ВозрождениеВ эпоху позднего
Средневековья среди жителей городов Северной и Средней Италии возродился
интерес к античному наследию, к человеческой личности. Период важнейших
культурных изменений (в Италии это XIV–XVI вв., в других странах Европы
– XV–XVI вв.) получил название Возрождение.
В утверждавшейся в эту эпоху системе ценностей важнейшее значение приобрели идеи гуманизма
(от лат. – человеческий, человечный). Гуманисты прославляли
человека-творца, любовались красотой тела и духа. У истоков гуманизма
стоял Данте Алигьери (1265–1321). Вера в земное предназначение личности,
в её способность, пройдя все круги ада, собственными силами совершить
земной подвиг позволила поэту создать гениальную «Божественную комедию» –
гимн достоинству человека.
Франческо Петрарке (1304–1374) принадлежит цикл сонетов
«Канцоньере», в которых автор воспел умершую возлюбленную Лауру.
Произведение Джованни Боккаччо (1313–1375) «Декамерон» повествует как о
фривольных нравах современников автора, так и о всепобеждающей любви.
Философия гуманизма утверждала идею, что мерилом всего
сущего является человек с его земными радостями и горестями.
Красноречивы названия произведений гуманистов: Лоренцо Валла (1405–1457)
в трактате «О наслаждении» писал о естественности чувственных
наслаждений и радостей, Пико делла Мирандола (1463–1494) в сочинении «О
достоинстве человека» доказывал, что творцом судьбы является сам
человек, а не Бог. Лука Синьорелли. Портрет Данте Алигьери. XV в.
Гуманисты – деятели искусств – не считали плотскую,
земную любовь грехом, называя её Божьим даром, веря, что она дана
человеку свыше. В поисках идеалов они обращались к античному наследию.
Утверждая светскую идеологию и культуру, гуманисты выступали против
религиозной этики, претензий церкви на интеллектуальную гегемонию,
подвергали критике пороки и невежество католического духовенства. Вместе
с тем гуманисты не отрекались от христианства, оставаясь верующими
людьми. Леонардо да Винчи. Проекты боевых машин. Рисунок. XVI в.
Творчество архитекторов, скульпторов и художников
Возрождения являет собой удивительный синтез античной физической красоты
и христианской духовности. Основой для их произведений служили
библейские и евангельские сюжеты. Однако обращение к человеку как
высшему началу бытия, его духовной и физической красоте придавали
искусству Возрождения оптимистический, жизнеутверждающий характер.
У истоков новой живописи стоял флорентиец Джотто
(1267–1337). Он создал цикл великолепных работ на темы Евангелия,
которыми расписал стены в капелле Скровеньи в городе Падуя.
Величественной красотой отличается спроектированная им колокольня собора
Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Купол этого собора, имеющий 48 м в
диаметре, соорудил великий архитектор Филиппе Брунеллески (1377–1446).
Леонардо да Винчи (1452–1519), прославившийся благодаря
множеству талантов – художника, учёного, музыканта, архитектора, –
поражает не только разнообразием интересов, но и гениальными догадками,
предвосхитившими технические изобретения позднейших времён.
Творения Микеланджело Буонарроти (1475–1564) притягивают
зрителя суровой монументальностью. Непревзойдённый скульптор, создатель
статуи «Давид», прославился своими фресками на библейские темы в
Сикстинской капелле Ватикана.
Многогранно творчество живописца и архитектора Рафаэля
Санти (1483–1520), известного созданными им образами Мадонны,
потрясающими духовной возвышенностью и красотой.
Идеи гуманизма, художественные принципы культуры
Возрождения пересекли границы Италии и распространились во многих
странах Западной Европы. Благодаря воплощению в творчестве великих
мастеров Возрождения, гуманистическое видение мира проникло во дворцы
правителей, в стены университетов, в среду образованных горожан.
Искусство бароккоXVII в. стал
временем появления нового художественного направления – барокко,
название которого произошло от итальянского слова, означающего
«причудливый», «странный», что довольно точно отражает его особенности.
Произведения, созданные в этом стиле, привлекают грандиозностью,
пышностью и вычурностью форм. Новое направление, утвердившееся в
католических странах, явилось своеобразным эстетическим ответом на
Реформацию – архитектура и живопись барокко должны были прославлять
величие Бога и утверждать могущество римской церкви.
