашена суверенной федеративной республикой под названием Мексиканские Соединённые Штаты.


Висенте Герре́ро, борец за республиканский строй в Мексике


К 1826 г. Латинская Америка полностью сбросила испанское владычество. В руках испанцев остались лишь два острова в Вест-Индии – Куба и Пуэ́рто-Ри́ко.

Избавилась от колониального господства и Бразилия. Управлявший ею член португальского королевского дома Пе́дру IV добился ухода из страны португальских войск, а затем объявил государство независимым (сентябрь 1822 г.). При этом он был провозглашён императором Педру I, а Бразилия – империей.

Как вы оцениваете деятельность Боливара? Можно ли оправдать его поступки в отношении Миранды и Сан-Мартина?

Внутренняя борьба в странах Латинской Америки

Итак, испано-португальское господство, длившееся около трёх веков, в считаные годы рухнуло. Но на смену сплочённости разных групп латиноамериканцев в борьбе против общего врага пришли серьёзные разногласия. Многие были недовольны тем, что после завоевания независимости господствующее положение досталось креольской знати.

Конфликты нередко возникали и по поводу формы нового государственного устройства стран. Большинство населения поддерживало республиканцев, но и сторонников монархии было немало. Так, в имперской Бразилии уже в 1823–1824 гг. вспыхнуло восстание республиканцев. Оно было подавлено, но в 1831 г. новое восстание вынудило Педру I отречься от престола в пользу своего малолетнего сына. Педру II правил до 1889 г. При нём восстания в Бразилии приобрели хронический характер.

Молодые государства Латинской Америки враждовали и друг с другом.


Подвеска (Венесуэла)


Наиболее сильные из них стремились подчинить себе соседние территории. Но были и те, кто хотел выделиться, создать самостоятельное государство. Так, в 1825–1828 гг. Бразилия и Аргентина вели войну из-за Уругвая, который ранее был присоединён бразильцами. Истощив свои силы в этой войне, соперники согласились признать независимость Уругвая.

Наиболее серьёзным был конфликт внутри Колумбийской Федерации. В конце 1820-х гг. провалились попытки Боливара включить в её состав Перу и Боливию. Недовольство диктаторской политикой Симона Боливара привело к тому, что в мае 1830 г. от федерации отделились Венесуэла и Кито. Боливар тут же объявил о своей отставке (через полгода он умер). В Колумбии (в 1832 г. её переименовали в Новую Гранаду) вскоре начался период волнений, мятежей и государственных переворотов. Страна пережила даже кровопролитную гражданскую войну (1859–1863).


Кувшин (Аргентина)


Ещё более сложным было положение в Соединённых провинциях Центральной Америки – федерации, возникшей в 1823 г. С колониальных времён этот регион был наиболее бедным и слаборазвитым. Гватемала, самая сильная страна в федерации, постоянно воевала с другими её членами – Гондура́сом, Никара́гуа, Ко́ста-Ри́кой и Сальвадо́ром. К концу 1830-х гг. федерация распалась. Правда, её на демократической основе пытался воссоздать выдающийся реформатор Франси́ско Мораса́н. Но после нескольких лет войн с консерваторами Гватемалы войска Морасана были разбиты (сентябрь 1842 г.). Сам он попал в плен и был расстрелян. А в Гватемале установилась жестокая католическая диктатура сержанта-индейца Рафаэля Карре́ры. Страна была отброшена едва ли не ко временам инквизиции.

Почему латиноамериканские народы, во многом сплочённые в годы антиколониальной борьбы, затем начали враждовать, а нередко и воевать друг с другом?

Сложные проблемы Мексики

Среди молодых государств Латинской Америки наиболее экономически развитой в XIX в. была Мексика. Уже с 1830-х гг. займы, полученные ею от США, Великобритании и других держав, позволили укрепить ряд отраслей промышленности (горнодобывающую, текстильную и др.). В стране ширилось движение за более решительные буржуазные реформы.

