Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 04:37:18
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 17. В борьбе за вольности и права: горожане
Рост городов и их борьба с сеньорами

В начале эпохи Средневековья городов в Европе было немного. Вторжения варваров в Западную Римскую империю принесли городам разорение и упадок. Только в некоторых из них, таких как Рим, Милан, Париж, Марсель, Лондон, продолжалась жизнь. Лишь в XI веке началось постепенное возрождение старых городов и рост новых.


Сцены городской жизни. Художник А. Лоренцетти


Новые населенные пункты возникали на выгодных для торговли местах – переправах через реки и пересечениях дорог либо рядом с укреплениями, за которыми можно было укрыться от врага – возле стен монастырей и феодальных замков. Находясь на землях феодалов и церкви, города вынуждены были им подчиняться. Сеньоры заставляли жителей выполнять различные повинности и вносить в казну платежи и штрафы, назначали чиновников для управления городами. Но разбогатевшие благодаря ремеслу и торговле горожане не хотели мириться с властью феодалов. Некоторые выкупали у сеньора свободу, другие начинали вооруженную борьбу за свои права. Эта борьба растянулась на несколько столетий – с XI по XIII век. Нередко союзником горожан становился король, желавший ослабить и подчинить себе непокорных феодалов. Богатые города помогали правителю государства деньгами, а он предоставлял им право самоуправления.

Освободившиеся города изгоняли наместников сеньора. Теперь ими управляли выборные городские советы (магистраты). Во главе магистрата стоял мэр или бургомистр. Он ведал городским судом, войском и казной. Занять должность в городском совете могли не все горожане, а лишь самые богатые и знатные из них.

Победившие сеньора горожане становились свободными людьми. Они уже не платили подати феодалу и не зависели от него. Даже крестьяне, убежавшие от сеньора в город и прожившие в нем год и один день, получали свободу. «Городской воздух делает свободным», – говорила средневековая поговорка.

Почему многие крестьяне стремились переселиться в город?

Облик средневекового города

Средневековые города были немноголюдны. В большинстве из них жило не более 10 тысяч человек. Такие города, как Париж, Флоренция, Генуя, Прага, чье население достигало 50—100 тысяч человек, считались в XIII–XIV веках просто огромными.


Средневековый город. Реконструкция


Город напоминал большой феодальный замок. Покой горожан охраняли дозорные, пристально всматривавшиеся вдаль со стен и башен. В случае приближения врага они били в колокол, предупреждая жителей об опасности.

Сердцем города была рыночная площадь, где купцы и ремесленники вели бойкую торговлю, заключали сделки, узнавали решения магистрата и последние новости. Гордостью города, признаком его вольности было здание городского совета – ратуша. В ней хранились городской архив, печать и казна, там принимали важных гостей. Недалеко от ратуши располагался собор – главная церковь города.

От главной рыночной площади отходили улицы. Необходимость селиться внутри крепостных стен заставляла горожан экономить каждый метр территории, поэтому улицы были очень узкими. Их ширину определял всадник с копьем наперевес. Если его копье задевало фасад какого-нибудь здания, владелец помещения должен был заплатить в городскую казну большой штраф или снести постройку. Чтобы увеличить площадь дома, горожане шли на хитрость: строили верхние этажи зданий выступающими над нижними.

Дома большинства горожан, как и в деревне, строились из дерева, снаружи обмазанного глиной. Позднее основным строительным материалом стали камень и кирпич. В помещениях всегда было темно: узкие оконца домов пропускали мало света, а на ночь их и вовсе закрывали ставнями. Здание венчала двускатная крыша, соломенная или тесовая, реже – черепичная. Номеров на фасадах не было. Вместо них на домах ремесленников красовались знаки их ремесла. Мастерские ремесленников соседствовали с огородами, пастбищами и садами. По улицам бродили куры и свиньи, копавшиеся в помоях. Канализации в домах не было. Нечистоты из окон выливали прямо на улицу. Порой грязь попадала даже в колодцы, что приводило к страшным эпидемиям.


План города Кёльна

Назовите важнейшие постройки Кёльна. Выделите основные этапы роста города.

Средневековые ремесленники

Изменения в хозяйственной жизни Западной Европы привели к увеличению урожаев и появлению у крестьян излишков продукции. Теперь земледелец мог продать часть своего урожая на рынке и купить на вырученные деньги то, что не мог произвести сам – железный замо́к, кожаные сапоги, красивую одежду. Эти предметы изготавливали крестьяне-умельцы, жившие в поместье феодала. Такие мастера могли прокормить себя и свою семью, не занимаясь земледелием, а продавая свои изделия другим крестьянам. Постепенно ремесло стало основным занятием этих людей. Так, благодаря успехам в развитии земледелия ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства. Феодал требовал от деревенских ремесленников выплаты оброка продуктами их труда или деньгами. Поэтому самые искусные из них перебирались вместе со своей семьей в город – подальше от сеньора. Здесь они могли не только спокойно заниматься своим делом, но и продавать изделия своего труда.

Ремесленники, изготавливавшие похожую продукцию, обычно селились на одной улице. В их домах располагались и мастерские. Сложных станков и приспособлений средневековые мастера не знали и изготавливали свои изделия, используя нехитрый инструмент. В городах жили и работали кузнецы, ткачи, гончары, кожевники, сапожники, плотники и мастера других профессий.

