Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 24.04.2024, 02:18:24
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 16. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в.
Ликвидация колониальной зависимости

События Второй мировой войны способствовали снижению политического влияния европейских держав в их колониях. Нидерландские, английские и французские владения в Юго-Восточной Азии были захвачены Японией, которая стремилась ослабить влияние бывших хозяев на этих территориях. Да и сами государства-метрополии, оккупированные в годы войны Германией (Нидерланды, Бельгия) или противостоящие агрессору (Великобритания), уже не могли серьёзно воздействовать на обстановку в колониях. Исключением являлась только Франция, колониальные владения которой стали базой для сил движения «Свободная Франция», возглавляемого Ш. де Голлем.

После освобождения от японцев народы Индокитая, Бирмы, Индонезии и других стран оказали сопротивление возвращению прежних европейских хозяев. В послевоенном мире процесс деколонизации нарастал из года в год. В 1946–1950 гг. в Азии и Африке возникло 13 независимых государств, в 1951–1960 гг. появилось 27, а в 1961–1970 гг. – ещё 27 государств. Независимость получили и небольшие островные владения, расположенные в Карибском бассейне и в Океании. Эти страны существенно отличались друг от друга по уровню политического и экономического развития, этническому составу, религии и культуре. Однако все они были вынуждены решать сходные проблемы – преодоление экономической и культурной отсталости, разрешение внутриполитических конфликтов, связанных с колониальным прошлым.


Лидеры Движения неприсоединения – Дж. Неру, К. Нкрума, Г. А. Насер, Сукарно, И. Броз Тито. 1960 г.


Стремясь объединить усилия, государства «третьего мира» учредили несколько международных региональных сообществ: Организацию африканского единства, Лигу арабских государств и др. В период «холодной войны» в 1961 г. лидеры ряда развивающихся стран, а также Югославии создали Движение неприсоединения. В условиях противостояния между СССР и США его члены заявляли о своём неучастии в военных блоках. При этом они старались играть активную роль в международной политике, стремясь предотвращать опасные для мира конфликты.

Прозападная модернизация в Южной Азии

Самым сильным ударом по британскому колониализму, после которого наступил закат Британской империи, стало обретение независимости Индией. Переговоры представителей английского правительства и лидеров национально-освободительного движения Индии начались ещё до Второй мировой войны. Они шли с большим трудом, часто прерывались. Уже в ходе войны акции неповиновения и вооружённые выступления индийцев вынудили англичан пойти на уступки.

В 1947 г. лейбористское правительство К. Эттли предоставило независимость «жемчужине британской короны». На месте прежней колонии образовались два государства – Индия и Пакистан. Границы между ними были установлены по религиозному принципу. Образование Пакистана, разделённого территорией Индии на Западный и Восточный, отвечало интересам индийских мусульман, мечтавших о собственном государстве. В 1971 г. на территории Восточного Пакистана образовалось независимое государство Бангладеш.

После провозглашения независимости между Индией и Пакистаном вспыхнули жестокие столкновения, погибли сотни тысяч людей. Миллионы индусов и мусульман, спасаясь от религиозных преследований, были вынуждены покинуть родные места и пересечь образовавшуюся границу. Духовный лидер Индии Махатма Ганди пытался остановить кровавое безумие, но в 1948 г. был убит фанатиком-индусом. Устранить противоречия не удалось. Противостояние между Индией и Пакистаном, обладающими сейчас ядерным оружием, продолжается и в наши дни.

В 1950 г. Индия была провозглашена республикой, в стране установился демократический парламентский строй. Ведущей политической партией, находившейся у власти в течение долгих лет, был Индийский национальный конгресс. Первым премьер-министром независимой Индии стал лидер ИНК Джавахарлал Неру. Его правительство осуществило ряд реформ: крестьяне получили землю, была проведена частичная национализация промышленных предприятий и банков. В результате в стране возник мощный государственный сектор экономики, способный осуществлять наукоёмкие и дорогостоящие проекты в различных отраслях (ядерная энергетика, металлургия и т. д.). При этом правительство Индии твёрдо стояло на принципах рыночной экономики.


