Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 17:34:56
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 4. Послевоенное урегулирование и революционное движение
Начало мирного урегулирования

В ходе Первой мировой войны погибло 10 млн человек. Столько же на всю жизнь осталось инвалидами. Окончание войны не принесло народам мира долгожданного спокойствия. Ещё несколько лет в Европе и других частях света возникали очаги конфликтов, вспыхивали революции и восстания. Завершение войны не означало и разрешения политических конфликтов. Ослабленная длительной войной Европа перестала быть активным центром мировой политики. Западноевропейские державы не выступили с какими-либо мирными инициативами – их выдвинули Советская Россия и Соединённые Штаты Америки.

Вскоре после завершения боевых действий начался процесс послевоенного урегулирования. Была созвана мирная конференция, в работе которой приняли участие страны Антанты и их союзники. Открытие конференции состоялось 18 января 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца, в тот же день и в том же месте, где в 1871 г. после поражения Франции во франко-прусской войне было провозглашено создание Германской империи. Это стало ещё одним унижением для германской делегации, представлявшей побеждённую сторону. На конференции председательствовал ярый противник Германии премьер-министр Франции Жорж Клемансо. Он с представителями держав-победительниц – президентом США В. Вильсоном, премьер-министрами Великобритании Д. Ллойд Джорджем и Италии Витторио Орландо – решали все важнейшие вопросы. Однако военная слабость Италии, проявившаяся во время войны, снизила ее международный авторитет. В ходе конференции представители США, Великобритании и Франции мало считались с интересами этой страны и принимали решения в ещё более узком кругу.


Президент США В. Вильсон, премьер-министр Франции Ж. Клемансо и премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж


Америка, вступившая в войну позже остальных великих держав, сумела не только сохранить военный и экономический потенциал, но и получить от войны огромные прибыли. Вплоть до 1917 г., когда США присоединились к Антанте, они успешно торговали со всеми воюющими сторонами и превратились в крупнейшего международного кредитора. Желая закрепить внешнеполитические успехи, президент В. Вильсон выдвинул программу мирного урегулирования, которую американская дипломатия упорно отстаивала в ходе мирных переговоров. Подобная активность была сама по себе необычной, так как до этого американцы придерживались политики изоляционизма, заключавшейся в стремлении избегать участия в делах Старого Света – Европы. США дистанцировались от колониальной политики европейских держав, от их коалиций и конфликтов. Эта позиция давала возможность американцам выглядеть в глазах жителей многих стран сторонниками свободы и противниками колониализма. Благодаря этому американский президент смог стать инициатором заключения перемирия между Германией и её союзниками с одной стороны и Антантой – с другой.

Мирная конференция в Версале свелась в основном к выработке странами-победительницами условий для заключения мира с Германией. Французы настойчиво требовали наказать поверженного врага. Англичане желали предотвратить восстановление германской военной мощи. Европейские державы, а также Япония рассчитывали поделить колонии побеждённой Германии. Эти планы не находили поддержки у американской делегации, справедливо полагавшей, что чрезмерное ослабление и унижение Германии могут привести к новым конфликтам в Европе. Американцы настаивали также на предоставлении колониям европейских держав большей самостоятельности, рассматривая их как потенциальные рынки сбыта промышленной продукции. Инструментом для сохранения мира представители Соединённых Штатов предложили сделать новую международную организацию – Лигу Наций, устав которой должен был, по их мнению, войти в текст мирного договора.

На Версальской мирной конференции вопрос о судьбе колоний решался без участия их народов. Бывшие владения Германии и азиатские территории Османской империи не получили свободы. Для того чтобы узаконить существование колониальной системы, державы-победительницы создали мандатную систему. Лига Наций выдавала мандаты на управление отобранными у побеждённых держав владениями. Великобритания, Япония, Франция получили почти все германские территории в Африке и на Тихом океане. За счёт германских владений увеличили свои колонии Бельгия, Португалия и британские доминионы – Южно-Африканский Союз, Австралия и Новая Зеландия.


Подписание Версальского мирного договора. 1919 г.


Вопрос о судьбе колоний поверженного противника был решён вопреки желанию США, которые хотели ослабить позиции европейских держав и Японии в стратегически важных для них регионах, прежде всего на Дальнем Востоке. По инициативе США была созвана Вашингтонская конференция (ноябрь 1921 – февраль 1922 г.), решения которой устанавливали режим «равных возможностей» для всех держав в Китае. Режим удовлетворял интересам США, поскольку для утверждения американского капитала в крупнейшей стране Азии устранялись политические препятствия. Ещё одним решением конференции стало установление количественного соотношения основных боевых кораблей флотов Великобритании, Франции, США и Японии. Соединённые Штаты получили возможность создать такой же мощный флот, как у Великобритании, что явилось крупной победой американской дипломатии. В результате послевоенного мирного урегулирования возникла Версальско-Вашингтонская система международных договоров.

