Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 10:35:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 1. Начальный этап революции
Кризис французской монархии и созыв Генеральных штатов

Во французской монархии в течение веков сохранялись некоторые древние традиции. Общество делилось на три обособленных сословия: дворянство, духовенство и третье сословие, причём первые два считались привилегированными и не платили налогов. Короли из династии Бурбонов обладали очень широкими полномочиями, которые ограничивались только традициями и правом высших судов – парламентов на «ремонстрации», т. е. на отмену и пересмотр королевских указов. В сословном французском обществе не существовало понятия равенства прав всех подданных. С 1685 г. католицизм признавался единственной религиозной конфессией в стране. И хотя крестьяне были лично свободными, на них всё ещё лежал груз повинностей перед светскими и церковными сеньорами.

В XVIII в. Франция переживала период быстрого развития экономики и промышленности. По объёму торговли «колониальными товарами» она вышла на второе место в мире после «владычицы морей» Британии. Заметный прогресс наступил и в развитии сельского хозяйства. Однако во Франции существовали устаревшая финансовая система и огромный государственный долг, на выплату процентов по которому уходило до половины годовых доходов королевства. Для выхода из финансового кризиса необходимо было провести реформы: отменить налоговые льготы для привилегированных сословий и ввести общий для всех французов налог на землю.

Но просчёты в экономической политике правительства обнаружились в неурожайный период, а нужные реформы министрам короля провести не удавалось из-за сопротивления дворянства, духовенства и городских парламентов (напомним, что парламентарии именовались в то время «дворянством мантии», их должности покупались и передавались по наследству). В своей борьбе против робких попыток реформ представители дворянства, духовенства и парламентариев объявляли себя приверженцами философских идей века Просвещения и противниками королевского «деспотизма». Таким образом, к концу 1780-х гг. Франция переживала одновременно финансовый и политический кризисы, которые осложнились неурожаем 1788 г., вызвавшим настоящий голод. В деревнях вспыхивали волнения, в городах росло недовольство.

Историки нашли образное название общественного строя дореволюционной Франции – Старый порядок.

На какие сословия делилось средневековое общество? Почему к XVIII в. это деление уже не соответствовало действительности?

Король Людовик XVI (правил в 1774–1793 гг.) из династии Бурбонов, надеясь пополнить казну и провести реформы, ещё в 1787 г. принял решение созвать собрание нотаблей. Оно должно было утвердить новые налоги, значительная доля которых приходилась на дворянство и духовенство. Но нотабли неожиданно отвергли предложения короля, заявив, что вопрос о налогах может решить только высшее собрание сословий – Генеральные штаты. Созвать их (а они не созывались с 1614 г.) советовали королю и некоторые из его приближённых.


Людовик XVI. Художник А. Калле


В итоге Людовик XVI объявил о выборах в Генеральные штаты. На выборах население составляло наказы своим депутатам. Это было старинной традицией, но на сей раз в многочисленных наказах (число их только от третьего сословия составило 10 тыс.!) отчётливо проявилось недовольство крестьянства устаревшим сословным делением. Всё явственнее звучало требование реформ.

Весной 1789 г. во Франции продолжался экономический кризис. Измученные дороговизной крестьяне и горожане поднимали голодные бунты. В апреле властям впервые пришлось применить войска, чтобы разогнать толпу недовольных парижан. Благодаря публицистам – противникам существующих порядков, в сознании народа складывался образ коллективного врага – «аристократов», якобы виновных во всех невзгодах жителей королевства.

Заседания Генеральных штатов открылись в королевском дворце в Версале 5 мая 1789 г. Депутаты от духовенства и дворянства в ярких шёлковых мантиях поднялись в зал по парадной лестнице. Представителей же третьего сословия в их скромной тёмной одежде впустили через чёрный ход. Их старались унизить и другими способами. Но представители третьего сословия не желали мириться с той ролью, которая им отводилась. Во время тронной речи короля они отказались исполнить старинный церемониал – снять шляпы и опуститься на одно колено. А когда король потребовал утвердить новые налоги раздельным голосованием, «третьи» открыто выразили протест. Они настаивали на совместном и равном голосовании: ведь в противном случае у первых двух сословий было бы большое преимущество.

Почему прежде покорное третье сословие открыто воспротивилось воле короля? Какие изменения в социально-экономическом строе Франции способствовали такому поведению?

Национальное собрание

В тот же вечер депутаты от третьего сословия начали самостоятельно обсуждать все важные проблемы. 17 июня по призыву известного журналиста аббата Эммануэ́ля Си́йеса они провозгласили Генеральные штаты Национальным собранием. К «третьим» присоединилась и часть священников. Объявив себя представителем интересов всех французов, Национальное собрание постановило, что отныне налоги будут взиматься только с его согласия.