Премьер-министр Индии Индира Ганди. 1984 г.


В 1980—1990-х гг. Индия столкнулась с серьёзными проблемами, связанными с ростом религиозного экстремизма и сепаратизма (в Кашмире, Пенджабе и Ассаме). В результате террористических актов погибли два премьер-министра страны – Индира Ганди, а затем её сын Раджив Ганди. Тем не менее Индии удалось справиться с внутренними проблемами и сохранить свой статус сильнейшего в экономическом и военном отношении государства Южной Азии. Традиции, издревле присущие индийской цивилизации, сочетаются в жизни страны с достижениями Запада. Индия с момента провозглашения независимости установила дружеские отношения с Советским Союзом, а затем и с Россией, которая стала её важным партнёром в экономической, торговой и военно-технической сфере.

Япония и «новые индустриальные страны»

Ряд азиатских стран, правительства которых ориентировались на Запад, выбрали индустриальный путь развития. Наиболее впечатляющих успехов добилась Япония. Страна, потерпевшая поражение в войне, подвергшаяся ядерной бомбардировке и потерявшая почти 40 % национального богатства, нашла в себе силы не только восстановить экономическую мощь, но и встать вровень (а в чём-то и значительно опередить) «старые» промышленно развитые державы Запада.


Токио, Япония. Современный вид


Американские оккупационные власти перестроили японскую политическую систему, в основу которой были положены демократические принципы (парламентская система, гражданские права и свободы). Законодательно закреплялось положение о том, что Япония не должна иметь армию. Благодаря этому страна избавилась от бремени военных расходов. Японские монополии были разукрупнены, что активизировало свободный рынок; крестьяне получили помещичью землю.

Через 10 лет после окончания Второй мировой войны экономика страны была восстановлена. Верно выбранная стратегия экономического и научно-технического развития позволила Японии стать мировым лидером в таких отраслях, как автомобилестроение, судостроение, станкостроение, радиоэлектроника. Успехи Японии оказались возможны благодаря соединению передовой технической мысли с многовековыми традициями культуры, труда, дисциплины, гармонии во взаимоотношениях старших и младших, которые во многом связаны с догматами конфуцианства и синтоизма, широко распространённых в Японии. Эту азиатскую страну по основным признакам экономической и политической системы теперь можно отнести к странам Запада.

Форсированные темпы экономического развития характерны и для так называемых «новых индустриальных стран» Азии – Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи, Малайзии, Индонезии. Благодаря использованию дешёвой рабочей силы и наукоёмких технологий «новым индустриальным странам» к концу XX в. удалось достичь впечатляющих экономических успехов, потеснив на мировом рынке США и государства Западной Европы.

Влияние ислама на развитие стран Азии и Африки

Во многих частях Азии и Африки важную роль продолжают играть традиционные ценности, в основном связанные с религией. Большое влияние на жизнь стран Ближнего и Среднего Востока, а также ряда других государств Азии и Африки оказывает ислам. В условиях процесса вестернизации, насаждения западных (в первую очередь американских) стандартов жизни ислам стал способом защиты от чуждого влияния.

В Иране с 1950-х гг. правительство шаха Мохаммеда Реза Пехлеви начало проводить реформы, целью которых являлся переход страны на путь западного, капиталистического развития. Увеличение добычи нефти в 1960—1970-х гг. стало причиной экономического бума в Иране. Однако традиционные основы жизни, тесно связанные с шиитским направлением в исламе, вступили в противоречие с прозападными преобразованиями. Репрессии шахского правительства, направленные против вождей религиозной оппозиции, только обострили ситуацию. В 1979 г. в Иране произошла исламская революция, которую возглавил аятолла Рухолла Хомейни. Все стороны жизни страны были подчинены догматам ислама. Резко ухудшились отношения Ирана с Западом, особенно с Соединёнными Штатами, которые исламские революционеры провозгласили своим главным врагом.