Однако консерваторы – противники реформ оказались сильнее. Ставший в 1833 г. президентом генерал Антонио Са́нта-А́на установил в стране жесточайшую диктатуру в духе Карреры. Но его власть, как и власть большинства диктаторов, держалась на солдатских штыках. Они помогали Санта-Ане далеко не всегда. Вы уже знаете, что в ходе конфликта из-за Техаса и последовавшей за этим Американо-мексиканской войны (1846–1848) Мексика была разгромлена и потеряла более половины своей территории. А в августе 1855 г. в результате народного восстания диктатура Санта-Аны пала.

Затем в стране началась гражданская война. В декабре 1860 г. она завершилась победой буржуазно-либеральных сил во главе с Бени́то Хуаресом. Сын крестьянина-индейца, Хуарес стал известным в стране адвокатом, а затем и крупным политическим деятелем. Но его правительство, оказавшись в сложном финансовом положении, было вынуждено приостановить выплату внешних долгов. В ответ Великобритания, Испания и Франция высадили в Мексике военные десанты. Хуарес, однако, сумел быстро договориться с англичанами и испанцами о выводе их войск.


Расстрел Максимилиана I. Художник Э. Мане


Французские войска остались в Мексике. Вместе с местными консерваторами они свергли законное правительство и заняли значительную часть страны. В апреле 1864 г. австрийский эрцгерцог, ставленник французов, был провозглашён императором Мексики под именем Максимилиана I. Но мексиканские республиканцы не прекратили борьбу. Они получали от США оружие и крупные займы, к ним прибывали американские добровольцы. Под дипломатическим давлением США в марте 1867 г. Франция вывела из Мексики свои войска. После этого силы «императора» были быстро разгромлены. Сам Максимилиан I попал в плен и был расстрелян (июнь 1867 г.).


Порфирио Диас. Художник X. Обрегон


В 1867–1911 гг. в Мексике правил диктатор генерал Порфи́рио Ди́ас. В стране постепенно нарастали волнения (особенно среди крестьян), которые в 1910–1911 гг. приняли характер буржуазной революции. Диас бежал из страны, и к власти пришло либеральное правительство во главе с Франси́ско Маде́ро. Вначале его поддерживали мощные крестьянские армии, руководимые Эмилиа́но Сапа́той и Франсиско (Па́нчо) Ви́льей, чрезвычайно популярными в народе. Но вскоре из-за нерешительной политики Мадеро в земельном вопросе произошёл его разрыв с крестьянскими вождями.


Эмилиано Сапата. Художник Д. Ривера


Одновременно против Мадеро выступили и реакционные силы, совершившие государственный переворот (февраль 1913 г.). К власти пришёл генерал Викториа́но Уэ́рта, а Мадеро и несколько его министров были убиты. В апреле 1914 г. США, встревоженные сближением Уэрты с англичанами, высадили в Мексике десант. Но вскоре в столицу вступили крестьянские армии, и диктатура Уэрты пала. Президентом страны стал лидер либералов Венустиа́но Карра́нса, потребовавший вывода из страны американских войск. И к концу 1914 г. они были эвакуированы из Мексики.

Почему США не раз пытались прямо или косвенно повлиять на события в Мексике? С чем, по-вашему, был связан их интерес к этой стране?

В феврале 1917 г. в Мексике была принята буржуазная конституция.

Это ознаменовало вступление страны в эпоху индустриальной цивилизации.

Своеобразие развития стран Латинской Америки

Уже в первые десятилетия своей независимости молодые государства Латинской Америки оказались в орбите политических и экономических интересов США. Это было связано с основной идеей доктрины Монро («Америка для американцев!»), со стремлением США властвовать на «своём» континенте. Однако не следует видеть здесь только отрицательные стороны. Демократическое устройство США, их передовая экономика влияли и на развитие латиноамериканских стран. Они также могли не опасаться серьёзного вмешательства в свои дела крупных европейских государств: этого США не допустили бы.

