школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Суббота, 07.12.2019, 21:40:00

ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК   ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ   КРОССВОРДЫ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫТЫЙ УРОК
РУССКИЙ ЯЗЫК
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
МАТЕМАТИКА
ИСТОРИЯ
ФИЗИКА
БИОЛОГИЯ
ХИМИЯ
ГЕОГРАФИЯ
АСТРОНОМИЯ
ИНФОРМАТИКА
ОБЖ
ЭКОНОМИКА
ЭКОЛОГИЯ
ФИЗКУЛЬТУРА
МУЗЫКА
ИЗО
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
ТЕХНОЛОГИЯ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
МХК
ОСНОВЫ ПРАВА
РУССКИЙ ЯЗЫК
СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО
  ЯЗЫКА. ОБМЕН
  ОПЫТОМ

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
  ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И
  УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ
  "СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ"

ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС

ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
  СИМПТОМАТИКА
  ТРУДНОСТЕЙ ПРИ
  ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС

КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ


ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ

КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО
  ТЕМЕ "ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА"

ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ

КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ИСТОРИЯ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
  АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ

ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ
УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ

ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА

АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ

КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ
Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ » ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС

§ 8. Культура Византии и южных славян
Истоки культуры Византии

Культура Византии возникла из слияния двух традиций – античной и христианской. Большое влияние на византийцев оказала также культура стран Востока. Разговорным языком и языком культуры Византии был греческий. Культура Византии, так же как и на западе Европы, формировалась под сильным влиянием христианской религии. Но империя ромеев была также и наследницей античной культуры Древней Греции и Рима. Площади и улицы «Второго Рима» – Константинополя украшали античные статуи древних героев и языческих богов. Здесь возвышались великолепные дворцы императора и знати, общественные здания. Церковь и император настороженно относились к увлечению образованных ромеев античными языческими древностями. Священники стремились предать забвению все, что напоминало об античной культуре.


Апостол Павел. Эмаль. Византия


Со временем древние книги перестали читать и переписывать, интерес жителей Византийской империи к античному наследию стал падать. Набожные византийцы прониклись уважением к духовному подвигу отшельников и монахов, сочинениям богословов и их проповедям. В Константинополе строились великолепные христианские храмы, создавались произведения христианских авторов. Живопись, архитектура, литература и музыка византийцев прославляли деяния Господа и святых подвижников христианской веры.

Образование и книжное дело в Византии

Грамотных и образованных людей в Византии уважали. Не только знать, но и простые горожане стремились дать своим детям образование. Считалось, что грамотный человек всегда сможет заработать себе на пропитание перепиской документов или составлением жалоб и прошений. В образованных людях был заинтересован и византийский император, которому для управления огромным государством нужна была целая армия писцов и чиновников. Начальное образование дети состоятельных людей получали дома – к ним приглашали учителей и наставников. Византийцы со средним достатком отдавали своих детей в платные школы в городах, при церквях и монастырях. Во время урока ученики стояли или сидели вокруг учителя, повторяя его слова, стараясь выучить их наизусть. Так, будущих чиновников учили без единой ошибки записывать распоряжения начальника, составлять доклады изысканным языком. Знатные и богатые люди имели возможность получить высшее образование. Оно включало овладение более сложными науками: философией, астрономией, геометрией, арифметикой, медициной, музыкой, историей, правом. Высшие школы готовили чиновников высокого ранга. Императоры покровительствовали таким школам: платили преподавателям хорошее жалованье, делали подарки по праздникам.


Четыре евангелиста. Византийская миниатюра


Главным источником знаний были рукописные книги, стоившие очень дорого. Только богатые люди могли себе позволить иметь дома библиотеку. Переписка книг была трудным и кропотливым делом. Им занимались в основном монахи. Вознеся молитву Богу, монах-переписчик принимался за работу. Ему надо было успеть как можно больше сделать за светлое время суток, поэтому даже пищу он принимал в сумерках, когда нельзя было разобрать букв и работу приходилось прекращать.


