Средневековый человек: между Богом и дьяволомИсторию
Европы в Средние века невозможно уяснить без изучения представлений
людей об окружающем мире и месте человека в нем, то есть без понимания
средневековой картины мира. Основой мировоззрения западноевропейцев была
христианская религия, но большую роль в нем играли и языческие
суеверия. Христианская церковь учила, что существует Бог, совершающий
добро, и дьявол, творящий зло. Последнего церковь называла творением
Всевышнего, нужным для того, чтобы испытать силу веры в человеке. Но в
народном сознании Бог и дьявол представлялись в виде двух равных по силе
противоборствующих сторон, между которыми находится человек.
Люди верили, что у каждого есть свой ангел-хранитель,
посланный Богом, и бес-искуситель, направленный дьяволом. Оба незримо
находятся рядом с человеком: ангел за правым плечом, бес – за левым.
Ангел заботится о спасении человеческой души и советует быть
добродетельным, а коварный бес заставляет совершать грехи.
Высшими добродетелями считались вера в Бога, любовь к ближнему,
смирение; главными грехами – гордыня, скупость, обжорство, роскошь,
гнев, зависть и лень. Избавиться от грехов можно было, признавшись во
всем священнику на исповеди и пообещав не совершать больше дурных
поступков. В XIII веке ежегодная церковная исповедь была объявлена
обязательной для всех.
Как связана примета плевать через левое плечо со средневековыми представлениями об ангеле-хранителе и бесе-искусителе?
Ад, рай, чистилищеСовершение
грехов объясняли вмешательством в дела людей нечистой силы. По мнению
людей, бесы могли вселяться в тела кошек, собак, свиней и даже в самого
человека. В этом случае человек считался одержимым, и для его
освобождения требовался специальный обряд изгнания злого духа, который
могли выполнить только священнослужители. В нередких для того времени
стихийных бедствиях, неурожаях, эпидемиях европейцы также были склонны
обвинять подручных дьявола – ведьм, колдунов, оборотней. Любого,
заподозренного в связях с нечистой силой, ждала в Средневековье
мучительная смерть: после долгих пыток его сжигали на костре. Самым
действенным способом защиты от козней злых сил, по мнению людей, была
молитва. Священными свойствами обладали также крест и мощи. Страшный суд. Средневековый рисунок
Добро или зло, творимые человеком, не оставались
незамеченными. Люди верили, что после смерти душа человека взвешивалась
на весах Страшного суда. Если перевешивали добрые дела – душа
отправлялась в рай, где наслаждалась великолепным пением ангелов среди
прекрасного сада. Если тяжелее были грехи – душа попадала в ад. В аду
текли огненные реки, бродили ужасные чудовища, а вместо пения слышались
крики грешников, которых черти жарили на сковородках. Священники учили,
что в раю окажется лишь небольшое число людей, поэтому в народном
сознании возникла мысль о чистилище – месте, где люди, совершившие
небольшие грехи, подвергались мучениям и искупали вину, а затем попадали
в рай. Вскоре существование чистилища признала и церковь. Помочь
грешнику быстрее выбраться из чистилища могли молитвы за умершего. Люди
боялись адских мук, поэтому делали церкви щедрые пожертвования, а самые
богатые в обмен на молитвы за помин души оставляли и обширные земли. Ангел, закрывающий врата Ада. Средневековая миниатюра
Представления о времениИными,
чем сейчас, были в Средние века и представления о времени. Люди не
ценили время так, как ценим его мы. Они верили, что после смерти
человека ждет вечная жизнь на небесах, перед которой период пребывания
на Земле – ничто. Многие не знали ни числа, ни месяца, ни даже года,
который стоял на дворе. Жизнь текла очень медленно, поэтому люди не
считали минут и тем более секунд. Первые появившиеся в Европе
механические часы были без минутной стрелки.
Ритм жизни определялся занятиями людей. Для крестьян
были важны сельскохозяйственные работы, поэтому их календарь включал в
себя время посева, жатвы и сенокоса. Жизнь воина была тесно связана со
службой, смотрами и сборами войск. Часы на центральной площади города Праги
Главным «хранителем времени» являлась христианская
церковь. Призывая верующих на церковную службу колокольным звоном,
священнослужители отмеряли время суток, объявляли о наступлении
церковных праздников и постов. Священники вели специальные хроники.