Конечно, американские (а также английские и другие) промышленники и торговцы использовали богатейшие ресурсы Латинской Америки. Из Аргентины вывозилось мясо, из Бразилии – кофе, из Венесуэлы – нефть, из Боливии – олово, с Кубы – сахар и т. д. Вырученные средства пели и на развитие экономики латиноамериканских стран: они получали от ведущих мировых держав крупные займы, активизировали строительство железных и шоссейных дорог, фабрик, заводов, современных городов. Это помогало латиноамериканцам постепенно преодолевать экономическую и социальную отсталость.


Латинская Америка в конце XIX– начале XX в.

Определите по карте, в какие страны или регионы Латинской Америки чаще всего была направлена интервенция США. Чем вы можете это объяснить? Как влияло географическое положение этих стран и наличие на их территории полезных ископаемых на действия США?

В первые годы XX в. в Латинской Америке уже было несколько государств, уровень экономического развития которых обещал хорошие перспективы. Прежде всего это относилось к Аргентине и Уругваю, к ним подтягивались Чили и Венесуэла. Довольно быстро развивалась и Бразилия. После отмены в стране рабства (1888) и свержения императора Педру II (1889) Бразилия была провозглашена республикой.

В экономике страны вскоре получил преобладание британский капитал, но традиционно сильным оставалось и американское влияние. В итоге промышленное развитие Бразилии заметно ускорилось.

Подведём итоги

К середине 1820-х гг. Латинская Америка освободилась от колониального господства. Но, завоевав независимость, молодые государства столкнулись с рядом новых проблем. Опыт их решения пришлось приобретать в условиях экономических трудностей, социальных волнений, а порой и кровопролитных гражданских и междоусобных войн.

• 1821–1822 – изгнание испанцев из Колумбийской Федерации и Кито.

• 1826 – окончательное освобождение Латинской Америки.

• 1830, май – распад Колумбийской Федерации.

• 1910–1917 – буржуазная революция в Мексике.

«Если мы достаточно ловко поведём дело, то освобождённая Испанская Америка станет английской».

(Из делового письма британского премьер-министра Джорджа Каннинга. 1827 г.)
Вопросы

1. Какие события привели к полному освобождению латиноамериканских стран от колониальной зависимости от европейских держав?

2. Чем были вызваны конфликты и внутренние разногласия в молодых независимых государствах Латинской Америки? Почему, единые в борьбе с колонизаторами, они не смогли создать прочных федераций?

3. С чем, по-вашему, связаны затяжные периоды волнений, государственных переворотов и внутренних войн в Мексике (и ряде других государств Латинской Америки)?

4*. Помогало или мешало развитию латиноамериканских стран сильное экономическое и финансовое влияние США и других ведущих стран? Обоснуйте свой ответ.

Задания

1. К. Маркс писал о С. Боливаре: «…его диктатура вскоре выродилась в военную анархию, причём наиболее важные дела он отдал в руки своих любимцев, которые расточали финансы страны… Недавний энтузиазм народа сменился, таким образом, неудовольствием».

Подумайте, насколько справедливы эти слова. Найдите подтверждение своего мнения в тексте учебника.

2*. Президент США У. Тафт в очередном послании Конгрессу (декабрь 1912 г.) говорил о необходимости помочь странам Центральной Америки. Весьма важно, писал он, «чтобы страны этого региона избегали тяжёлых иностранных долгов и не подвергали расстройству свою национальную финансовую систему, а также чтобы над ними не висела постоянная угроза международных конфликтов, возникающая вследствие беспорядков внутри страны».

Определите, выгодна или нет была такая позиция странам, о которых идёт речь. Почему США беспокоились о состоянии дел в Центральной Америке? Отражением какой внешнеполитической доктрины США служат слова президента Тафта?

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 1579 | Теги: дидактический материал по исто, Всемирная история нового времени, ФГОС история, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, онлайн-учебник истории | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0