Церковь Святого Луки в Греции


Книги играли важную роль в распространении и утверждении христианства. Без богослужебных книг нельзя представить себе ни одну христианскую церковь. Евангелие – главная книга христиан – всегда лежала на алтаре, символизируя присутствие Иисуса Христа в храме. Ромеи любили читать жития (жизнеописания) святых и сочинения «отцов церкви», которые в своих работах разъясняли сложные богословские вопросы: что такое Троица, в чем заключается божественная природа Иисуса Христа и другие.

Как деятельность Кирилла и Мефодия способствовала распространению христианства среди славян? Какую роль при этом играли письменность и книги?

Наука в Византии

Как и римляне, византийцы уважали деяния предков и чтили свою историю. Византийские авторы стремились подражать знаменитым древнеримским историкам и создавали свои книги по образцу их трудов. Такова книга «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами», которую написал придворный Юстиниана I Прокопий Кесарийский. Автор прославлял императора и военные победы Византии. Но втайне Прокопий писал другую книгу, которую так и назвал «Тайная история». В ней он рассказал потомкам о совсем другом Юстиниане – жестоком и коварном тиране, о злодеяниях его жены Феодоры.

Вспомните имена древнегреческих и древнеримских историков.

Византийские ученые создавали труды по географии, астрономии, математике. В книге Козьмы Индикоплова (то есть «плававшего в Индию») сообщались интересные сведения о природе и животном мире Индии, Аравии, Восточной Африки. Лев Математик впервые применил буквенные обозначения для выражения арифметических действий. Этот ученый прославился также множеством изобретений, среди которых был, например, световой телеграф, предназначенный для передачи сообщений на большие расстояния.

Особой гордостью ромеев был «греческий огонь» – оружие, устрашавшее всех врагов империи. Знание химии позволило византийским ученым создать горючую смесь из смолы, нефти, селитры и серы. Византийский флот часто выигрывал сражения благодаря этому горевшему даже на воде веществу, уничтожавшему вражеские суда. Его выбрасывали из особых устройств в виде бронзовых или железных чудищ, расположенных на носу кораблей. Состав и производство «греческого огня» держались византийцами в глубокой тайне.

Византийская архитектура и живопись

Столица Византийской империи поражала своими великолепными дворцами и храмами. Особенно много построек было возведено при императоре Юстиниане I, не жалевшем средств для украшения Константинополя. Желая прославить деяния Бога и остаться в веках великим правителем, Юстиниан приказал возвести самый большой в то время храм христианского мира. Это был собор Святой Софии – Премудрости Божией, построенный под руководством архитекторов Анфимия и Исидора всего за пять лет. В нем воплотилось все лучшее, что было создано в архитектуре Востока и Запада.


Внутреннее убранство собора Святой Софии. Современный вид


Внутреннее пространство величественного храма венчает огромный купол, диаметр которого превышает 30 метров. В основании купола находятся 40 оконных проемов. Свет, льющийся из них, создает впечатление невесомости купола, как бы парящего над собором подобно небесному своду. Стены и даже пол храма были выложены мрамором, украшены золотом и серебром. Прекрасные церкви сооружались и в других городах империи.


Капитель колонны собора Святой Софии


Византийцы были непревзойденными мастерами мозаик, создававшихся на стенах и сводах храмов из небольших кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты. Это искусство они унаследовали от художников Древнего Рима. Другим видом живописи были фрески, помещавшиеся чаще всего на стенах церквей. Они изображали эпизоды из Священного писания, рассказывали о жизни и мучениях Иисуса Христа, подвигах святых, прославляли деяния императоров.

В храме помещались иконы. Первой из них христианское предание называет изображение Девы Марии, созданное апостолом Лукой. Она хранилась в Константинополе, но была похищена во время вражеского нашествия. В византийской живописи действовал канон. Иконы, например, считались не просто изображениями Бога или святых, а окном в небесный мир, где все иначе, чем на земле. Именно поэтому фигуру Христа рисовали в несколько раз крупнее изображений, его окружавших. Каждое живописное произведение внутри храма имело строго определенное место. В куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судьи, ниже были изображены ученики Христа – апостолы, на стенах и столбах – святые и пророки, на западной стене храма – сцена Страшного суда.