Предвыборный плакат с изображением бывшего лидера исламской революции в Иране аятоллы Р. М. Хомейни и президента Ирана в 1981–1989 гг. аятоллы А. Хоменеи


В последние десятилетия XX в. влияние исламского духовенства в жизни целого ряда азиатских и африканских стран ещё более усилилось. Пример Иранской революции способствовал тому, что сторонники организации общества на основах шариата всё активнее стремились к государственной власти. Построение общества на принципах ислама характерно также для Судана, Саудовской Аравии, Афганистана под властью движения «Талибан». Сильная исламская оппозиция светским режимам существует в Алжире и Турции. Значительные по численности и влиянию общины мусульман появились в США и Западной Европе. Для достижения своих политических целей сторонниками радикальных течений в исламе были созданы разветвлённые террористические организации, самой известной из которых стала «Аль-Каида».

Идеи социализма в странах «третьего мира»

Серьёзное влияние на процессы, происходившие в развивающихся странах после Второй мировой войны, оказывали идеи социализма. Стремление людей постколониальных стран к социальной справедливости объяснялось сохранением бедности и нищеты, прочными традициями общинной жизни, а также тем, что их вдохновлял пример Советского Союза, пропагандировавшего собственные достижения в различных сферах.

В 1949 г. в Китае к власти пришли коммунисты, победившие в гражданской войне сторонников Гоминьдана (остатки их разбитой армии переправились на остров Тайвань). Лидер компартии Мао Цзэдун сформировал режим личной власти. Началась эпоха социальных и экономических экспериментов, жертвами которых стали миллионы китайцев. После неудач политики «большого скачка» – попытки форсированной индустриализации – Мао начал «культурную революцию». В ходе её «великий кормчий» расправился с реальными и мнимыми оппозиционерами; массовым репрессиям подверглись партийные кадры и представители образованной части общества.


Мао Цзэдун провозглашает создание Китайской Народной Республики. 1949 г.


После смерти Мао в 1976 г. руководство компартии, постепенно пересмотрев свою политику, дало мощный стимул экономическому развитию страны на основе привлечения западного капитала, использования новейших технологий и рыночных механизмов.

Идеологом нового курса стал Дэн Сяопин. В 1980—1990-х гг. Китай превратился в промышленного гиганта мирового масштаба. Однако рыночные реформы не отразились на политической системе страны. Деятельность сторонников демократических преобразований пресекалась властями. В этом отношении характерны кровавые события 1989 г. на пекинской площади Тяньаньмынь, в ходе которых войска подавили выступление студентов.

Во Вьетнаме, несмотря на сохранение власти коммунистов, были проведены рыночные преобразования, стимулировавшие развитие экономики. Единственным азиатским государством, в котором до настоящего времени сохраняется модель «казарменного социализма», является Северная Корея (КНДР).

В некоторых мусульманских странах социализм переплетался с религией. Их лидеры обращались к принципам «первоначального ислама» – идеям справедливости и равенства. Так, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи, называвший себя социалистом, утвердил Коран в качестве конституции Ливии. Левые идеологи в развивающихся странах часто говорили о «национальном социализме», учитывая специфику той или иной страны. Они предлагали особый, «третий путь» развития – между советским «реальным социализмом» и западным капитализмом. Под флагом национального социализма происходили революции и перевороты в Ираке, Сирии, Южном Йемене, Алжире, Эфиопии и других странах. Их лидеры заявляли о проведении социалистических преобразований в надежде получить экономическую, финансовую и военную помощь от СССР. Однако по мере нарастания кризисных явлений в Советском Союзе страны «социалистической ориентации» (Ангола, Мозамбик, Сомали, Эфиопия и др.) меняли свой курс, ориентируясь на помощь Запада.

В этой связи характерна политическая эволюция Египта – крупнейшего арабского государства. В 1952 г. революционная организация «Свободные офицеры» во главе с Гамаль Абдель Насером совершила государственный переворот. Новое правительство провозгласило своей целью построение социализма. Несмотря на упорное сопротивление западных стран и Израиля, вылившееся в 1956 г. в вооружённый конфликт, оно национализировало Суэцкий канал. Вскоре в руки государства перешли крупные предприятия. Установились тесные политические и военные связи с СССР.


Президент Египта А. Садат, президент США Дж. Картер и премьер-министр Израиля М. Бегин во время подписания мирного договора. 1979 г.


