Ликвидация колониальной зависимости События
Второй мировой войны способствовали снижению политического влияния
европейских держав в их колониях. Нидерландские, английские и
французские владения в Юго-Восточной Азии были захвачены Японией,
которая стремилась ослабить влияние бывших хозяев на этих территориях.
Да и сами государства-метрополии, оккупированные в годы войны Германией
(Нидерланды, Бельгия) или противостоящие агрессору (Великобритания), уже
не могли серьёзно воздействовать на обстановку в колониях. Исключением
являлась только Франция, колониальные владения которой стали базой для
сил движения «Свободная Франция», возглавляемого Ш. де Голлем.
После освобождения от японцев народы Индокитая, Бирмы,
Индонезии и других стран оказали сопротивление возвращению прежних
европейских хозяев. В послевоенном мире процесс деколонизации нарастал
из года в год. В 1946–1950 гг. в Азии и Африке возникло 13 независимых
государств, в 1951–1960 гг. появилось 27, а в 1961–1970 гг. – ещё 27
государств. Независимость получили и небольшие островные владения,
расположенные в Карибском бассейне и в Океании. Эти страны существенно
отличались друг от друга по уровню политического и экономического
развития, этническому составу, религии и культуре. Однако все они были
вынуждены решать сходные проблемы – преодоление экономической и
культурной отсталости, разрешение внутриполитических конфликтов,
связанных с колониальным прошлым. Лидеры Движения неприсоединения – Дж. Неру, К. Нкрума, Г. А. Насер, Сукарно, И. Броз Тито. 1960 г.
Стремясь объединить усилия, государства «третьего
мира» учредили несколько международных региональных сообществ:
Организацию африканского единства, Лигу арабских государств и др. В
период «холодной войны» в 1961 г. лидеры ряда развивающихся стран, а
также Югославии создали Движение неприсоединения. В условиях
противостояния между СССР и США его члены заявляли о своём неучастии в
военных блоках. При этом они старались играть активную роль в
международной политике, стремясь предотвращать опасные для мира
конфликты.
Прозападная модернизация в Южной АзииСамым
сильным ударом по британскому колониализму, после которого наступил
закат Британской империи, стало обретение независимости Индией.
Переговоры представителей английского правительства и лидеров
национально-освободительного движения Индии начались ещё до Второй
мировой войны. Они шли с большим трудом, часто прерывались. Уже в ходе
войны акции неповиновения и вооружённые выступления индийцев вынудили
англичан пойти на уступки.
В 1947 г. лейбористское правительство К. Эттли
предоставило независимость «жемчужине британской короны». На месте
прежней колонии образовались два государства – Индия и Пакистан. Границы
между ними были установлены по религиозному принципу. Образование
Пакистана, разделённого территорией Индии на Западный и Восточный,
отвечало интересам индийских мусульман, мечтавших о собственном
государстве. В 1971 г. на территории Восточного Пакистана образовалось
независимое государство Бангладеш.
После провозглашения независимости между Индией и
Пакистаном вспыхнули жестокие столкновения, погибли сотни тысяч людей.
Миллионы индусов и мусульман, спасаясь от религиозных преследований,
были вынуждены покинуть родные места и пересечь образовавшуюся границу.
Духовный лидер Индии Махатма Ганди пытался остановить кровавое безумие,
но в 1948 г. был убит фанатиком-индусом. Устранить противоречия не
удалось. Противостояние между Индией и Пакистаном, обладающими сейчас
ядерным оружием, продолжается и в наши дни.
В 1950 г. Индия была провозглашена республикой, в стране
установился демократический парламентский строй. Ведущей политической
партией, находившейся у власти в течение долгих лет, был Индийский
национальный конгресс. Первым премьер-министром независимой Индии стал
лидер ИНК Джавахарлал Неру. Его правительство осуществило ряд реформ:
крестьяне получили землю, была проведена частичная национализация
промышленных предприятий и банков. В результате в стране возник мощный
государственный сектор экономики, способный осуществлять наукоёмкие и
дорогостоящие проекты в различных отраслях (ядерная энергетика,
металлургия и т. д.). При этом правительство Индии твёрдо стояло на
принципах рыночной экономики. Премьер-министр Индии Индира Ганди. 1984 г.
