Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 09:00:07
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 26. У порога мировой войны
Империалистическая стадия капитализма

К концу XIX в. стало очевидно, что у капитализма появился ряд признаков и черт, прежде у него отсутствовавших. Эти черты определялись явным стремлением ведущих держав предельно укрепить свои позиции в Европе и в мире, используя для этого все возможности государства, включая территориальные захваты. Уже в те годы эту новую стадию капитализма стали называть империалистической или империализмом.

Действительно, империализм покоился на агрессии, но эта агрессия была прежде всего финансовой, а не военной. Наиболее активные страны стремились подчинить себе как можно больше государств и земель, наводняя их не своими войсками, а капиталом, финансами. Вывоз капитала в той или иной форме резко усилился: он давал хозяевам капитала куда больше возможностей, чем традиционный вывоз товаров.


Нефтяной король Джон Рокфеллер поглощает мировой рынок. Карикатура


Значительно возросшая роль капитала определялась несколькими причинами. К концу XIX в. монополии стали несравненно сильнее, чем прежде, заметно потеснив недавнее господство свободной конкуренции. В XVIII–XIX вв. промышленники и банкиры во многом были соперниками. Но по мере укрепления монополий капиталы промышленников и финансистов всё чаще участвуют в одних и тех же делах, операциях и как бы сливаются. Возникает единый финансовый капитал, контролируемый относительно небольшими группами промышленников и банкиров. Это, в свою очередь, ведёт к дальнейшему усилению монополий и позволяет им активизировать вывоз капитала.

Возникли даже международные монополии, объединявшие те или иные секторы (а порой и отрасли) производства двух и более государств. Этот процесс вполне мог бы привести к ослаблению напряжённости в отношениях между странами, к снижению угрозы войн и конфликтов: ведь наиболее сильные международные монополии в определённой мере влияли и на политику правительств.


Мир в начале XX века

Пользуясь картой, оцените, насколько «удачно» (в условиях приближения войны) располагались колониальные владения и сферы влияния ведущих стран мира. Чьи владения оказались в наиболее уязвимом положении, а чьи – в преимущественном?

Но история распорядилась иначе. Интересы государственной власти всё же оставались определяющими, сохранялись и противоречия между ведущими державами. Однако теперь интересы власти и монополий во многом объединялись: в одних ситуациях власть использовала в своих целях финансовую и промышленную мощь монополий, в других – монополиям удавалось влиять на политику правительств, «подправлять» её.

После того как к началу XX в. были окончательно поделены Африка и прочие «свободные» земли, соперничество между ведущими державами могло бы продолжаться на основе мирной конкуренции. Однако имперские притязания, стремление быстрее и надёжнее укрепить своё положение в мире оказались сильнее. Всё это и стало почвой для возникновения первой в истории мировой войны.

Могли ли международные монополии при поддержке правительств мирно решать политические конфликты и в итоге предотвратить угрозу мировой войны? Что помешало это сделать?

Новые черты в социальной политике ведущих держав

Бурное развитие капиталистической экономики, разумеется, не только помогало пополнить казну тех или иных государств. В целом оно благотворно сказывалось и на положении общества: в ряде европейских государств и в США заметно вырос уровень жизни, увеличился объём социальных (т. е. пенсии, страховки, пособия, стипендии и т. д.) и прочих благ, которыми могли пользоваться достаточно широкие слои населения.


Прядильные фабрики в Шотландии. Художник И. Кларк


Вместе с тем быстрый рост производства создавал и определённые проблемы. Даже в самых развитых странах существовали низкооплачиваемые категории трудящихся, сохранялась и безработица. Её уровень мог возрастать от самых разных причин: экономические кризисы, ликвидация тех или иных предприятий либо их реорганизация (например, слияние). Ещё до вступления капитализма в империалистическую стадию стало ясно, что без принципиальных изменений в социальной политике властей в обществе могут возникнуть серьёзные конфликты. Марксисты ещё в середине XIX в. предсказали «обнищание» рабочих, которое приведёт к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата.