Для защиты своих интересов городские ремесленники объединялись в цехи. На общем собрании мастера выбирали руководителей цеха – старшину и надзирателей, принимали обязательные для всех ремесленников правила – устав цеха. Согласно уставу, ремесленнику разрешалось иметь только одну мастерскую, нескольких учеников и подмастерьев. Устав ограничивал рабочий день мастера, указывал, из какого сырья следует изготавливать товары, какое оборудование использовать, запрещал производить изделия низкого качества, а также переманивать покупателей или работников у других ремесленников. За несоблюдение правил мастер мог быть оштрафован, привязан к позорному столбу на главной площади или вообще изгнан из города. Человеку, не входившему в цех, не разрешалось заниматься ремеслом в городе. Таким образом, устав цеха создавал равные условия труда для всех мастеров цеха и ограждал их от конкурентов.


Мастерская плотника. Художник Р. Кампин


У цеха были свой герб, знамя, церковь, кладбище, свой святой покровитель, казна, из которой оказывалась помощь вдовам и детям умершего ремесленника. Члены цеха несли сторожевую службу в городе, а в случае войны должны были выставить ополчение. В XIII–XIV веках ремесленные цехи добились права участия их старшин в управлении городом.

Стать цеховым мастером было непросто. Отданный в обучение мастеру ребенок несколько лет считался учеником. После окончания периода ученичества юноша еще 3–4 года работал подмастерьем. Накопив определенную сумму денег, подмастерье мог стать мастером. Для этого нужно было сдать членам цеха экзамен – изготовить шедевр. Вскоре ремесленники стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Совет цеха требовал не только изготовления шедевра, но и уплаты большого вступительного взноса и обязательной пирушки для членов цеха. Звание цехового мастера стало наследственным. Появились и «вечные подмастерья», которые для борьбы за свои права объединялись в братства.


Лавка мясника. Средневековый рисунок


Купцы, ростовщики, банкиры

Кроме ремесленников в городах жили купцы – самые состоятельные из горожан. Заниматься торговлей в Средние века было непросто и небезопасно. На суше на купцов часто нападали разбойники, на море – пираты. Развитию внутренней торговли мешала также феодальная раздробленность. Сеньоры требовали с торговца уплаты пошлины за проезд через свои земли, отбирали упавший с воза на землю товар, заставляли ехать по платным мостам, построенным порой на сухих местах, брали налоги за пыль от повозок. Купцу, провозившему товары по реке Луаре во Франции, например, приходилось платить различные пошлины 74 раза. Поэтому для защиты своих интересов торговцы, как и ремесленники, создавали особые организации – гильдии.

Купцы отправлялись в далекие морские путешествия. Итальянцы из Венеции и Генуи плавали по Средиземному и Черному морям к портам Сирии и Египта, берегам Крыма и Кавказа. Их корабли везли в дальние страны металл, сукно и янтарь, а возвращались с грузом пряностей, фарфора и красного дерева. На Балтийском и Северном морях господствовали немецкие купцы. В XIII веке более 70 германских городов во главе с Любеком объединились в союз – Ганзу. Купцы-ганзейцы торговали лесом, рыбой, солью, мехами, воском, смолой. Их торговые дворы располагались в скандинавских странах, Англии, Нидерландах, на Руси.


Рынок в Шампани. Средневековая миниатюра


Местом встречи купцов из разных стран стали ярмарки, устраивавшиеся обычно раз в год во время важнейших христианских праздников – Рождества или Пасхи. Крупнейшими были торги в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне (Германия), Шампани (Франция), Брюгге (Фландрия). На каждой ярмарке обязательно находилась лавка менялы. За определенную плату он обменивал разные по ценности и весу монеты. Постепенно у менял накапливались деньги, которые они давали в рост купцам или ремесленникам, требуя вернуть больше, чем было взято. Занятие ростовщичеством осуждалось христианской церковью, считавшей, что ростовщики получают свой доход не трудясь. Из менял и ростовщиков постепенно сформировалась особая группа горожан – банкиры (от итальянского слова «банка» – конторский стол, хранилище больших сумм денег). Банкиры не только ссужали деньги, но и с выгодой для себя брали их на хранение, а также переводили из одной страны в другую.

Купцы, менялы, ростовщики, банкиры знали об окружающем мире гораздо больше, чем сельские жители. Они научились ценить время и были самыми активными и деятельными людьми Средневековья.

Подведем итоги

Горожане составляли особую группу внутри сословия «работающих», отличающуюся от крестьян своим мировоззрением и образом жизни. Они занимались ремеслом, торговлей и финансовыми делами и были самыми активными людьми средневековой Европы.

Цех объединение ремесленников одной или нескольких родственных профессий.

Шедевр образцовое изделие высокого качества.

Ярмарка торг, устраиваемый в определенное время на определенном месте.

«А сколько в городе ремесел —
Я было стал считать, да бросил…»
(Средневековый поэт Ганс Сакс)
Вопросы

1. Как возникали средневековые города?

2. Что привело к отделению ремесла от сельского хозяйства?

3. С какой целью ремесленники объединялись в цехи? Какие правила существовали у членов цеха?

4. Почему средневековые купцы объединялись в гильдии? Каковы были особенности внутренней и внешней торговли в Средние века?

5. Кого называют менялами, ростовщиками и банкирами? Как и почему возникли эти группы горожан?

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 1310 | Теги: ФГОС история, Всемир, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, история средних веков, онлайн-учебник истории, дидактический материал по истории | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0