Вдоль и поперёк облазили пираты и Пиастра
остров. Они падали в ямы. Они запутывались в лианах. Они теряли и
находили листочек с автопортретом Худорожкина и галстук-бабочку. Но
нигде не было видно никакой незнакомой подозрительной личности, которая
могла бы украсть кашу. Гоша и Сеня не переставали удивляться: так
укрыться на крошечном острове мог только талантливый и опытный пират. А
тётя не переставала выспрашивать и восхищаться. – А это что за цветок? Как? Как он называется? Сра-зубряк? Странное, но замечательное название! Он, наверное, брякает? – Не то чтобы он брякал, – ответил Гоша, – обычно тот, кто его срывает, от запаха в обморок брякается. – Превосходно!
Ой, а вот какой интересный жучок! Я его хочу сфотографировать! –
раздавался голос Астры уже с другого конца полянки. – Это Жук-носохвост, – терпеливо объяснял племянник. – А это, кажется, божья коровка? – Пиастра сдунула с рукава маленькое насекомое. – Коровка! –
рассмеялся Сеня. – Ещё скажи – телёнок. Эту букашку называют Божья
Морковка. Потому что она красная и морковкой питается. Астра сфотографировала чёрно-красную красавицу, которая забралась на лепесток цветка со странным названием Шпион. Затем
пираты познакомили тётушку с семьёй слонов и крокодилом. Если судить по
имени, когда-то крокодил был зелёным. С возрастом он стал
серо-буро-малиновой расцветки. Но пираты не меняли ему имя – вдруг опять
позеленеет или почернеет, так что, каждый раз по-новому называть? Астра погладила Зелень Нашу по голове: – Замечательный Крокодил Крокодилович Крокодилов! – И
прекрасный Слон Слонович Слонов. – Гоша погладил пятку у своего
любимца, слона Никифора. От чего Никифор расхохотался. Слоны, как
известно, боятся щекотки. – А также
восхитительный Сеня Сеневич Сенёв! – добавил Сеня Костяная Голова и
погладил себя по голове. – Что мы в этом зверинце топчемся? Пошлите хотя
бы попробуем сундук из ямы вытащить, раз сыщики из нас никакие. Сеня первым направился к яме с кладом. Через несколько секунд раздался его отчаянный крик: – Полундра! Карамба! Карамбная полундра! Чёрт возьми и сикараха полосатая! Пиастра бросила свою сумку возле крокодила и побежала на крик. Гоша, схватив на всякий случай большую палку, помчался следом. Костяная Голова стоял в яме, возле отрытого вчера сундука. Замок на сундуке был открыт, кованая крышка откинута назад. – Я прихожу, а замок открыт! Я крышку открываю, а он спит! Калачиком свернулся! – волнуясь, заговорил пират. – Замок спит? – поинтересовался Гоша, вытаскивая из сундука какие-то листы. – Дядька!
В костюме в таком, в полосочку. С усами! Не костюм с усами, а дядька!
Но зато золота-то никакого нет! И интервью вашего тоже нет. – И что? Ты Худокошкина не поймал? – опять спросил Гоша. – Да
нужен он мне, чтоб у него усы облетели, как листья с платана по осени!
Вы видите, что в сундуке не золото, а макулатура! Плакал мой кораблик!
Моя ка-рака плакала! И мой клипер, и мой фрегат, и барк мой, и джонка
моя плакала, и даже атомоход «Ленин»! – Смотри,
чтобы мы от всех этих слёз не утонули! – проворчал Гоша, вытаскивая всё
новые и новые листы. – Так… Это, наверное, тот самый «золотой» груз, на
котором дедушка попался. Пираты были
расстроены, как рояль, на котором поиграла ясельная группа большого
детского сада. А вот Астра опять радовалась, разглядывая какие-то
кирпичи, что попадались среди бумаг. И время от времени она выкрикивала
что-то непонятное. Обыкновенных слов для выражения её радости не
хватало.
Яма первая
Нарисуйте Сразубряк, Жука-носохвоста или Божью Морковку и цветок Шпион. Если
бы вы решили создать новый язык, то как бы на нём звучало слово «гром»?
Нужно придумать такое новое слово, которое бы подходило к громыханию. Мукаха муковит муретар – как вы думаете, о чём здесь говорится? Нарисуйте картинку к этому предложению. А если Мукахоточка муковит муретарище – тогда какой будет ваша иллюстрация? Вспомните, почему Чебурашку назвали Чебурашкой, Суббастика Суббастиком, а журналиста – репортёром, корреспондентом.
Яма вторая
Это занятие (а если возможно, то и
два подряд) занимаемся речетворчеством. Для разминки можно предложить
перевести на нормальный русский знаменитое: Варкалосъ. Хливкие шорьки / Пырялись по наве. И хрюкотали зелюки,/Как мюмзики в мове. Дети
с удовольствием делают рисунки к этому стихотворению и изображают, как
именно хрюко-тают зелюки. Затем помастерите из знакомых слов новые с
помощью приставок (суперваленок), суффиксов (коровёнок), с помощью
разделения (жили-были Лен и Точки). Из новых слов постройте новые города
(Кулямба живёт в Кулямбурге, питается кулъфетками и катается на
кулифете). Запишите полученные истории и отправьте в любимый детский
журнал или газету. Ваши игры с
языком с удовольствием поддержат К. Чуковский («От двух до пяти»), Т.
Янссон («Шляпа волшебника», глава шестая), П. Калмыков («Очень правдивая
сказка»), А. Линдгрен («Пеппи Длин-ныйчулок», глава «Как Пеппи ищет
кукарям-бу»), Т. Собакин («Мышиный посёлок»), и, конечно, Джанни Родари
(«Грамматика фантазии»). |