Однако барокко не ограничивалось исключительно
религиозными мотивами. Для него характерен синтез искусств. Скульптура и
живопись плавно сливались с архитектурой – интерьеры зданий украшались
резьбой, лепниной, скульптурными композициями, нередко архитектурные
детали получали продолжение в росписях стен, потолков дворцов и храмов.
Зритель подчас видел над собой не свод здания, а уходящее в
бесконечность небо, наполненное божественными небожителями. Создание
пространственной иллюзии, оптических эффектов – ещё одно проявление
мастерства творцов нового стиля в искусстве. В эпоху барокко пейзаж,
натюрморт, бытовой жанр и парадный портрет утвердились как
самостоятельные жанры. Дж. делла Порта. Фонтан на Пьяцца дела Ротонда. XVI в. Рим
Одним из величайших мастеров барокко стал
итальянский скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680).
По его проекту возведена великолепная колоннада на площади перед
собором Св. Петра в Риме. Бернини украшал церкви и дворцы, создавал
надгробия.
За пределами Италии крупнейшим представителем барокко
был фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577–1640), в картинах
которого эмоциональность и экспрессия слились с мощным жизнеутверждающим
началом («Снятие с креста», «Персей и Андромеда»).
Барокко оказало влияние и на искусство протестантской
Голландии. Крупнейшим мастером живописи, жившим в этой стране, был
Рембрандт (1606–1669). В своём творчестве он обращался к библейской
тематике («Возвращение блудного сына», «Святое семейство»), писал
портреты (групповой портрет стрелковой роты, известный как «Ночной
дозор») и автопортреты. Главными выразительными средствами художника
стали цвет и свет, который, кажется, излучают сами краски. Великолепны
не только живописные, но и графические работы Рембрандта – в чётких,
тщательно проработанных офортах художник обращался к философской и
религиозной тематике, пытаясь разгадать смысл бытия.
Литература эпохи барокко насыщена описаниями чувственных
сцен и жизнеутверждающими образами. Она заставляла читателя задуматься
над скоротечностью бытия человека. При этом осознание того, что жизнь
конечна, раскрывало её истинную цену и смысл. Подобные мотивы можно
встретить в произведениях испанского драматурга Педро Кальдерона
(1600–1681) и других авторов.
Театральность барокко можно увидеть и в отношении людей
того времени к жизни, которое можно выразить словами английского
драматурга Уильяма Шекспира (1564–1616) «весь мир – театр». Улицы во
время празднеств превращались в подмостки для представлений. Уильям Шекспир. Рисунок. XVI в.
В Риме, Венеции и других городах проводились пышные карнавалы.
К XVII в. относится зарождение в Италии оперного жанра в
музыке. Элементы барокко – полифоническая и гармоническая
усложнённость, драматическое напряжение – присутствуют в музыке
немецкого композитора первой половины XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха
(1685–1750).
Искусство эпохи абсолютизмаВ
XVII в. во Франции возник новый художественный стиль – классицизм (от
лат. – образцовый). Французы называли его стилем Людовика XIV. Важную
роль в становлении этого направления в искусстве сыграла Королевская
академия живописи и скульптуры. Главным для художника, по мнению
идеологов классицизма, было изображение величественных и благородных
поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством.
Считалось, что предметом искусства, в подражание древним грекам и
римлянам, должно становиться только прекрасное и возвышенное.
Видным французским художником, работавшим в стиле
классицизма, был Никола Пуссен (1594–1665). На его творчество оказали
сильное влияние античное искусство и живопись мастеров Возрождения.
Художник стремился к отображению возвышенных деяний, меры и порядка,
уравновешенности, которые искусство классицизма стремилось нести в мир.
Главное внимание Пуссен уделял «правильному» изображению человеческих
фигур и природы («Пейзаж с Полифемом»). По мнению мастера, ясная и
строгая живопись должна выполнять ту же роль, что и нравоучительная
литература, – воспитывать гражданские чувства.
Временем расцвета классицизма в живописи стала вторая
половина XVIII в. Для художников этого периода обращение к идеалам
Античности означало возрождение принципов природной красоты и
нравственной простоты в искусстве. В эпоху, связанную с философией
Просвещения и революционными идеями, популярными становились изображения
суровых и благородных граждан Древнего Рима, мудрых философов Древней
Греции. Таковы картины француза Жака Луи Давида (1748–1825), участника
Великой французской революции. Его полотно «Смерть Марата», изображающее
революционного деятеля времён террора, выполнено в традициях античного
искусства. Покои королевы Марии-Антуанетты. Версаль, Франция
Наиболее полно эстетические идеалы абсолютизма
воплотились в архитектуре загородного королевского дворца и устройстве
парка в Версале. По замыслу архитекторов, дворец должен был
символизировать величие короля Людовика XIV. Дворец стал эталоном
классицизма, примером для многих монархов Европы, создававших свои
«маленькие Версали».