В 1980—1990-х гг. Индия столкнулась с серьёзными проблемами, связанными с ростом религиозного экстремизма
и сепаратизма (в Кашмире, Пенджабе и Ассаме). В результате
террористических актов погибли два премьер-министра страны – Индира
Ганди, а затем её сын Раджив Ганди. Тем не менее Индии удалось
справиться с внутренними проблемами и сохранить свой статус сильнейшего в
экономическом и военном отношении государства Южной Азии. Традиции,
издревле присущие индийской цивилизации, сочетаются в жизни страны с
достижениями Запада. Индия с момента провозглашения независимости
установила дружеские отношения с Советским Союзом, а затем и с Россией,
которая стала её важным партнёром в экономической, торговой и
военно-технической сфере.
Япония и «новые индустриальные страны»Ряд
азиатских стран, правительства которых ориентировались на Запад,
выбрали индустриальный путь развития. Наиболее впечатляющих успехов
добилась Япония. Страна, потерпевшая поражение в войне, подвергшаяся
ядерной бомбардировке и потерявшая почти 40 % национального богатства,
нашла в себе силы не только восстановить экономическую мощь, но и встать
вровень (а в чём-то и значительно опередить) «старые» промышленно
развитые державы Запада. Токио, Япония. Современный вид
Американские оккупационные власти перестроили
японскую политическую систему, в основу которой были положены
демократические принципы (парламентская система, гражданские права и
свободы). Законодательно закреплялось положение о том, что Япония не
должна иметь армию. Благодаря этому страна избавилась от бремени военных
расходов. Японские монополии были разукрупнены, что активизировало
свободный рынок; крестьяне получили помещичью землю.
Через 10 лет после окончания Второй мировой войны
экономика страны была восстановлена. Верно выбранная стратегия
экономического и научно-технического развития позволила Японии стать
мировым лидером в таких отраслях, как автомобилестроение, судостроение,
станкостроение, радиоэлектроника. Успехи Японии оказались возможны
благодаря соединению передовой технической мысли с многовековыми
традициями культуры, труда, дисциплины, гармонии во взаимоотношениях
старших и младших, которые во многом связаны с догматами конфуцианства и
синтоизма, широко распространённых в Японии. Эту азиатскую страну по
основным признакам экономической и политической системы теперь можно
отнести к странам Запада.
Форсированные темпы экономического развития характерны и
для так называемых «новых индустриальных стран» Азии – Гонконга,
Сингапура, Тайваня, Южной Кореи, Малайзии, Индонезии. Благодаря
использованию дешёвой рабочей силы и наукоёмких технологий «новым
индустриальным странам» к концу XX в. удалось достичь впечатляющих
экономических успехов, потеснив на мировом рынке США и государства
Западной Европы.
Влияние ислама на развитие стран Азии и АфрикиВо
многих частях Азии и Африки важную роль продолжают играть традиционные
ценности, в основном связанные с религией. Большое влияние на жизнь
стран Ближнего и Среднего Востока, а также ряда других государств Азии и
Африки оказывает ислам. В условиях процесса вестернизации, насаждения
западных (в первую очередь американских) стандартов жизни ислам стал
способом защиты от чуждого влияния.
В Иране с 1950-х гг. правительство шаха Мохаммеда Реза
Пехлеви начало проводить реформы, целью которых являлся переход страны
на путь западного, капиталистического развития. Увеличение добычи нефти в
1960—1970-х гг. стало причиной экономического бума в Иране. Однако
традиционные основы жизни, тесно связанные с шиитским направлением в
исламе, вступили в противоречие с прозападными преобразованиями.
Репрессии шахского правительства, направленные против вождей религиозной
оппозиции, только обострили ситуацию. В 1979 г. в Иране произошла
исламская революция, которую возглавил аятолла Рухолла Хомейни.
