Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 11:20:39
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 6. Международные отношения в 1815–1875 годах
Европейская идея и Венский конгресс

Революционные и Наполеоновские войны, которые Франция вела против других европейских государств более 20 лет, стали прообразом мировых войн XX в. Мир в очередной раз увидел, сколь пагубно и опасно решать споры между государствами с помощью военной силы. Ведь в кровавых войнах гибли десятки тысяч людей, расходовались колоссальные средства. Становилось всё очевиднее, что конфликты и кризисы следует преодолевать только мирным путём. А для этого было необходимо поддержание стабильности, баланса сил в Европе и во всём мире.

Чтобы обеспечить такой баланс, необходимо было создать военно-политический союз с постоянными, долговременными целями. Именно такие цели ставили перед собой участники международного конгресса, собравшегося в Вене осенью 1814 г. (после первого отречения Наполеона I). Венский конгресс должен был подвести итоги многолетних войн и решить судьбу послевоенной Европы. Именно ответственность за судьбу многих стран заставила участников конгресса вспомнить о европейской идее, т. е. об объединении государств Европы (в той или иной форме) во имя поддержания мира на континенте.


Европейские монархи делят Европу на Венском конгрессе. Карикатура


Конгресс, в работе которого приняли участие представители всех европейских государств, продлился более 9 месяцев (1 сентября 1814 г. – 9 июня 1815 г.). Его председателем был австрийский дипломат Клеме́нс Меттерни́х. Между участниками конгресса не раз возникали острые споры. Важнейшие решения принимались великими державами – Австрией, Великобританией, Пруссией и Россией.


Парад на Оперной площади в Берлине. Художник Ф. Крюгер


Только после окончательного утверждения на троне во Франции прежней династии Бурбонов французский представитель был допущен к принятию решений на конгрессе. Им стал Шарль Морис де Талейран. Этот умный и изворотливый политик и дипломат был избран депутатом Генеральных штатов и участвовал в написании Декларации прав человека и гражданина. Затем он занимал пост министра иностранных дел и во время Директории, и в период правления Наполеона I. После свержения императора дипломат оказался полезен и Бурбонам. На Венском конгрессе Талейран отстаивал интересы Франции, лишившейся всех завоеваний и вернувшейся к границам 1792 г. Кроме того, страна должна была выплатить победителям контрибуцию в размере 700 млн. франков. Внезапное известие о бегстве Наполеона с Эльбы заставило союзников забыть о разногласиях. Ещё до битвы при Ватерлоо, 9 июня 1815 г., участники Венского конгресса подписали его заключительный акт. Россия, представленная на конгрессе императором Александром I, получила бо́льшую часть герцогства Варшавского (созданного Наполеоном I) под названием Царства Польского, управлявшегося на основе данной ему царём в 1815 г. Конституции. Пруссии достались богатая Рейнская область, Вестфалия, часть Саксонии и польских земель. Для осуществления принципа политического равновесия в Европе было решено укрепить соседей Франции. Нидерландское Королевство, расположенное на её восточных границах, получило в качестве вознаграждения за участие в войне с Наполеоном Бельгию и Люксембург. Германские государства, в числе которых были Пруссия и Австрия, объединялись в Германский союз, управлявшийся общегерманским парламентом. Теперь германских государств стало 38 (вместо 350). Значительные территории получила хозяйка конгресса – Австрия. В их числе были богатые итальянские земли – Ломбардия и Венеция, а также Иллири́йские провинции. Великобритания завладела островом Мальта, Ионическими островами и заморскими колониями – Цейлоном и Гвианой. По настоянию англичан весь французский флот был отдан союзникам, что укрепило позиции Британии как «владычицы морей».

Но самым важным результатом Венского конгресса было то, что во время его проведения выявилось стремление его главных участников (Великобритании, России, Австрии и Пруссии) взять под свой контроль европейские дела. И это стремление вскоре было реализовано.


Европа после Венского конгресса

Рассмотрите карту и назовите территориальные изменения в Европе, произошедшие после Венского конгресса. Какие новые государства образовались в Европе?

Священный союз и его роль в международной политике

26 сентября 1815 г. монархи России, Австрии и Пруссии заключили соглашение, вошедшее в историю как Священный союз. К нему в дальнейшем присоединились и другие европейские правители, кроме османского (турецкого) султана и Папы Римского. Осталась вне Священного союза и Великобритания. Но уже через два месяца Великобритания, Россия, Австрия и Пруссия возобновили действие Шомонского трактата, создав на его основе военно-политический союз. Так как бы восполнялся пробел, возникший в договорённостях о поддержании европейского единства, из-за нежелания Британии вступать в Священный союз.

Конечно, намерения главных участников Священного союза были по своей сути консервативными и реакционными: ведь они стремились не допускать никаких изменений в Европе. Но после военных бурь, пронёсшихся над континентом с начала Французской революции, именно политическая стабильность отвечала интересам не только правителей, но и народов Европы.