Заключение мирных договоров

Несмотря на возникшие между победителями противоречия, им удалось согласовать текст мирного договора. Германская делегация в этой работе не участвовала. Ей сообщили о содержании документа лишь перед его подписанием 28 июня 1919 г. Побеждённым были навязаны тяжёлые и унизительные условия. Согласно Версальскому договору, Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию; богатая углём Саарская область передавалась под управление комиссии Лиги Наций сроком на 15 лет; Германии запрещалось размещать войска, возводить военные укрепления, проводить манёвры на левом берегу Рейна и вдоль его правого берега (Рейнская демилитаризованная зона) у границ с Францией; Германия передавала восстановленной Польше Познань, а также отдельные районы Померании, Западной и Восточной Пруссии (при этом большинство западных польских земель сохранялось за Германией); Данциг (Гданьск) был объявлен «вольным городом» и передан под управление Лиги Наций; Мемель (Клайпеда) передавался в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 г. был присоединён к Литве). Германия теряла все свои колонии. До 1921 г. немцы должны были выплатить репарации – 20 млрд марок золотом.

Вслед за Версальским договором были подписаны договоры с бывшими союзниками Германии – Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией, – составившие систему международных соглашений. Однако мир не стал справедливее после их заключения. Ослабление Германии, на которую была возложена ответственность за развязывание войны, явилось источником новых конфликтов.

Американский конгресс, большинство в котором составляли выступавшие с позиций изоляционизма противники Вильсона, отказался ратифицировать Версальский договор, включавший устав Лиги Наций. Поэтому позже США подписали с Германией отдельный договор.

Несмотря на то что Россия активно участвовала в войне, её представителей на мирной конференции не было. Державы Антанты не признали правительство большевиков, заключившее в Бресте сепаратный мирный договор с Германией. В то же время они поддерживали антисоветские силы и считали верховным правителем России адмирала А. В. Колчака, а также признавали национальные небольшевистские правительства, возникшие на территории бывшей Российской империи. Такая политика способствовала расширению масштабов Гражданской войны в России и обострению международных отношений после окончания Первой мировой войны.

Революционный процесс в Европе

Следствием войны стало широкое распространение социалистических идей. Множество людей в разных странах встали на путь борьбы за изменение государственного и социально-экономического строя. Мировое революционное движение, начало которому положила революция в России, стало важнейшим фактором общественного развития в XX в. В марте 1919 г. в Москве был организован III Коммунистический Интернационал (Коминтерн), который должен был способствовать осуществлению на практике положения марксистской теории о мировом характере социалистической революции. Возглавлявшие Коминтерн большевики координировали деятельность созданных в разных странах мира коммунистических партий.

В западноевропейских государствах по-прежнему сильны были позиции социал-демократов, считавших, что трудящиеся могут добиться своих целей демократическими методами, без применения революционного насилия. Социалистические и социал-демократические партии воссоздали своё международное объединение – Социалистический рабочий Интернационал. Между этим объединением и коммунистами сложились крайне враждебные отношения.

Ярким примером конфликта между социал-демократами и коммунистами явились события в Германии. Революция, вспыхнувшая там в ноябре 1918 г., прежде всего была вызвана поражением в войне. Неудачи на фронте, развал экономики и голод привели к восстанию солдат и рабочих. Император Вильгельм II отрёкся от престола, власть оказалась в руках социал-демократов. Коммунисты, недовольные умеренной политикой нового правительства, требовали расширения революции, превращения её в социалистическую, передачи власти Советам. В январе 1919 г. они подняли в Берлине восстание с целью свержения правительства социал-демократа Фридриха Эберта. Выступление было подавлено, а лидеры коммунистов Карл Либкнехт и Роза Люксембург убиты. Но революционное движение в Германии не угасло. В апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика, просуществовавшая, однако, всего несколько недель.

Летом 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, установившую республиканский демократический строй (Веймарская республика). Первым президентом Веймарской республики стал Ф. Эберт, занимавший этот пост с 1919 по 1925 г. Конституция должна была стабилизировать положение в стране. Однако попытки крайне правых и крайне левых сил захватить власть не прекращались.

Венгрия стала ещё одной страной, где развернулось мощное революционное движение. В октябре 1918 г. в результате распада потерпевшей поражение в войне Австро-Венгрии она была провозглашена независимым государством. К власти пришло правительство, ориентировавшееся на Антанту. Весной 1919 г. разразился политический кризис: державы Антанты потребовали от Венгрии подписать мирный договор, по которому её территория значительно уменьшалась. В сложившихся условиях прежнее правительство ушло в отставку, а новое сформировали социал-демократы и коммунисты.

21 марта 1919 г. было провозглашено образование Венгерской советской республики. В стране начались социальные преобразования, подобные тем, что проходили в Советской России: национализировались банки и промышленные предприятия, экспроприировались помещичьи земли. Была создана Красная армия, которая вела бои с войсками стран Антанты и её союзников – Румынии и Чехословакии, стремившихся принудить венгерское правительство признать условия мирного договора. В августе 1919 г. Венгерская советская республика пала. В стране установилась националистическая диктатура адмирала Миклоша Хорти. Венгрия подписала мирный договор на условиях Антанты, лишившись 2/3 своей территории.