Все стороны жизни страны были подчинены догматам ислама. Резко
ухудшились отношения Ирана с Западом, особенно с Соединёнными Штатами,
которые исламские революционеры провозгласили своим главным врагом. Предвыборный
плакат с изображением бывшего лидера исламской революции в Иране
аятоллы Р. М. Хомейни и президента Ирана в 1981–1989 гг. аятоллы
А. Хоменеи
В последние десятилетия XX в. влияние исламского
духовенства в жизни целого ряда азиатских и африканских стран ещё более
усилилось. Пример Иранской революции способствовал тому, что сторонники
организации общества на основах шариата всё активнее стремились к
государственной власти. Построение общества на принципах ислама
характерно также для Судана, Саудовской Аравии, Афганистана под властью
движения «Талибан». Сильная исламская оппозиция светским режимам
существует в Алжире и Турции. Значительные по численности и влиянию
общины мусульман появились в США и Западной Европе. Для достижения своих
политических целей сторонниками радикальных течений в исламе были
созданы разветвлённые террористические организации, самой известной из
которых стала «Аль-Каида».
Идеи социализма в странах «третьего мира»Серьёзное
влияние на процессы, происходившие в развивающихся странах после Второй
мировой войны, оказывали идеи социализма. Стремление людей
постколониальных стран к социальной справедливости объяснялось
сохранением бедности и нищеты, прочными традициями общинной жизни, а
также тем, что их вдохновлял пример Советского Союза,
пропагандировавшего собственные достижения в различных сферах.
В 1949 г. в Китае к власти пришли коммунисты, победившие
в гражданской войне сторонников Гоминьдана (остатки их разбитой армии
переправились на остров Тайвань). Лидер компартии Мао Цзэдун сформировал
режим личной власти. Началась эпоха социальных и экономических
экспериментов, жертвами которых стали миллионы китайцев. После неудач
политики «большого скачка» – попытки форсированной индустриализации –
Мао начал «культурную революцию». В ходе её «великий кормчий»
расправился с реальными и мнимыми оппозиционерами; массовым репрессиям
подверглись партийные кадры и представители образованной части общества. Мао Цзэдун провозглашает создание Китайской Народной Республики. 1949 г.
После смерти Мао в 1976 г. руководство компартии,
постепенно пересмотрев свою политику, дало мощный стимул экономическому
развитию страны на основе привлечения западного капитала, использования
новейших технологий и рыночных механизмов.
Идеологом нового курса стал Дэн Сяопин. В 1980—1990-х
гг. Китай превратился в промышленного гиганта мирового масштаба. Однако
рыночные реформы не отразились на политической системе страны.
Деятельность сторонников демократических преобразований пресекалась
властями. В этом отношении характерны кровавые события 1989 г. на
пекинской площади Тяньаньмынь, в ходе которых войска подавили
выступление студентов.
Во Вьетнаме, несмотря на сохранение власти коммунистов,
были проведены рыночные преобразования, стимулировавшие развитие
экономики. Единственным азиатским государством, в котором до настоящего
времени сохраняется модель «казарменного социализма», является Северная
Корея (КНДР).
В некоторых мусульманских странах социализм переплетался
с религией. Их лидеры обращались к принципам «первоначального ислама» –
идеям справедливости и равенства. Так, лидер ливийской революции
Муаммар Каддафи, называвший себя социалистом, утвердил Коран в качестве
конституции Ливии. Левые идеологи в развивающихся странах часто говорили
о «национальном социализме», учитывая специфику той или иной страны.
Они предлагали особый, «третий путь» развития – между советским
«реальным социализмом» и западным капитализмом. Под флагом национального
социализма происходили революции и перевороты в Ираке, Сирии, Южном
Йемене, Алжире, Эфиопии и других странах. Их лидеры заявляли о
проведении социалистических преобразований в надежде получить
экономическую, финансовую и военную помощь от СССР. Однако по мере
нарастания кризисных явлений в Советском Союзе страны «социалистической
ориентации» (Ангола, Мозамбик, Сомали, Эфиопия и др.) меняли свой курс,
ориентируясь на помощь Запада.
В этой связи характерна политическая эволюция Египта –
крупнейшего арабского государства. В 1952 г. революционная организация
«Свободные офицеры» во главе с Гамаль Абдель Насером совершила
государственный переворот. Новое правительство провозгласило своей целью
построение социализма. Несмотря на упорное сопротивление западных стран
и Израиля, вылившееся в 1956 г. в вооружённый конфликт, оно
национализировало Суэцкий канал. Вскоре в руки государства перешли
крупные предприятия. Установились тесные политические и военные связи с
СССР. Президент
Египта А. Садат, президент США Дж. Картер и премьер-министр Израиля
М. Бегин во время подписания мирного договора. 1979 г.
