Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 14:54:24
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата
Возникновение ислама

Самая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь существовали и города, самые крупные из которых возникли на пути торговых караванов. Богатейшими арабскими городами были Мекка и Ясриб.

Арабы были хорошо знакомы со священными книгами иудеев и христиан – в аравийских городах проживало немало приверженцев этих религий. Однако большинство арабов оставались язычниками. Главным святилищем всех арабских племён была находившаяся в Мекке Кааба.

В VII в. язычество арабов сменилось монотеистической религией, основателем которой стал пророк Мухаммед (570–632), получивший, по преданию, откровения от Всевышнего – Аллаха и выступивший перед соплеменниками с проповедью новой веры. Позже, уже после смерти пророка, близкие друзья и соратники Мухаммеда восстановили и записали его слова по памяти. Так возникла священная книга мусульман Коран (от араб. – чтение) – основной источник исламского вероучения. Правоверные мусульмане считают Коран «несотворённым предвечным словом Божьим», которое Аллах продиктовал Мухаммеду, выступавшему в качестве посредника между Богом и людьми.


Мухаммед и архангел Джебраил. Средневековая миниатюра


В своих проповедях Мухаммед говорил о себе только как о последнем пророке («печати пророков»), который был послан Богом для вразумления людей. Своими предшественниками он называл Мусу (Моисея), Юсуфа (Иосифа) и Псу (Иисуса). Люди, поверившие пророку, стали называться мусульманами (от араб. – вручившие себя Богу), а религия, основанная Мухаммедом, – исламом (от араб. – покорность). Мухаммед и его сторонники ожидали поддержки от иудейской и христианской общин, но как первые, так и вторые видели в исламе только очередное еретическое движение и оставались глухи к призывам пророка.

Вероучение ислама опирается на «пять столпов». Все мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда; для них обязательна ежедневная пятикратная молитва и еженедельная, по пятницам, молитва в мечети; каждый мусульманин должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются ещё одним долгом – в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде.

Мусульмане верят, что всё в мире подчинено и повинуется Аллаху, и ничто не может свершиться без Его воли. По отношению к людям Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же, осознавая могущество и величие Аллаха, должны полностью подчиняться Ему, быть покорными, во всём доверяться и полагаться на Его волю и милость. Большое место в Коране занимают рассказы о воздаянии Аллаха людям за добрые дела и наказании за греховные поступки. Аллах выступает и как высший судья человечества: согласно Его решению, после смерти каждый человек попадёт в ад или рай – в зависимости от земных деяний.

Утверждение ислама в Аравии и начало арабских завоеваний

Преследования со стороны язычников заставили Мухаммеда и его приверженцев в 622 г. бежать из Мекки в Ясриб. Это событие получило название хиджра (от араб. – переселение) и стало началом мусульманского летосчисления. В Ясрибе, переименованном в Медину (Город пророка), сложилась община верующих-мусульман. Многие его жители приняли ислам и начали помогать Мухаммеду. В 630 г. пророк одержал победу над своими противниками и торжественно вступил в Мекку. Вскоре все арабские племена – некоторые добровольно, некоторые под воздействием силы – стали исповедовать новую религию. В результате в Аравии возникло единое мусульманское государство.

Исламское государство было теократическим – пророк Мухаммед объединил в своём лице и светскую, и духовную власти. После его смерти здесь по-прежнему не существовало разделения между властями – государство и религиозная организация верующих составляли одно целое. Важнейшую роль в жизни мусульман начал играть шариат – комплекс религиозных, нравственных, юридических и бытовых правил и установлений, предначертанных самим Аллахом и потому неизменных. Именно ими должен руководствоваться в своей жизни правоверный мусульманин, они являются общими для всех и могут толковаться только знатоками исламского вероучения.


Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековая миниатюра


Ещё при жизни Мухаммеда арабы начали завоевательные походы. Они обрушились на владения Византийской империи и Сасанидского Ирана. Эти страны не смогли противостоять ударам последователей ислама, окрылённых новой религией. Арабы разгромили и подчинили весь Иран, захватили принадлежавшие Византии Сирию, Палестину и Египет. Добровольно сдался священный для иудеев и христиан Иерусалим. Под властью арабов оказались все восточные владения Византии, за исключением Малой Азии.