Началом времен церковные деятели считали сотворение Богом Земли, а
самым важным событием – Рождество Христа, которое было началом
летосчисления.
Представления о пространствеОсобыми
в Средние века были и представления об окружающем мире. Кругозор
крестьян, например, ограничивался знанием своей деревни и ближайших
окрестностей. Мало кто из людей, за исключением купцов, решался покинуть
родные места и отправиться в долгое и небезопасное путешествие. Дороги
были плохими, единственным средством передвижения служила лошадь
(которая была далеко не у всех), а в густых лесах одинокого путника
поджидали разбойники. Морское чудовище. Средневековая миниатюра
Отсутствие знаний об иных землях приводило к тому,
что большинство людей считали окружающий мир враждебным человеку и
верили в рассказы о страшных чудовищах и живущих на краю света людях с
песьими головами или совсем без головы, с глазами на груди. Взгляды
средневековых ученых немногим отличались от представлений простых людей.
Они знали только три части света: Европу, Азию и Африку. Центром Земли
считался Иерусалим – город, где был распят Иисус Христос. К востоку от
него ученые помещали высокую гору, откуда брали начало четыре великие
реки, омывающие мир: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
Вселенную представляли состоящей из четырех элементов –
земли, воды, воздуха и огня. Земля, как самая тяжелая, находилась в
центре космоса. Со всех сторон ее окружало небо, как скорлупа окружает
яйцо. Небо считалось местом жительства Бога и ангелов. Они размещались
на разных «этажах» – сферах неба. Самой высшей представлялась седьмая
сфера («седьмое небо») – обитель Божественной Троицы, куда могли попасть
только добродетельные люди. Небосвод, по мнению средневековых
европейцев, был наполнен особым духовным воздухом, свободно пропускающим
свет – эфиром. Сквозь эфир, по «лестнице Спасения», связывающей небо с
Землей, к людям проникали ангелы, но сами люди не могли подняться к
Богу.
С какими представлениями о Вселенной связана поговорка «быть на седьмом небе», означающая наивысшее счастье и радость?
Подведем итогиСредневековые
западноевропейцы отличались от современных людей иным представлением о
пространстве и времени. Основой мировоззрения людей была христианская
религия, большую роль в нем играли и суеверия.
Грех— нарушение человеком Божьих правил, плохой поступок.
Мощи — частички одежды или тела умершего святого.
Хроника — последовательная запись важнейших исторических событий.
«Что такое человек?» – «Раб старости, мимо проходящий путник, гость в своем доме».
(Из диалога Алкуина и его ученика)
Вопросы1. Что такое мировоззрение человека и почему его необходимо представлять себе при изучении исторических событий?
2. В чем человек в Средние века видел причину хороших
или плохих поступков? Какие поступки назывались добродетелями, а какие –
грехами? Что ждало добродетельного человека и грешника после смерти?
3. Почему люди не ценили время и не уделяли большого внимания его измерению?
4. Как христианская религия и суеверия влияли на представления средневекового человека о Вселенной и об окружающем мире?
Задания1. Средневековые священники
так описывали силу ведьм: «Бес заключил с иными из людей договор и дал
им слова и знаки. Стоит им сделать знак и произнести слово – и бес готов
исполнить, чего они желают, так что бес производит колдовские деяния в
угоду ведьмам… Когда ведьма хочет навести бурю или град, она берет
метлу, становится в ручей и метлой перекидывает воду себе через голову:
так и выходит град. Однако от перебрасывания воды через голову и от
слова град пойти не может. Но бес, лишь только он завидит такой знак и
заслышит слово, там, в воздухе и в ветре, принимается ведьме помогать и
поднимает бурю».
В чем, по мнению священников, заключались причины
стихийных бедствий? Каким образом люди, заключившие договор с нечистой
силой, могли совершать свои «чудеса»?
2. Составьте развернутый план параграфа. |