Во второй половине XIX в. позиции либералов и консерваторов значительно сблизились. Консерватизм уже не означал сопротивления любым переменам, он стал более гибким, порой даже использовал начинания либералов. Так было, например, в Великобритании. Менялся и либерализм. Но с ним происходил обратный процесс. Буржуазные права и свободы, за которые изначально боролись либералы, во многих странах были закреплены законодательно и, таким образом, в принципе обеспечены обществу. Это касалось и права на частное предпринимательство.

Однако в результате получалось, что власть, государство как бы лишились возможности контролировать экономические процессы и всё с ними связанное. Между тем необходимость хотя бы отчасти регулировать эти процессы выявлялась всё острее. Далеко не все предприниматели и монополии действовали в интересах государства и общества в целом. Порой их деятельность диктовалась исключительно стремлением к предельной наживе, даже если это наносило прямой ущерб обществу.

Поэтому в конце XIX – начале XX в. (и в дальнейшем) в политике ведущих государств стал всё активнее утверждаться реформизм (буржуазный реформизм), т. е. курс на постоянные реформы в интересах всего общества. Речь прежде всего шла о социальных реформах, которые осуществлялись и раньше, но не носили планомерного и последовательного характера. Реформизм не стал заменой либерализма и консерватизма, он был политическим направлением, курсом, который, как правило, старались проводить и либералы, и консерваторы.

Ещё при Отто Бисмарке, в 1880-е гг., реформизм являлся важной чертой внутренней политики Германии. Трудящиеся стали получать пенсии, различные виды страховок, сокращался и рабочий день. Сходные реформы проводились и в большинстве других европейских стран, а также в США. В Великобритании довольно широкие социальные реформы были проведены в конце 1860-х гг., но это не стало постоянным курсом государства. Реформы приобрели более широкий и последовательный характер в начале XX в. Они во многом были связаны с именем одного из лидеров либералов – Дэвида Ллойд Джорджа (1863–1945), который в 1905–1915 гг. был министром торговли, затем финансов, а в 1916–1922 гг. – премьер-министром Великобритании. Он последовательно боролся за реформы. А когда в 1911 г. палата лордов попыталась было воспротивиться его реформистским инициативам, Ллойд Джордж добился ограничения полномочий палаты.

Почему политика реформизма стала достоянием и либералов, и консерваторов? Разве по своей сути она не противоречила традициям консерватизма?

Социал-демократия и укрепление её роли в обществе

После роспуска I Интернационала у многих прежних сторонников теории научного коммунизма возникли сомнения в возможности применить её в реальной жизни. Впрочем, ещё на заре создания I Интернационала популярный среди немецких рабочих социалист Фердинанд Ласса́ль (1825–1864) выступал за создание мирных пролетарских организаций и за их сотрудничество с законными властями.

В дальнейшем последователи Лассаля и другие немецкие социалисты создали в Германии Социал-демократическую партию (1869). Социал-демократы, как и марксисты, видели свою главную задачу в защите интересов рабочих. Но хотя социал-демократы и использовали некоторые положения марксистов (особенно на первых порах), они были решительными противниками насильственных методов борьбы. Один из лидеров германской социал-демократии Эдуард Бернште́йн (1850–1932) в своих трудах пытался доказать, что капитализм, включая и его империалистическую стадию, не «загнивает» (именно это предрекали марксисты), а укрепляется. И этому в немалой степени способствовали как политика реформизма, проводимая «сверху», так и позиция социал-демократии.


Вильгельм Ли́бкнехт – участник революции 1848–1849 гг. в Германии, последователь учения Карла Маркса


В июле 1889 г. был создан II Интернационал (его также называют Рабочим). В нём довольно быстро взяли верх сторонники мирного развития рабочего движения. Марксисты также причисляли себя к социал-демократам и обвиняли II Интернационал в «реформизме», но ведь именно буржуазно-демократические реформы помогали улучшить условия жизни и труда рабочих. А курс на насилие и диктатуру одного класса (пролетариата), как в дальнейшем убедительно показала история, вёл лишь к расколу в обществе и многочисленным жертвам.