Византийцы были лучшими строителями и художниками своего времени, поэтому их часто приглашали для сооружения и украшения церквей правители других стран – Болгарии, Сербии, Руси и даже Италии.

Культура южнославянских народов

Ромеи сумели передать крещенным ими славянским народам многое из своей высокой культуры. Центром славянской культуры в Средние века была Болгария. При этом долгое византийское господство не помешало болгарам сохранить свой язык и традиции.


Славянский просветитель Иоанн Рильский. Фреска XIX века


Большой вклад в развитие болгарской культуры внесли ученики Кирилла и Мефодия, с почетом принятые при дворе болгарского царя. На славянском языке не только велось богослужение, но и создавалась обширная литература. Болгарские книги, переписывавшиеся в монастырях этой страны, были написаны на языке, понятном и в других славянских странах – Сербии, на Руси. Так мудрость писателей Болгарии стала известна и за ее пределами. Болгарская культура явилась «мостом» между древней богатейшей культурой Византии и славянскими православными народами.

Архитектура и живопись южнославянских стран берут свое начало в Византии. Славянские церкви, украшенные мозаиками и фресками, строились по примеру византийских. В росписях Боянской церкви в болгарском городе София мы до сих пор можем видеть портреты реальных людей той эпохи. Это воины, цари, священники. И у каждого свой характер – есть лица умные, возвышенные, есть – жестокие, упрямые.

Подведем итоги

Культура Византии вобрала в себя богатое наследие античности, христианскую мудрость и достижения Древнего Востока. Византийцы были не только хранителями ценностей культуры, но и учителями для других христианских народов, в первую очередь – славянских. Благодаря близости языка, тесным культурным связям в Средние века сложилось духовное единство славянских народов – болгар, сербов, русских.

Икона изображение Бога, святых, исполненное на деревянной доске.

Канон строгие правила изображения и размещения живописных произведений в церкви.

«Много читай и многому учись. Если не знаешь чего, спроси о том людей сведущих и не гордись. Ведь из-за этого, из-за нежелания спрашивать и учиться, люди остаются невеждами».

(Византийский ученый Кекавмен)
Вопросы

1. В чем заключались особенности византийской культуры?

2. Почему в Византии ценили грамотных людей? Чему и как учили в византийской школе?

3. Какую роль играли книги в средневековой Византии?

4. Каких выдающихся византийских ученых вы знаете? Какой вклад в науку они внесли?

5. Какое влияние на культуру южнославянских народов оказала культура Византии? Что оригинального было в культуре славян?

6. Как повлияла христианская религия на византийскую архитектуру и живопись?

Задание

Современник императора Юстиниана I, византийский историк Прокопий Кесарийский, так описывал храм святой Софии в Константинополе: «Этот храм представлял чудесное зрелище. Для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимался как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах, он виделся среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом».

Используя это описание, текст параграфа и иллюстрации (1, 2), составьте рассказ о храме святой Софии в Константинополе.

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС | Добавил: tineydgers (12.07.2015)
Просмотров: 954 | Теги: ФГОС история, Всемир, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, история средних веков, онлайн-учебник истории, дидактический материал по истории | Рейтинг: 0.0/0

Поиск
ИНФОРМАТИКА
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА

СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
  ПО ИНФОРМАТИКЕ

ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ

ТЕСТЫ. 9 КЛАСС
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ

ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ


ХИМИЯ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
  ЗНАНИЯ

КРОССВОРДЫ ПО
  ЭКОНОМИКЕ
ОБЖ
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
  "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"

РЕКОРДЫ СТИХИИ
СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
  ВЕЛОСИПЕДИСТА

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ

ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ
КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС

УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ
ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ

РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ


МХК
СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА

ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ

МУЗЕЕВ МИРА
ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА
СОКРОВИЩА РОССИИ
КРОССВОРДЫ ПО МХК
ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на укр.яз.)

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ
СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ

ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ
БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО
ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО
ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ

МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ

УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ
МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ
МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ
НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН
ПОДРОСТКАМ О
  ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ
  ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
  "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0