Возникновение мусульманской культурыКультура
Арабского халифата и государств, образовавшихся на его месте, была
тесно связана с мусульманской религией. Мусульмане старались расширить
свои познания о мире. Знаменитый поэт Рудаки писал:
С тех пор как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы ни возьмем язык и век, Всегда стремился к знанью человек. Обучение
чтению, письму и арифметике считалось необходимым для понимания и
усвоения Корана. Его текст заучивали наизусть, стремясь применять
мудрость этой книги во всех жизненных ситуациях. Для обучения детей 5—10
лет создавались начальные школы. Часто учителя давали свои уроки в
мечетях и частных домах. Ученики переписывали отрывки из Корана,
обучались основам арифметики.
Государство также заботилось об образовании своих подданных. По приказу халифов создавались медресе,
где подростки и взрослые продолжали образование. Они собирались вокруг
учителя, который зачитывал древние тексты и труды ученых, объясняя
непонятные места. В медресе изучали положения мусульманской религии,
математику, медицину, геометрию и другие науки. Обязательной программы в
них не было, и ученики сами определяли, какую науку им интересней
изучать. Обучение в медресе. Арабский рисунок
В медресе ученикам разрешалось спорить с учителем,
отстаивая свою точку зрения. Спорящие должны были подчиняться четким
правилам, главное из которых – уважение к мнению учителя. Пророк
Мухаммед однажды произнес: «Учитель и ученик – друзья во благе».
Уважение к знаниям, которое проявляли мусульмане,
сочеталось с нетерпимостью ко всему, что, по их мнению, противоречило
исламу. Нередко во время завоеваний мусульмане разрушали и уничтожали
то, что считали чуждым своей вере. Например, при взятии египетского
города Александрии арабский полководец отдал приказ уничтожить книги,
оставшиеся от знаменитой библиотеки. Он сказал: «Если книги эти содержат
то же самое, что содержит Коран, они ни на что не нужны; если же они
противоречат Корану, то их следует уничтожить».
Мусульманская наукаАрабы-мусульмане
в ходе завоеваний создали свое государство на месте стран с древними
культурными традициями. Они оказались талантливыми учениками, усвоив
многое из знаний, накопленных народами Междуречья, Ирана, Египта, Малой
Азии, и сумели передать эти знания другим народам – в том числе
европейцам. Мусульманская библиотека. Средневековый рисунок
При дворе халифов в Багдаде и в других крупных
городах возникали «Дома мудрости» – своеобразные академии наук. Здесь
ученые занимались переводами на арабский язык сочинений авторов разных
стран и эпох. Многие из этих книг принадлежали известным мудрецам
древности: Платону, Аристотелю, Архимеду. С некоторыми из этих трудов
средневековых европейцев познакомили именно арабы. Мусульмане – любители
чтения имели богатые библиотеки. В одной из них хранилось свыше 200
тысяч книг.
Вспомните, чем были знамениты Платон, Аристотель, Архимед.
Торговля и путешествия сделали арабов
знатоками географии. На составленных ими картах и в географических
трудах содержалось описание всех областей тогдашнего мусульманского мира
от Испании до Индии. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. В
сочинениях «Чудеса стран», «Диковинки Земли», «Книге путей и
государств», а также в «Книге картины Земли» содержались подробные
сведения о природе, народах, городах, занятиях жителей самых различных
земель.
Из далекой Индии арабские ученые заимствовали удобную
десятичную систему счета, переняв у индийцев цифры, которые мы и сейчас
именуем арабскими. Наука алгебра, появившаяся также в Индии, стала
известна в Европе именно под арабским названием (ал-джебр).
Далеко за пределами мусульманского мира было известно
имя жившего в конце X – начале XI века ученого Ибн-Сины (в Европе его
звали Авиценна). Его перу принадлежали медицинские труды «Книга
исцеления» и «Канон врачебной науки». В крупных городах халифата
создавались больницы. В одной из них, открытой в Багдаде, работали 24
врача, существовала богатая библиотека. Мусульмане полагали, что занятия
медициной не противоречат исламской вере. Страницы из арабской рукописи по медицине
Изучение законов механики позволило арабам создавать
удивительные механизмы – автоматы. Одним из них были круглые часы, по
которым вращались знаки Зодиака, Солнце и Луна. Частью этого устройства
были механические птицы, ронявшие из клювов дробинки и таким образом
отбивавшие время; при этом открывались дверцы, из которых выходили
маленькие фигурки. Через равные промежутки времени музыканты играли на
трубах и били в барабаны. Эти часы приводились в действие поплавком,
регулярно погружавшимся в резервуар с водой.