Чем II Интернационал отличался от I Интернационала? Какие изменения в экономике, обществе обусловили эти отличия?

Политика социал-демократических партий позволила им вскоре активно включиться в политическую жизнь. Так, немецкие социал-демократы уже в начале XX в. получили массовую поддержку на выборах в рейхстаг (парламент). В результате же наиболее успешных для них выборов 1912 г. социал-демократы смогли занять в рейхстаге более четверти мест.


Демонстрация феминисток – участниц движения за права женщин


Во многих странах деятельность социал-демократических партий развивалась в тесном контакте с профсоюзами, также неизменно стоявшими на позициях мирной борьбы рабочих за свои права. В Великобритании в 1900 г. на базе тред-юнионов (профсоюзов) было создано ядро рабочей партии, которая с 1906 г. именуется Лейбори́стской (т. е. рабочей) и участвует в парламентских выборах. Новая партия выступала с позиций, близких социал-демократии, и в дальнейшем стала одной из основных политических сил в стране.

Подведём итоги

Вступив в империалистическую стадию, капитализм, вопреки предсказаниям марксистов, продолжал крепнуть. Шёл процесс утверждения индустриальной цивилизации. Экономический подъём сопровождался политикой реформизма, проводимой рядом ведущих стран. Социал-демократические и рабочие организации в этих странах действовали в мирном, легальном русле. Вместе с тем у ряда стран усилились и имперские притязания, стремление увеличить свои владения и сферы влияния за чужой счёт. Это и привело к мировой войне.

• Империализм (от лат. imperium – власть) – стремление к власти, к господству.

• Монополии – хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов. Возникли на основе концентрации производства и капитала с переходом капитализма в империализм.

• Индустриальная цивилизация – особый тип цивилизации, формирование которого связано с широким внедрением в производство машинной техники (со второй половины XVIII в.) и её постоянным совершенствованием. Развитие индустриальной цивилизации сопровождалось утверждением капиталистического строя и присущих ему демократических прав и свобод, совершенствованием материальной и духовной культуры, ростом благосостояния общества.

• 1869 – образование Социал-демократической партии Германии.

• 1889, июль – создание II (Рабочего) Интернационала.

Вопросы

1*. В чём состояли общие интересы промышленников и финансистов разных стран? Почему эти промышленники и финансисты не смогли повлиять на политику своих правительств, приведшую к обострению международных отношений?

2. Почему в конце XIX – начале XX в. внутренняя политика стран Запада испытывала сильное влияние реформизма? Какие реформы были необходимы странам, уже достигшим успехов в экономическом развитии?

3. В чём заключалось основное расхождение позиций последователей научного коммунизма и социал-демократов? Почему социал-демократы пользовались более широкой поддержкой общества?

Задания

1*. Сформулируйте в виде тезисов основные признаки, характерные для империалистической стадии капитализма (империализма). Расположите их по степени важности.

2. В программе Социал-демократической партии Германии, принятой в октябре 1891 г., в частности, говорилось: «…классовая борьба между буржуазией и пролетариатом делит современное общество на два враждебных военных лагеря и является общим признаком всех промышленных стран… Борьба рабочего класса против капиталистической эксплуатации непременно является политической борьбой».

Укажите, какой вывод можно сделать из этих слов. К какой борьбе призывает эта программа рабочих Германии – насильственной или мирной?

3. Русский радикал С. Г. Нечаев в конце 1860-х гг. писал: «Мы имеем только один отрицательный неизменный план – беспощадного разрушения… Мы берёмся сломать гнилое общественное здание… Сосредоточивая все наши силы на разрушении, мы не имеем ни сомнений, ни разочарований… Мы не станем думать и писать о литературе и науке, о просвещении и воспитании, о прогрессе и цивилизации! Нам некогда!»

Дайте оценку приведённым словам. Почему Нечаеву и ему подобным было «некогда»? Куда они так спешили?

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 1671 | Теги: ФГОС история, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, онлайн-учебник истории, дидактический материал по истории, Всемирная история нового времени | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0