Новый революционный подъём в Европе произошёл в 1920-е гг. В октябре 1923 г. немецкие коммунисты при поддержке Коминтерна организовали в Гамбурге восстание рабочих, потерпевшее поражение. Также неудачно закончилось и выступление коммунистов в Болгарии в 1923 г. Начавшаяся в России революция так и не приобрела всемирного масштаба.

Создание национальных государств в Европе

Эпоха империй в Европе и Азии закончилась, и на их руинах возникли новые независимые национальные государства. В конце Первой мировой войны стала распадаться габсбургская Австро-Венгрия, значительную часть населения которой составляли славянские народы. В октябре 1918 г. образовалась Чехословацкая Республика, оказавшаяся в числе держав-победительниц (чехи и словаки, дезертировавшие из австро-венгерских частей, воевали на стороне Антанты). Первым президентом Чехословакии стал Томаш Масарик. Большинством её населения были чехи и словаки, однако на севере и северо-западе страны в Судетах значительную часть составляло немецкое население (более 3 млн человек). В Чехословакии также проживали украинское и венгерское национальные меньшинства.


Манифестация в Праге в поддержку независимости Чехословакии. Октябрь 1918 г.


Земли южных славян (хорватов, сербов, словенцев), входившие в состав Австро-Венгрии, в конце 1918 г. объединились с Сербским королевством и Черногорией в государство, получившее название Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославия). Доминирующей силой в новом государстве стали сербы, получившие таким образом компенсацию от Антанты. Однако сербская великодержавная политика в многонациональном государстве встречала противодействие со стороны других народов. Особенно сильным было оппозиционное движение в Хорватии. Немецкоязычная Австрия провозгласила себя республикой в ноябре 1918 г.

Важным результатом Первой мировой войны стало восстановление в 1918 г. независимости Польши, утраченной в конце XVIII в.

Версальский и другие мирные договоры утвердили границы Польши на западе, включив в её состав, кроме бывшего Царства Польского (входившего в Российскую империю), часть территории Германии и Австро-Венгрии. Порт Гданьск на Балтийском море не был возвращён Польше, а стал «вольным городом» Данциг, отделённым от Германии узкой полоской польской земли – «Данцигеким коридором». Границы Польского государства на востоке определены не были. Воспользовавшись этим, Польша, во главе которой стоял «начальник государства» Юзеф Пилсудский, начала захватывать украинские и белорусские земли. После поражения Красной Армии в советско-польской войне (1919–1921) к Польше, согласно Рижскому договору 1921 г., отошли значительные земли с непольским населением – Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1920 г. поляки захватили у Литвы Вильнюс и Виленский край.

Распад Российской империи привёл к образованию независимых государств Прибалтики – Литвы, Латвии и Эстонии, а также Финляндии.

Отсутствие чётких национальных границ в Европе, постоянное перекраивание государственных границ, часто происходившее в результате войн, приводили к постоянным межнациональным конфликтам и подвергали угрозе стабильность на континенте. Народы, создавшие независимые государства, сами нередко начинали притеснять национальные меньшинства. Так случилось, например, с украинцами и белорусами в Польше, венграми в Румынии, немцами в Чехословакии.

Завершение Первой мировой войны и послевоенное урегулирование не принесли Европе прочного мира. Возникновение новых противоречий и конфликтов ставило под угрозу международную безопасность.

Вопросы и задания

1. Какие цели ставили перед собой державы-победительницы при заключении мира с Германией?

2. Какие положения Версальского мирного договора привели к возникновению новых противоречий в Европе?

3. Почему Россия оказалась исключённой из процесса послевоенного урегулирования? Каковы были последствия этого?

4. Каковы итоги развития революционного процесса в послевоенной Европе?

5. Охарактеризуйте основные решения Вашингтонской конференции. Каковы были возможные последствия этих решений?

6. Какие национальные государства возникли в Европе после Первой мировой войны?

7. Какие национальные противоречия существовали в послевоенной Европе? Чем они были вызваны?

8. Прочитайте фрагменты Версальского договора и ответьте на вопросы.

«Статья 1…Все государства, доминионы или колонии… могут сделаться членами Лиги <… >

Статья 8. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением <…>

Статья 10. Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет Лиги указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.

Статья 11. Всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из членов Лиги, интересует Лигу в целом, и… последняя должна принять меры, способные оградить мир Наций <…>

Статья 16. Если член Лиги прибегает к войне… то он рассматривается, как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги или нет».

Какова была цель создания Лиги Наций?

В чём состояли функции Лиги Наций в мировой политике? Насколько они были осуществимы?

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ | Добавил: tineydgers (08.07.2015)
Просмотров: 3676 | Теги: ФГОС история, урок истории в школе, подготовка к ЕГЭ история, онлайн-учебник истории, дидактический материал по истории, Всемирная история | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0