Литература мусульманских странАрабы
любили слагать стихи, в которых выражали самые различные чувства – горе
и радость, любовь и скорбь. Завоевав страны Ближнего Востока, они
познакомились с богатой литературой их народов – иранцев, греков,
сирийцев, египтян. Слияние различных культурных потоков привело к
возникновению мусульманской поэзии. Она прославляла победы в боях,
возвышенные чувства любви, радости жизни. Стихи слагались не только на
арабском, но и на других языках мусульманского мира. Поэт XII века
Хагани, писавший на азербайджанском языке, так обращался к своей
возлюбленной:
Ты роза, я твой соловей, упоенный страстью, И песня, и сердце мое – под твоею властью: Не вижу тебя – и молчу, судьбе покорясь, Увижу тебя – и опять запою от счастья. Арабы
любили слушать и рассказывать сказки. Бродячие сказители собирали,
сочиняли и приносили в разные концы мусульманского мира фантастические
рассказы. Постепенно они составили огромный сборник, получивший название
«Тысяча и одна ночь». В него вошли сказки не только арабов, но также
греков, персов, индийцев и других народов. Наиболее известны
повествования об отважном багдадском купце Синдбаде-мореходе,
совершавшем свои рискованные путешествия в дальние страны. Миниатюра из арабской книги
Арабский язык и арабская письменность были известны
во всех странах, жители которых исповедовали ислам. Законы мусульманской
религии запрещают изображать Бога. Поэтому на стенах зданий, в книгах
можно видеть лишь замысловатые узоры и орнаменты, составленные из
арабских букв, складывающиеся в слова. Нередко это были цитаты из Корана
или высказывания пророка Мухаммеда. На мусульманском Востоке широкое
распространение получила каллиграфия.
Архитектура мусульманских городовАрабы,
подчинив себе Ближний Восток, быстро освоились в покоренных городах и
заселили множество новых, построенных ими в разных концах халифата.
Некоторые из городов арабы строили как военные лагеря и крепости, другие
специально возводили как столицы халифата и его провинций. Вид города Алеппо в Сирии. Средневековый рисунок
Самым большим городом мусульманского мира был
прославленный в сказках и рассказах путешественников Багдад. Он был
построен в середине VIII века на реке Тигр недалеко от древнего
Вавилона, развалины которого были разобраны арабами и стали строительным
материалом для сооружения зданий их новой столицы. В этом городе в X
веке проживало более одного миллиона человек. Современники называли его
«столицей ислама, троном империи, центром красоты, культуры и
искусства».
В каждом мусульманском селении или городе строилась
мечеть. Обязательной ее принадлежностью была богато украшенная ниша,
ориентированная в сторону священного города Мекки. Молящиеся должны были
обращаться к ней лицом. К мечети пристраивался минарет – башня, с
которой мусульман призывали к молитве. Большая мечеть в Дамаске. VIII век
Одной из самых знаменитых была мечеть Омара,
построенная в VII веке в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами
храма царя Соломона.
Подведем итогиАрабы-мусульмане
стремились расширить свои знания об окружающем мире. Они создали особый
мир культуры, которая была тесно связана с мусульманской религией.
Многое из достижений ученых Арабского халифата превосходило уровень
науки европейских стран того времени.
Медресе — учебное заведение в исламских странах.
Каллиграфия — искусство красивого и четкого письма.
«Все знания в конечном счете связаны с религией и обретаются во имя Аллаха».
(Пророк Мухаммед)
Вопросы1. Какое влияние оказал ислам на культуру Арабского халифата?
2. Как и чему учили в мусульманских школах?
3. Какие знания больше всего ценили мусульманские ученые? Как вы думаете, почему?
4. Что из научных знаний европейцы восприняли у мусульман?
5. О чем писали мусульманские писатели и поэты? Какие произведения мусульманских авторов вы знаете?
Задания1. В знаменитой книге
сказок «Тысяча и одна ночь» рассказывается о разговоре халифа и ученой
девушки. «О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь?» – спросил халиф.
Девушка отвечала: «Я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование
Корана и лексику, знакома с музыкой и наукой о долях наследства, и
счетом, и делением, и землемерием, и сказаниями первых людей… я изучала
науки точные, и геометрию, и философию, и врачевание, и логику, и
риторику, и изъяснение и запомнила многое из богословия.
Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала,
где на ней места звуков, и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в
движении или в покое… Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь
люди, утвердившиеся в науке».
Назовите науки, которые были знакомы арабской девушке. Какие из них считаются науками и сегодня?
2. Пользуясь текстом параграфа и иллюстрациями,
составьте рассказ о жизни в средневековом мусульманском городе,
используя слова: халиф, дворец, мечеть, минарет, медресе, базар. |