Однако поражение Египта в арабо-израильской войне 1967 г. и кончина Г. А. Насера изменили ситуацию. После новой неудачи в войне с Израилем в 1973 г. президент Анвар Садат взял курс на свёртывание отношений с Советским Союзом, денационализировал неэффективно работавший государственный сектор экономики. Он пошёл на сближение с США и при их посредничестве подписал в 1979 г. мирный договор с Израилем. Садат погиб в 1981 г. от рук мусульманского убийцы-фанатика, но прозападный курс Египта при новом президенте Хосни Мубараке не претерпел изменений.

Особенности развития Латинской Америки

Страны Латинской Америки принадлежат к особой цивилизации, включающей как западные черты, так и элементы традиционных местных индейских культур. Весомый вклад в формирование этой цивилизации внесли потомки рабов-африканцев, привезённых колонизаторами в Новый Свет.

Латиноамериканские государства сближают языковая общность, принадлежность населения к католической церкви и сходство элементов политического устройства и экономического развития. Несмотря на значительные отличия от стран Азии и Африки, латиноамериканские государства решают множество проблем, характерных для развивающихся стран: осуществление экономической модернизации, смягчение острых социальных проблем, преодоление внутриполитической нестабильности, достижение экономической независимости от развитых стран и международных финансовых институтов.

В отличие от Азии и Африки, перед государствами Латинской Америки в XX в. не стояла проблема достижения национальной независимости. Большинство из них добились освобождения от колонизаторов ещё в XIX в. Однако формально суверенные государства оказались в политической и экономической зависимости от США. В 1823 г. американский президент Дж. Монро провозгласил политическую формулу «Америка для американцев», в соответствии с которой Соединённые Штаты потребовали от европейских держав отказа от вмешательства в дела Западного полушария. Предполагалось, что только США могут оказывать влияние на страны Латинской Америки. Они рассматривали латиноамериканские государства в качестве младших партнёров, используя для разрешения конфликтных ситуаций не только экономические рычаги и политическое давление, но и военную силу.

Экономическое развитие Латинской Америки в колониальный период и в течение многих последующих десятилетий было основано на поставках сырья и сельскохозяйственной продукции в западные государства. Не случайно за некоторыми из латиноамериканских стран закрепилось название «банановые республики». Бразилия являлась крупнейшим экспортёром кофе, а Аргентина поставляла на мировой рынок зерно и мясо.

Ситуация изменилась в 1920—1930-х гг. В результате мирового экономического кризиса резко упали цены на продукцию сельского хозяйства, что привело к катастрофическим последствиям для экономики Латинской Америки, вызвало обнищание населения и безработицу. Латиноамериканские страны охватила волна народных выступлений и мятежей. Правительства ряда государств (нередко приходивших к власти в результате военных переворотов) вынуждены были провести экономические реформы с целью осуществления ускоренной индустриализации. В результате на внутреннем рынке импортные промышленные товары стали вытесняться местными. Политика импортозамещения успешно осуществлялась в Бразилии, Аргентине, Мексике, позволив этим странам встать на путь индустриального развития. Значительную роль в преобразованиях играло государство, регулировавшее развитие экономики.

Латинская Америка во второй половине XX в.

Новый период в развитии стран Латинской Америки наступил в 1960—1970-х гг. В это время перед многими государствами региона встала проблема выбора пути дальнейшего развития. Левые, популистские идеи всегда оказывали значительное влияние на общественно-политическую жизнь Латинской Америки, поэтому неудивителен был поворот ряда стран к социализму.

После свержения проамериканской диктатуры в 1959 г. на Кубе к власти пришло правительство во главе с Фиделем Кастро, которое начало строительство социалистического общества по советскому образцу. При поддержке СССР на острове развивалась промышленность, были достигнуты крупные успехи в социальной сфере. Куба, занявшая антиамериканскую позицию, подверглась военному, политическому и экономическому давлению со стороны США, установивших блокаду острова. Однако «первому в Западном полушарии социалистическому государству» активно помогал Советский Союз. На развитие Кубы оказали влияние те же факторы, которые вызвали кризис социалистической системы в целом.