Однако поражение Египта в арабо-израильской войне
1967 г. и кончина Г. А. Насера изменили ситуацию. После новой неудачи в
войне с Израилем в 1973 г. президент Анвар Садат взял курс на
свёртывание отношений с Советским Союзом, денационализировал
неэффективно работавший государственный сектор экономики. Он пошёл на
сближение с США и при их посредничестве подписал в 1979 г. мирный
договор с Израилем. Садат погиб в 1981 г. от рук мусульманского
убийцы-фанатика, но прозападный курс Египта при новом президенте Хосни
Мубараке не претерпел изменений.
Особенности развития Латинской АмерикиСтраны
Латинской Америки принадлежат к особой цивилизации, включающей как
западные черты, так и элементы традиционных местных индейских культур.
Весомый вклад в формирование этой цивилизации внесли потомки
рабов-африканцев, привезённых колонизаторами в Новый Свет.
Латиноамериканские государства сближают языковая
общность, принадлежность населения к католической церкви и сходство
элементов политического устройства и экономического развития. Несмотря
на значительные отличия от стран Азии и Африки, латиноамериканские
государства решают множество проблем, характерных для развивающихся
стран: осуществление экономической модернизации, смягчение острых
социальных проблем, преодоление внутриполитической нестабильности,
достижение экономической независимости от развитых стран и международных
финансовых институтов.
В отличие от Азии и Африки, перед государствами
Латинской Америки в XX в. не стояла проблема достижения национальной
независимости. Большинство из них добились освобождения от колонизаторов
ещё в XIX в. Однако формально суверенные государства оказались в
политической и экономической зависимости от США. В 1823 г. американский
президент Дж. Монро провозгласил политическую формулу «Америка для
американцев», в соответствии с которой Соединённые Штаты потребовали от
европейских держав отказа от вмешательства в дела Западного полушария.
Предполагалось, что только США могут оказывать влияние на страны
Латинской Америки. Они рассматривали латиноамериканские государства в
качестве младших партнёров, используя для разрешения конфликтных
ситуаций не только экономические рычаги и политическое давление, но и
военную силу.
Экономическое развитие Латинской Америки в колониальный
период и в течение многих последующих десятилетий было основано на
поставках сырья и сельскохозяйственной продукции в западные государства.
Не случайно за некоторыми из латиноамериканских стран закрепилось
название «банановые республики». Бразилия являлась крупнейшим
экспортёром кофе, а Аргентина поставляла на мировой рынок зерно и мясо.
Ситуация изменилась в 1920—1930-х гг. В результате
мирового экономического кризиса резко упали цены на продукцию сельского
хозяйства, что привело к катастрофическим последствиям для экономики
Латинской Америки, вызвало обнищание населения и безработицу.
Латиноамериканские страны охватила волна народных выступлений и мятежей.
Правительства ряда государств (нередко приходивших к власти в
результате военных переворотов) вынуждены были провести экономические
реформы с целью осуществления ускоренной индустриализации. В результате
на внутреннем рынке импортные промышленные товары стали вытесняться
местными. Политика импортозамещения успешно осуществлялась в Бразилии,
Аргентине, Мексике, позволив этим странам встать на путь индустриального
развития. Значительную роль в преобразованиях играло государство,
регулировавшее развитие экономики.
Латинская Америка во второй половине XX в.Новый
период в развитии стран Латинской Америки наступил в 1960—1970-х гг. В
это время перед многими государствами региона встала проблема выбора
пути дальнейшего развития. Левые, популистские идеи всегда оказывали
значительное влияние на общественно-политическую жизнь Латинской
Америки, поэтому неудивителен был поворот ряда стран к социализму.
После свержения проамериканской диктатуры в 1959 г. на
Кубе к власти пришло правительство во главе с Фиделем Кастро, которое
начало строительство социалистического общества по советскому образцу.
При поддержке СССР на острове развивалась промышленность, были
достигнуты крупные успехи в социальной сфере. Куба, занявшая
антиамериканскую позицию, подверглась военному, политическому и
экономическому давлению со стороны США, установивших блокаду острова.