И тут случилось неожиданное: депутаты от духовенства большинством голосов (149 против 137) решили примкнуть к Национальному собранию! В ответ король распорядился запереть зал заседаний. Утром 20 июня депутаты Национального собрания заняли зал для игры в мяч и дали историческую клятву – не расходиться, пока не будет выработана и принята конституция. Вскоре к членам Национального собрания присоединились и многие депутаты-дворяне. Большинство солдат из местного гарнизона также выказали ему свою поддержку.

Испуганный король срочно вызвал в Версаль 20-тысячное войско. Но оно задерживалось, и тогда 23 июня Людовик XVI, явившись на заседание Национального собрания, потребовал, чтобы депутаты отменили свои постановления и разошлись. Последовал решительный отказ. Однако многие дворяне и священники всё же покинули зал заседаний вслед за королём. А вскоре появился личный представитель короля и напомнил о приказе разойтись.


Оноре Мирабо


И тогда поднялся граф Оноре́ Мирабо́, который, несмотря на свой титул, был депутатом от третьего сословия. Громовым голосом он произнёс: «Идите и скажите вашему господину, что мы собрались здесь по воле народа и оставим наши места, только уступая силе штыков». Эти слова облетели всю страну. Популярность Мирабо, блестящего оратора, стала огромной. Его даже называли Отцом Отечества.

9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным, подчеркнув этим своё намерение принять конституцию. Популярный в народе генеральный контролёр (т. е. глава финансового и торгового ведомства) Жак Некке́р и другие министры советовали королю пойти на уступки, но в ответ Людовик XVI отправил их в отставку. По Парижу мгновенно разнёсся слух, что вслед за отставкой Неккера король разгонит Учредительное собрание, а его лидеров арестует и заточит в средневековую парижскую крепость-тюрьму Бастилию. Напряжение нарастало.

Почему депутаты от третьего сословия пошли на провозглашение Национального, а затем и Учредительного собрания? Чем их не устраивали Генеральные штаты?

Начало революции

На улицах и площадях столицы возникали стихийные митинги. Ораторы открыто призывали народ к вооружённому сопротивлению. Когда на сторону восставших парижан начали переходить солдаты-гвардейцы, положение монархии стало критическим.


Взятие Бастилии


Солдаты привезли с собой и пушки, что помогло взять штурмом ненавистную Бастилию, у которой собрались тысячи парижан, а также крестьян и ремесленников, стекавшихся в город из предместий. В ожесточённой перестрелке с гарнизоном крепости погибло около 80 человек. Коменданта Бастилии и нескольких тюремщиков толпа просто растерзала. Сама же тюрьма вскоре была разрушена до основания. (Впоследствии 14 июля, день взятия Бастилии, был объявлен во Франции национальным праздником.) Повсюду формировались отряды городской милиции (ополчения), вскоре переименованной в Национальную гвардию.

Почему началом революции считается взятие Бастилии? В чём символичность этого события?

Но король всё ещё не осознавал опасности происходящего. Когда герцог Лианку́р сообщил ему о взятии Бастилии, монарх воскликнул: «Да ведь это же мятеж!» – «Нет, ваше величество, это – революция!» – ответил герцог. В итоге королю пришлось уступить и публично признать законность Учредительного собрания. Людовик XVI также объявил, что не желает проливать «ни капли народной крови» и потому повелевает войскам отойти от Парижа.

Фактическое ограничение власти короля волей Учредительного собрания стало первым значительным успехом начавшейся Французской революции. Этот успех предстояло развить и закрепить.

Крушение Старого порядка

Ещё в бурные июльские дни восставшие парижане разгромили и сожгли ненавистные таможенные заставы, где взимались крайне высокие пошлины за ввозимые в город товары, в том числе продовольствие. Этому примеру последовали жители многих других городов. Начались волнения и в деревнях. Крестьяне врывались в замки и усадьбы сеньоров, громили их и сжигали документы с записями своих повинностей. Сдержать эту стихию было невозможно. В Париж из самых разных мест приходили сообщения о грабежах и поджогах, насилиях и убийствах.

Одни депутаты Учредительного собрания, опасаясь погружения страны в хаос и беззаконие, предлагали применить к грабителям и разбойникам силу. Другие считали, что, во избежание дальнейшего разгула насилия, надо пойти на уступки и срочно отменить все сеньориальные повинности. В итоге 4—11 августа была принята серия декретов (т. е. законов, указов), по сути, уничтоживших сеньориальный строй во Франции. Одни повинности крестьян были упразднены, другие предстояло выкупить, но позднее отменили и их. Одновременно Учредительное собрание призвало население к порядку.

Но многие крестьяне восприняли эти декреты как оправдание своих действий и даже как «сигнал» к новым выступлениям. В историю эти события вошли как «великий страх» – так называли их аристократы.

Почему депутаты Учредительного собрания отказались от применения силы против восставших крестьян? Можно ли оправдать действия крестьян?