После смерти Мухаммеда (632) во главе мусульман встали выборные халифы (от араб. – заместитель). Первым халифом был Абу-Бакр – тесть Мухаммеда. Затем правил Омар (Умар). После смерти Омара в результате покушения (644) мусульманская знать выбрала халифом Османа (Усмана) – зятя пророка.

В 656 г. Осман погиб от рук заговорщиков, в результате чего разразился острый политический кризис, охвативший исламское государство – Арабский халифат. Новым халифом стал Али – двоюродный брат пророка и муж его дочери Фатимы. Но влиятельные силы в халифате не признали его власть. Наместник Сирии Муавия, родственник Османа, обвинил Али в содействии его убийству. В арабском государстве началась смута, во время которой Али был убит (661). Его мученическая смерть привела к расколу мусульманской общины. Последователи Али считали, что новым халифом может стать только его потомок, а все притязания других претендентов на власть незаконны. Последователей Али стали называть шиитами (от араб. – группа приверженцев). Шииты наделяли Али почти божественными чертами. Наибольшее влияние до настоящего времени шииты сохраняют в Иране.

Мусульман, последовавших за новым халифом Муавией (661–680), стали именовать суннитами. Наряду с Кораном сунниты признают Сунну – Священное Предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунниты составляют большинство современных мусульман.

Арабский халифат во второй половине VII–X в.

Основателю династии Омейядов (661–750) Муавии удалось сделать власть халифов наследственной. Столицей халифата стал сирийский город Дамаск. После окончания смуты арабские завоевания продолжились. Были совершены походы в Индию, Среднюю Азию и на запад Северной Африки. Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли. На Западе в начале VIII в. мусульманская армия переправилась через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров и, разгромив войско Вестготского королевства, захватила большую часть Испании. Затем арабы вторглись в пределы Франкского государства, но были остановлены майордомом Карлом Мартеллом в битве при Пуатье (732). Мусульмане укрепились на Пиренейском полуострове, создав там в 929 г. могущественный Кордовский халифат, и продолжили теснить христиан в Северной Африке. Возник обширный мир ислама (исламская цивилизация).

Вершины могущества Арабский халифат достиг в VIII в. Все завоёванные земли арабы объявили собственностью мусульманской общины, а местное население, жившее на этих землях, должно было платить поземельный налог. Сначала арабы не принуждали христиан, иудеев и зороастрийцев (приверженцев древней религии Ирана) принимать ислам; им разрешалось жить по законам своей веры, выплачивая особую подушную подать. Но к язычникам мусульмане относились крайне нетерпимо. Люди, принявшие ислам, освобождались от налогов. В отличие от остальных подданных халифа, мусульмане жертвовали лишь милостыню в пользу бедных.

В середине VIII в. в результате восстания, приведшего к свержению Омейядов, к власти в халифате пришла династия Аббасидов (750—1258), которая привлекла к управлению государством не только арабов, но и мусульман других национальностей. В этот период возник разветвлённый чиновничий аппарат, а исламское государство всё больше стало напоминать восточную державу с неограниченной властью правителя. Новая столица халифата Аббасидов – Багдад – превратилась в один из крупнейших городов мира с полумиллионным населением.

В IX в. власть багдадских халифов стала постепенно ослабевать. Мятежи знати и народные восстания подтачивали силы государства, и его территория неумолимо уменьшалась. В Х в. халиф потерял светскую власть, оставшись лишь духовным главой мусульман-суннитов. Арабский халифат распался на независимые исламские государства – зачастую это были крайне непрочные и недолговечные образования, границы которых зависели от удачливости и силы возглавлявших их султанов и эмиров.

Культура мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока

Мусульманская культура, объединявшая разные народы, имела глубокие корни. Арабы-мусульмане многое заимствовали из наследия Междуречья, Ирана, Египта, Малой Азии. Они оказались талантливыми учениками, усвоив многие знания, накопленные народами этих стран в течение столетий, и передали их другим народам, в том числе европейцам.

Мусульмане ценили научные знания и стремились применять их на практике. При дворе халифов в Багдаде и в других крупных городах возникали «Дома мудрости» – своеобразные академии наук, где учёные занимались переводами на арабский язык сочинений авторов из разных стран и живших в разные эпохи. Многие труды принадлежали античным авторам: Аристотелю, Платону, Архимеду и др.