Париж превратился в законодателя мод ещё в
XVII–XVIII вв. За причудами и прихотями обитателей Версальского дворца
внимательно следили модники и модницы Европы. Французская промышленность
специализировалась на производстве предметов роскоши: во все страны
Европы из Франции вывозились гобелены, мебель, кружева, перчатки,
бижутерия. Ежемесячно в Англию, Италию, Голландию, Россию присылали по
две куклы, одетые по последней парижской моде. Во второй половине
XVII в. появился первый журнал мод, и, конечно, он был французским.
В первой половине XVIII в. Франция преподнесла миру ещё
один художественный стиль – рококо. Это слово в переводе с французского
языка означает «украшение в форме раковины» – именно такие декоративные
детали характерны для данного стиля. Рококо стал логическим завершением
барокко. Действительно, многое сближает эти художественные направления –
вычурность, декоративность, великолепие и роскошь. Однако рококо более
легковесен и аристократичен. В этом стиле выполнены интерьеры дворцов
французской знати: изящная, лёгкая мебель с искривлёнными ножками,
диваны, кресла, столики, шкафы, кровати под балдахинами украшались
лепными асимметричными деталями, инкрустацией. Диваны и кресла обивались
нарядными гобеленами.
«Галантный век» нашёл своё выражение и во французской
живописи XVIII в. Для неё характерны бегство от действительности,
обращение к чувствам человека, эротика. Именно эти темы присутствуют в
творчестве художников Антуана Ватто (1684–1721) и Франсуа Буше
(1703–1770).
Вопросы и задания1. Перечислите предпосылки возникновения культуры Возрождения.
2. Какие идеи лежали в основе творчества великих писателей и художников Возрождения?
3. Как искусство итальянского Возрождения повлияло на развитие культуры других европейских стран?
4. Что свидетельствовало о том, что в XVII–XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы?
5. Прочитайте отрывок из труда английского драматурга и поэта Б. Джонсона (1573–1637) и ответьте на вопросы.
«Поэзия и живопись – искусства родственные. Оба заняты
подражанием природе… Оба эти искусства изображают и измышляют различные
вещи и используют их для служения природе. Но из них перо более
благородно, нежели карандаш, поскольку оно общается не только с
чувствами, но и с самим сознанием. Оба они видят в удовольствии и пользе
общую свою цель; и оба должны избегать всех низменных наслаждений,
чтобы не сбиться с пути. Иначе искусства, стремясь усовершенствовать ум,
разрушат нравы. Оба они – мастера от Бога…
Кто не любит живописи, тот несправедлив к истине и ко
всей мудрости поэзии. Живопись – создание небес; самое древнее из
искусств и самое верное природе. Живопись бессловесна, по форме картины
похожи друг на друга, однако произведения превосходного художника с
такой лёгкостью проникают в самые глубины человеческого чувства, что
иногда по силе воздействия они превосходят само красноречие. Красота
живописи столь же многолика, как разнообразны и достоинства художников.
Для картины свет столь же необходим, как и тень. Равным образом в
литературе высокий стиль должен сочетаться с низким. Но и здесь следует
остерегаться крайностей.
Живопись заимствовала у поэзии воображение; у геометрии –
её математический расчёт, пропорции, прямые и окружности, а также общую
гармонию…Из оптики живопись позаимствовала перспективу, помогающую
рассчитывать, насколько вещи отдалённые кажутся уменьшенными, как
искажаются объекты, расположенные ниже или выше уровня глаз, и т. д. Из
этики она заимствовала душу, выражение чувств, их волнение, нравы, когда
художники пишут людей разгневанных, гордых, непостоянных, честолюбивых,
смелых, великодушных, справедливых, милосердных, сострадательных,
смиренных, угнетённых, низких и т. д.».
Что, по мнению автора, роднит поэзию и живопись?
Какие достоинства живописи отмечает автор?
На достижении каких наук основывалось развитие живописи? |