26 августа 1789 г. Учредительное собрание утвердило Декларацию прав человека и гражданина. В этом документе, как и в американской Декларации независимости, провозглашались права человека на жизнь, свободу и равенство. Неотъемлемыми правами граждан признавались также свобода слова, личности, право на частную (личную) собственность и на сопротивление угнетению. Были отменены прежние сословные привилегии. Основные принципы Декларации сохраняют своё значение и в наши дни.

Народ с воодушевлением принял Декларацию, однако король отказался признать её. Среди населения распространились слухи о подготовке бегства Людовика XVI из Версаля к верным ему войскам. 5 октября возбуждённая толпа парижан (в основном женщин) двинулась на Версаль. Но когда толпа подступила к королевскому дворцу, Людовик XVI сам вышел к народу. Он пообещал, что переедет в Париж и прикажет наладить снабжение столицы продовольствием. За королём последовали в Париж и депутаты Учредительного собрания. Так Людовик XVI фактически оказался заложником в руках восставших. После этого резко возросла эмиграция (т. е. выезд из страны) дворян, начавшаяся ещё после взятия Бастилии. Многие из аристократов временно осели в приграничных городах. Они рассчитывали восстановить в стране прежние порядки, опираясь на помощь иностранных войск.

Подведём итоги

Уже в первые недели революции была значительно ограничена власть короля, фактически пал Старый порядок. Декларация прав человека и гражданина, обозначившая основные права и свободы, закрепила первые завоевания революции.

• Сословия – общественные группы, отличавшиеся от других групп своим статусом, правами и обязанностями. В Средние века и в Новое время они существовали в большинстве стран мира. Во Франции до 1789 г. было три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие, в которое входили крестьяне, торговцы, предприниматели, рабочие и ремесленники.

• Нотабли – влиятельные представители трёх сословий. Их назначал король и время от времени созывал для обсуждения важных государственных вопросов.

• 1789, 17 июня – провозглашение Генеральных штатов Национальным собранием.

• 1789, 14 июля – взятие Бастилии восставшими парижанами.

• 1789, 26 августа – принятие Декларации прав человека и гражданина.

«Свобода состоите возможности делать всё, что не приносит вреда другому… Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Всё же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принуждён к действию, не приписываемому законом».

(Из Декларации прав человека и гражданина)
Вопросы

1. Почему Людовику XVI понадобилась поддержка Генеральных штатов? Разве всесильный король не мог и без их помощи принять все необходимые решения?

2. Чем, по-вашему, руководствовались многие священники и дворяне, присоединяясь к Национальному собранию?

3. Людовик XVI долго считал, что в стране происходит всего лишь «бунт». А какие признаки позволяют сказать, что это был не бунт, а именно революция?

4*. На каких общих идеях основаны французская Декларация прав человека и гражданина и американская Декларация независимости?

Задания

1. В наказе Генеральным штатам жители одного из церковных приходов в Бретани писали: «Чтобы отныне ни один налог не устанавливался без согласия и содействия нации. Чтобы дорожные пошлины были уничтожены полностью и заменены обложением, равно падающим на все три сословия… Уничтожить феодальный строй… Уничтожить церковную десятину как в корне противоречащую свободе собственности и вредную для сельского хозяйства».

Подумайте, чьи интересы выражал этот наказ. Можно ли считать его отражающим пожелания большинства нации? Почему?

2. В преддверии революции во Франции появилось множество листовок, брошюр (маленьких книжечек) и других изданий, в которых представители сословий отстаивали свои взгляды. Аббат Э. Сийес, ставший затем одним из лидеров революции, в своей брошюре спрашивал: «Что такое третье сословие?» И сам же отвечал: «Всё!» «Чем оно было до сих пор в политическом строе?» – «Ничем». «Чем оно желает быть?» – «Хоть чем-нибудь».

Объясните, что хотел сказать этим автор. Какой смысл он вкладывал в слова «хоть чем-нибудь»?

3. На заседании Учредительного собрания 4 августа 1789 г. депутат герцог Эгильон заявил: «Господа, нет человека, который бы не содрогался при виде ужасных сцен, ареной которых является Франция… Речь идёт не только о вооружённых разбойниках, которые стремятся обогатиться, пользуясь народными бедствиями… Народ стремится стряхнуть, наконец, с себя то иго, которое так долго угнетало его, и нужно, господа, признаться, что это возмущение хотя и преступно, как и всякое движение, связанное с насилием, но всё же может найти себе оправдание в том угнетении, жертвой которого был народ».

Подумайте, насколько справедливо такое мнение. Какие интересы разобщали буржуазию и народные низы, объединённые в третье сословие?

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 1644 | Теги: дидактический материал по исто, Всемирная история нового времени, ФГОС история, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, онлайн-учебник истории | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0