Учёные мусульманского Востока значительное время уделяли изучению математики и астрономии. Торговля и путешествия сделали из арабов знатоков географии. Из Индии через арабов в европейскую науку пришла десятичная система счёта. Значительных достижений учёные мусульманского мира достигли в медицине. Наибольшую известность получили труды жившего в конце X – начале XI в. врача Ибн-Сины (в Европе его называли Авиценной), обобщившие опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей.

На арабском и персидском языках создавались выдающиеся поэтические произведения. Без имён Рудаки (860–941), Фирдоуси (940– 1020/1030), Низами (1141–1209), Хайяма (1048–1122) и других мусульманских поэтов невозможно представить мировую литературу.

На мусульманском Востоке широкое распространение получило искусство каллиграфии (от греч. – красивый почерк) – замысловатые узоры и орнаменты, составленные из арабских букв, складывающихся в слова, можно увидеть в книгах и на стенах зданий (в основном это цитаты из Корана или высказывания пророка Мухаммеда).


Мечеть Аль-Акса. Иерусалим. Современный вид


В результате возникновения ислама и завоеваний арабов-мусульман на Востоке сложилась новая, динамично развивающаяся исламская цивилизация, ставшая серьёзным соперником западноевропейской христианской цивилизации.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные положения мусульманского вероучения.

2. В чём причины успешных завоеваний арабов?

3. Как складывались отношения завоевателей-мусульман с людьми, принадлежащими к другим религиям?

4. Почему, несмотря на смуты и расколы, исламскому государству долгое время удавалось сохранять единство?

5. В чём причины распада халифата Аббасидов?

6. Используя карту, перечислите государства древности и раннего Средневековья, территории которых вошли в состав Арабского халифата.

7. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Как вы понимаете эти слова?

8. Автор произведения «Кабус-Намэ» (XI в.) рассуждает о мудрости и знаниях: «Невежду не считай человеком, а мудрого, но лишённого добродетели, не считай мудрецом, осторожного, но лишённого знаний, не признавай аскетом, а с невеждами не общайся, особенно с теми невеждами, которые себя считают мудрецами и удовлетворены своим невежеством. Общайся только с разумными, ибо от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу. Не будь неблагодарен за общение с добрыми и (их. – Авт.) добрые дела и не забывай (этого. – Авт.); того, кто в тебе нуждается, не отталкивай, ибо через это отталкивание страдания и нужда (твои. – Авт.) увеличатся. Старайся быть добронравным и человечным, удаляйся от непохвальных нравов и не будь расточителен, ибо плод расточительности – забота, а плод заботы – нужда, а плод нужды – унижение. Старайся, чтобы тебя хвалили разумные, и смотри, чтобы тебя не стали хвалить невежды, ибо тот, кого хвалит чернь, порицается вельможами, как слышал я… Говорят, что как-то раз Ифлатун (так мусульмане называли древнегреческого философа Платона. – Авт.) сидел с вельможами того города. Пришёл к нему на поклон какой-то человек, сел и повёл разные речи. Посреди речей он сказал: «О мудрец, сегодня я видел такого-то, и говорил он о тебе и прославлял и славословил тебя: Ифлатун, мол, очень великий мудрец, и никогда не было и не будет ему подобного. Я хотел передать тебе его восхваления».

Мудрец Ифлатун, услышав эти слова, поник головой и зарыдал, и очень опечалился. Этот человек спросил: «О мудрец, какую обиду я тебе причинил, что ты так опечалился?» Мудрец Ифлатун ответил: «Ты меня не обидел, о ходжа, но может ли быть бедствие больше того, что меня хвалит невежда и дела мои кажутся ему достойными одобрения? Не знаю я, что за глупость я сделал, которая пришлась ему по нраву и доставила удовольствие, так что он похвалил меня, а то я раскаялся бы в этом поступке. Печаль моя оттого, что я ещё невежда, ибо те, кого хвалят невежды, сами невежды».

Каков должен быть круг общения человека, по мнению автора?

Почему такое общение должно приносить пользу?

Что автор понимает под разумным общением?

Почему расстроился Платон?

О чём свидетельствует упоминание в рассказе его имени?

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ | Добавил: tineydgers (08.07.2015)
Просмотров: 2420 | Теги: ФГОС история, урок истории в школе, подготовка к ЕГЭ история, онлайн-учебник истории, дидактический материал по истории, Всемирная история | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0