Однако «первому в Западном полушарии социалистическому государству»
активно помогал Советский Союз. На развитие Кубы оказали влияние те же
факторы, которые вызвали кризис социалистической системы в целом. Лидеры Кубинской революции Ф. Кастро, Э. Че Гевара и член Президиума ЦК КПСС А. И. Микоян
В Чили попытки социалистических преобразований были
предприняты в начале 1970-х гг. правительством «Народного единства» во
главе с Сальвадором Альенде. В 1980-х гг. осуществить социалистические
лозунги на практике пыталось правительство Даниэля Ортеги в Никарагуа. В
1990 г. Ортега потерпел поражение на выборах, но в 2006 г. вновь стал
президентом. Лидером левых в Латинской Америке в конце XX в. стал
президент Венесуэлы Уго Чавес – яростный критик политики США и противник
глобализации.
Другой моделью модернизации в Латинской Америке стала
осуществлявшаяся, как правило, правыми диктаторскими режимами политика
форсированного развития экономики, основанной на рыночных принципах.
Значительных успехов в 1960—1970-х гг. добилась Бразилия, военные власти
которой использовали государственные рычаги для поощрения частной
инициативы, широкого привлечения в страну иностранного капитала. При
этом, несмотря на то что урезались социальные программы, правительству
удалось обеспечить внутреннюю стабильность. В результате «экономического
чуда» Бразилия по ряду показателей вплотную приблизилась к развитым
государствам Запада и «новым индустриальным странам» Азии. Президент Венесуэлы У. Чавес
В Чили военные во главе с генералом Аугусто
Пиночетом пришли к власти, свергнув в сентябре 1973 г. правительство
С. Альенде. При новом правительстве стране удалось достичь экономических
успехов, чему сопутствовали, однако, отказ от демократии и репрессии
против оппозиции. Установление авторитарных режимов было характерно и
для многих других государств Латинской Америки. В конце XX столетия
возобладала противоположная тенденция – диктаторские режимы во всех
странах региона пали, на смену им пришли демократические правительства.
Большинству государств Латинской Америки удалось достичь
успехов в развитии экономики, однако серьёзной помехой для их
дальнейшего роста стала внешняя задолженность. Проблемой для должников
является не только погашение долгов, но и своевременная выплата
процентов по ним. Во многих странах региона существует пропасть между
наиболее богатыми и бедными слоями населения. Неравенство порождает
социальную напряжённость, нередко выливающуюся в народные восстания
(Мексика, страны Центральной Америки) и партизанское движение (Перу,
Колумбия и др.).
В последние десятилетия XX в.
всё громче стали заявлять о себе «новые индустриальные страны» Азии и
Латинской Америки. Стремительное экономическое развитие вывело некоторые
из них в лидеры современной цивилизации. В то же время в странах
«третьего мира» сохраняется масса проблем – бедность, отставание в
экономическом развитии, политическая нестабильность.
Вопросы и задания1. Объясните, почему после Второй мировой войны значительно ускорился процесс деколонизации.
2. Какие важнейшие черты характеризовали политическое и экономическое развитие Индии после обретения независимости?
3. Благодаря чему Японии и «новым индустриальным странам» удалось выйти на передовые позиции в мировой экономике?
4. В чём проявлялось усиление позиций ислама в странах «третьего мира»?
5. Какие черты характерны для развития стран Латинской Америки? Какие общие проблемы они вынуждены решать?
6. Какова судьба социалистической идеи в странах «третьего мира»?
7. Назовите общие черты и различия в развитии «новых индустриальных стран» Азии и стран Латинской Америки.
8. Современные границы африканских стран сложились ещё в
колониальные времена. Европейские колонизаторы проводили их не по
рубежам расселения народов и племён, а по меридианам, параллелям,
дугообразным линиям, красиво выглядевшим на карте. В результате
африканские народы оказались раздробленными между разными колониальными
владениями. В 1964 г. на Ассамблее глав государств и правительств
Организации африканского единства все независимые страны Африки
согласились отказаться от пересмотра границ. Как вы думаете, чем было
обосновано такое решение? Было ли оно верным? |