Между основными участниками Священного союза существовали серьёзные противоречия. Австрия и Пруссия соперничали за преобладание в Германии, где уже начинались объединительные процессы. И обе они были недовольны значительным усилением влияния России в Европе.


Оборона испанского города Кадис от французских войск в августе 1823 г.


Державы – участницы Священного союза присвоили себе право вмешиваться в дела других государств под предлогом противодействия революционным движениям. Борьба с революционными выступлениями в Италии была поручена ими Австрии, сумевшей в 1821 г. силой восстановить там старые порядки. В 1822 г. Франция по решению Священного союза подавила революцию в Испании. Вскоре между великими державами возникли серьёзные противоречия. Их единодушие в борьбе с революциями ослабло. В 1823 г. Великобритания воспротивилась намерению Священного союза отправить сильную экспедицию против латиноамериканских повстанцев. Дело в том, что испанский король уговорил монархов России, Австрии и Франции помочь ему спасти ускользавшие из рук колонии в Латинской Америке. Но без согласия Великобритании сделать это было невозможно. Её отказ содействовать интервенции привёл к фактическому разрыву англичан со Священным союзом. А в итоге рухнула и идея поддержания европейского единства с помощью этого союза.

Почему, на ваш взгляд, Великобритания отказалась содействовать интервенции в Латинскую Америку?

Формально Священный союз существовал до начала 1830-х гг., когда противоречия между его участниками настолько обострились, что страны не стали возобновлять свои соглашения.

Призрак «русской угрозы» и восточный вопрос

После победы русских войск над Наполеоном I в главных европейских столицах стали опасаться усиления России. Эти опасения возросли, когда Россия стала претендовать на главенство в Священном союзе. Но сама Россия тогда не стремилась противопоставлять кому-либо свою возросшую военную мощь. Так, когда в Греции началось восстание против османского ига, Россия вместе с Великобританией и Францией направила на помощь грекам эскадру. 20 октября 1827 г. в сражении в Нава́ринской бухте, у берегов Греции, мощный турецко-египетский флот был уничтожен.

Тем не менее призрак «русской угрозы» в глазах европейских политиков продолжал расти. Гигантское государство, восточные границы которого выходили к Тихому океану, уже самими своими размерами наводило страх на многих. Укрепление военной и промышленной мощи России, а также активное участие русских войск в европейской политике вызывали опасения, что эти границы могут продвинуться и на запад. Любой дипломатический или политический шаг России воспринимался предвзято и преувеличенно. В её стремлении отстоять свои законные права видели подготовку агрессии, в обычной дипломатической ноте – ультиматум.

Весь круг проблем и событий, связанных с судьбами Османской империи, в XIX – начале XX в. (т. е. вплоть до окончательного распада империи) обычно именовали восточным вопросом. Активное участие в его решении принимала и Россия.

Когда в 1833 г. турецкий султан Махму́д II попросил у российского императора Николая I помощи против восставших египтян, к Стамбулу двинулся сильный русский флот. В ответ Британия и Франция пригрозили султану, что они помогут египтянам. Перепуганный Махмуд II отказался было от русской военной помощи, но вскоре попросил о ней. И хотя Англия и Франция срочно послали свои эскадры к берегам Египта, России удалось заключить с Турцией выгодный для себя договор. В результате англо-русские противоречия крайне обострились.


За свободу Греции!


Больше всего англичане опасались, что Россия захватит основную часть владений слабеющей Османской империи. Николай I уже в 1840-е гг. не раз называл империю «больным человеком Европы» и предлагал англичанам договориться о её разделе. Но те уклонялись от ясного ответа, что, в свою очередь, вызывало раздражение и недоверие русского царя.

Почему в 1833 г. турецкий султан обратился за помощью именно к России – давнему и традиционному противнику Турции?

Крымская война и зарождение Балканского кризиса

К середине XIX в. напряжённость в отношениях России с рядом европейских держав достигла критической точки. Николай I продолжал настаивать на разделе провинций Османской империи между наиболее развитыми и сильными в военном отношении странами Европы. Но правящие круги Великобритании, Франции и Австрии не поддерживали дальнейшее увеличение Российской империи за счёт турецких провинций, так как это противоречило их собственным интересам.


Турецкая кавалерия. Гравюра


Царь полагался на свои личные отношения с английским, французским и австрийским монархами и, несмотря на отсутствие договоров по вопросу о Турции, надеялся, что в случае новой русско-турецкой войны правительства Британии, Франции и Австрии не выступят в поддержку султана. Эта ошибка, допущенная русским царём и его министрами, обернулась для России кровавой войной, унёсшей сотни тысяч жизней русских людей.


Английские моряки


В острой международной ситуации для начала оказалось достаточно даже незначительного повода. Им стал спор между правительствами России и Франции о том, у кого будут храниться ключи от христианских храмов в принадлежавшем туркам Вифлее́ме (Россия настаивала на передаче ключей православной общине, а Франция – католической). Николай I потребовал от султана восстановить все прежние привилегии православных в Турции и предоставить особое право русскому послу в Константинополе поддерживать православных подданных султана. Султан колебался, однако, получив поддержку Англии, решил передать ключи католикам.