Лидеры Кубинской революции Ф. Кастро, Э. Че Гевара и член Президиума ЦК КПСС А. И. Микоян


В Чили попытки социалистических преобразований были предприняты в начале 1970-х гг. правительством «Народного единства» во главе с Сальвадором Альенде. В 1980-х гг. осуществить социалистические лозунги на практике пыталось правительство Даниэля Ортеги в Никарагуа. В 1990 г. Ортега потерпел поражение на выборах, но в 2006 г. вновь стал президентом. Лидером левых в Латинской Америке в конце XX в. стал президент Венесуэлы Уго Чавес – яростный критик политики США и противник глобализации.

Другой моделью модернизации в Латинской Америке стала осуществлявшаяся, как правило, правыми диктаторскими режимами политика форсированного развития экономики, основанной на рыночных принципах. Значительных успехов в 1960—1970-х гг. добилась Бразилия, военные власти которой использовали государственные рычаги для поощрения частной инициативы, широкого привлечения в страну иностранного капитала. При этом, несмотря на то что урезались социальные программы, правительству удалось обеспечить внутреннюю стабильность. В результате «экономического чуда» Бразилия по ряду показателей вплотную приблизилась к развитым государствам Запада и «новым индустриальным странам» Азии.


Президент Венесуэлы У. Чавес


В Чили военные во главе с генералом Аугусто Пиночетом пришли к власти, свергнув в сентябре 1973 г. правительство С. Альенде. При новом правительстве стране удалось достичь экономических успехов, чему сопутствовали, однако, отказ от демократии и репрессии против оппозиции. Установление авторитарных режимов было характерно и для многих других государств Латинской Америки. В конце XX столетия возобладала противоположная тенденция – диктаторские режимы во всех странах региона пали, на смену им пришли демократические правительства.

Большинству государств Латинской Америки удалось достичь успехов в развитии экономики, однако серьёзной помехой для их дальнейшего роста стала внешняя задолженность. Проблемой для должников является не только погашение долгов, но и своевременная выплата процентов по ним. Во многих странах региона существует пропасть между наиболее богатыми и бедными слоями населения. Неравенство порождает социальную напряжённость, нередко выливающуюся в народные восстания (Мексика, страны Центральной Америки) и партизанское движение (Перу, Колумбия и др.).

В последние десятилетия XX в. всё громче стали заявлять о себе «новые индустриальные страны» Азии и Латинской Америки. Стремительное экономическое развитие вывело некоторые из них в лидеры современной цивилизации. В то же время в странах «третьего мира» сохраняется масса проблем – бедность, отставание в экономическом развитии, политическая нестабильность.

Вопросы и задания

1. Объясните, почему после Второй мировой войны значительно ускорился процесс деколонизации.

2. Какие важнейшие черты характеризовали политическое и экономическое развитие Индии после обретения независимости?

3. Благодаря чему Японии и «новым индустриальным странам» удалось выйти на передовые позиции в мировой экономике?

4. В чём проявлялось усиление позиций ислама в странах «третьего мира»?

5. Какие черты характерны для развития стран Латинской Америки? Какие общие проблемы они вынуждены решать?

6. Какова судьба социалистической идеи в странах «третьего мира»?

7. Назовите общие черты и различия в развитии «новых индустриальных стран» Азии и стран Латинской Америки.

8. Современные границы африканских стран сложились ещё в колониальные времена. Европейские колонизаторы проводили их не по рубежам расселения народов и племён, а по меридианам, параллелям, дугообразным линиям, красиво выглядевшим на карте. В результате африканские народы оказались раздробленными между разными колониальными владениями. В 1964 г. на Ассамблее глав государств и правительств Организации африканского единства все независимые страны Африки согласились отказаться от пересмотра границ. Как вы думаете, чем было обосновано такое решение? Было ли оно верным?

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ | Добавил: tineydgers (08.07.2015)
Просмотров: 7435 | Теги: ФГОС история, урок истории в школе, подготовка к ЕГЭ история, онлайн-учебник истории, дидактический материал по истории, Всемирная история | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0