Отправка английских и французских войск в Крым. Художник У. Симпсон


В ответ на отказ удовлетворить требования России в июне 1853 г. русские войска были направлены на территорию населённых христианами турецких провинций на Дунае – Молдавии и Вала́хии. После отказа царя вывести войска из этих земель в октябре 1853 г. султан объявил России войну. 30 (18) ноября 1853 г. эскадра под командованием адмирала Павла Степановича Нахимова разгромила турецкий флот в Сино́пской бухте. Успешно шли военные действия против турок и на Южном Кавказе (в Закавказье).

Но Великобритания и Франция не могли допустить разгрома Турции и её раздела по русскому плану. Они направили в Чёрное море свой объединённый флот и после отказа Николая I прекратить военные действия в марте 1854 г. объявили России войну. В сентябре в Крыму высадился мощный англо-французский десант, осадивший Севастополь – главную военно-морскую базу России на Чёрном море. Несмотря на мужественное сопротивление русских войск, им пришлось оставить Севастополь (сентябрь 1855 г.).


Медаль в честь заключения Парижского мира


Итоги Крымской войны подвёл собравшийся в Париже мирный конгресс (февраль – март 1856 г.). России предстояло ликвидировать свой флот и крепости на Чёрном море, вывести войска с занятых территорий. Но в дальнейшем Российская империя сумела вновь укрепить своё положение на международной арене. Когда осенью 1871 г. Франция, одна из главных «обидчиц» России, потерпела сокрушительное поражение от Пруссии, Россия объявила, что отказывается от условий Парижского договора, так как его не соблюдали другие страны. Вскоре начались волнения в османских владениях на Балканах, что привело к серьёзному международному кризису.

К середине 1870-х гг. в международных отношениях наступил перелом. После Венского конгресса военно-политические союзы создавались для поддержания баланса сил и, как следствие, – поддержания мира. Теперь же наметилась иная линия: формировать такие союзы ради изменения баланса сил в пользу той или иной группировки. Этот курс спустя четыре десятилетия привёл к страшной общеевропейской войне, превратившейся в мировую.

Подведём итоги

Попытки ведущих европейских государств сохранить стабильность в Европе и мире оказались преждевременными. Серьёзные противоречия не только не позволили осуществить европейскую идею, но и стали причиной новых международных кризисов.

• 1815, 9 июня – подписание заключительного акта Венского конгресса.

• 1815, 26 сентября – создание Священного союза.

• 1853–1856 – Крымская война.

Вопросы

1. Какие принципы лежали в основе решений Венского конгресса? Почему баланс сил в Европе после разгрома Наполеона I мог обеспечить только создание военно-политических союзов?

2*. Что не позволило Священному союзу стать гарантом мира и стабильности в Европе? Был ли такой итог неизбежным или же судьба и роль Священного союза могли оказаться иными?

3. Почему европейские правители так опасались «русской угрозы»? Насколько была обоснована их боязнь?

4. Были ли у России шансы на более успешный исход Крымской войны? Почему Россия, победившая гигантскую наполеоновскую армию, спустя 40 с небольшим лет не смогла справиться с англо-французским десантом (пусть даже сильным и многочисленным)?

Задания

1*. В акте о создании Священного союза монархи России, Австрии и Пруссии выражали свою «непоколебимую решимость – как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам – руководствоваться заповедями Святой веры, любви, правды и мира». Они также обязались при необходимости «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь».

Объясните, можно ли считать эти формулировки достаточными для обеспечения мира и безопасности в Европе. Что вы могли бы предложить в добавление к ним?

2. Посетив в июне 1844 г. Англию, Николай I заявил её премьер-министру: «Турция должна пасть. Я не хочу и вершка Турции, но и не позволю, чтобы другой получил хоть её вершок… Теперь нельзя решать, что следует сделать с Турцией, когда она умрёт. Такие решения ускорят её смерть. Поэтому я всё пущу в ход. чтобы сохранить статус-кво [т. е. прежнее положение]».

Скажите, что, по-вашему, стояло за этими словами: скрытая угроза, попытка выяснить намерения другой стороны (Англии), стремление договориться «по-хорошему» или что-либо ещё.

3. Министр иностранных дел России А. М. Горчаков, заявляя 31 октября 1870 г. об отказе России соблюдать условия Парижского договора 1856 г., напомнил, что. согласно этим условиям, южные берега России оказываются открытыми «для всякого нападения, даже со стороны держав менее могущественных, если только они располагают морскими силами, против которых Россия могла бы выставить лишь несколько судов слабых размеров».

Назовите «менее могущественные» державы, о которых идёт речь. От каких вообще стран могла исходить угроза для России на Чёрном море?

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 4263 | Теги: дидактический материал по исто, Всемирная история нового времени, ФГОС история, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, онлайн-учебник истории | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0