Только чёрный силуэт с усами увидели в темноте за окном пираты и Астра Вареньева. – Это ты упёр кокосовую кашу? – спросил Гоша. – Я, –
ответил силуэт, покачав усами. – Понимаете, ужасно проголодался. Когда
волнуюсь, то очень много ем. А ваша каша просто… М-м-м… Необыкновенная
каша. Сначала я подумал, что вы сварили новый сорт жевательной резинки.
До сих пор до конца не прожевалось. Надеюсь, вы не в обиде, ребята? – Это
мы-то – бедные голодные пираты – не в обиде?! – возмутился Сеня и
подскочил так, что Дрейк на портрете выронил из рук золотую цепь. – Воровать нехорошо, это факт, – сказала Астра. – Можно было бы попросить, господин Худорожкин, и мы бы вас угостили. – Прощу
прощения, я знаю, что нехорошо. Но сегодня утром я ещё не был уверен в
том, можно ли вам доверять. – Худой художник в полосатом помятом костюме
забрался на подоконник. Он совсем не был похож на пирата. – Вы не
против? – Если вы про то, чтобы зайти к нам через окно, то мы не против, – сказала тётя. – А если про кашу, то против, – добавил Сеня Костяная Голова. Гость
пожал плечами. Потом взял со стола галстук-бабочку, изрядно помятый
пиратами в процессе поиска её хозяина, и спокойно сказал: – Кстати, у вас очень удобный сундук. Я в нём замечательно отоспался. И просох после вчерашнего ливня. – Да это наш клад! – завопил Гоша. – Мы его только открыть не могли. У нас динамита не было. – Сноровки
у вас не было, – ответил Худорожкин. – Такие замки нужно открывать
творчески, произнося волшебные слова. А если честно, то просто в моей
мастерской такой же замок. – Ну,
вообще! – Костяная Голова был возмущен от пяток до затылка. – Вскрывать
чужие клады и спать на исторических ценностях, на старейших газетах… – Некоторые газеты только для того и годятся, чтобы на них спать, – уверенно ответил художник. – Наверное,
ты читать не умеешь, – презрительно сказал Гоша, но тут же смутился: –
Благодаря газетам, мы, например, узнали, что Сеня произошёл не от
обезьяны. Точнее, не напрямую от обезьяны. – А я узнал, что я бандит и террорист, – ответил Худорожкин. – Это не так? – поинтересовался Сеня. – Ну посмотрите, разве я похож на злодея, которым меня рисует «Ежедневная пиявка»? – Я бы не сказала, что вы очень ужасный, – согласилась Пиастра. – Но ведь вы действительно Худорожкин? – Да, позвольте представиться. Я – Худорожкин. Эта фамилия мне досталась от дедушки. И усы тоже. – А они не приклеены? – что-что, а подозревать Сеня умел. – Нет. Натуральные. – Самозванец, –
всё же решил Гоша, – у нас ещё есть автопортрет Худорожкина. То есть он
сам себя нарисовал. Но ты и на него не похож. – Нет.
Это я. Точнее, так я сам себя иногда ощущаю. Это одна из сторон души
настоящего художника, потомка морских исследователей. Усатый поудобнее уселся на подоконнике. – Художник
– это не фотограф. Душой художника водят чувства, друзья мои. Иногда я
чувствую себя одиноким одноглазым пиратом. В такую минуту и родился этот
автопортрет. – Но во всём городе не нашли ни одной вашей фотографии, пришлось публиковать рисунки, – сказала Астра. – Не
люблю фотографироваться. Фотовспышки боюсь с детства, – признался
Худорожкин. – Хотя фотография – дело не только творческое, но и
полезное. Откройте-ка ту самую толстенькую тетрадку, что держите в
руках. Астра бережно открыла дневник.
Между страниц лежали очень странные фотографии: висящая в воздухе
кисточка для рисования, половина человека (вторую почему-то не было
видно) и ещё фотография того самого гостя, что сидел на подоконнике.
Только он был в пенсне и с тросточкой. – Что это всё означает? – спросила Пиастра и включила диктофон. – На
фотографии с тросточкой – мой дедушка. А ещё две фотографии –
доказательство моей невиновности, – ответил голубоглазый и совсем не
страшный Худорожкин. – Я не воровал никакой жевательной резинки. И не
устраивал никаких террористических актов. А пресса всё свалила на меня. И
мне не остаётся ничего делать, как доказывать обратное через эти самые
газеты. Спасибо, что вы, Пиастра Вареньева, откликнулись на мой звонок и
приехали на остров. «Банановые новости» – единственная честная газета
на все ближайшие острова. Пиастра покраснела от смущения и радости. И над её головой закружились заголовки интервью с Худо-рожкиным. – Интересно,
как ты, полосатый, докажешь, что не воровал кашу, если ты её
уворовал? – поинтересовался Сеня. И, закинув ногу за ногу, он взял в рот
трубку. В этот момент можно было подумать, что Костяная Голова –
племянник Шерлока Холмса. – Забавный
вопрос, – Худорожкин начал медленно поглаживать свои усы, – при том, что
каша вообще ничего общего с тем, что случилось со мной, не имеет. Но
чтобы не запутывать вас ещё сильнее, начнем сначала. А начало в дневнике
моего прадедушки. Вы не против? Художник открыл нужную страницу…
Яма первая
Зачем в газетах нужны рисунки? А зачем нужны фотографии? Предлагаю
поиграть в фотографа. Фотоаппарат несложно сделать из простой коробочки
и пластмассового стаканчика. Прорежьте в коробочке щель для фотографий.
Фотографии можно вырезать из газет и журналов (выбирайте самые смешные)
или нарисовать. А теперь выезжаем в командировки за интересными
снимками! Придумываем подписи к фотографиям. Эта игра гораздо веселее, чем просто щёлкать на цифровой фотоаппарат.
Яма вторая
Рассматриваем фотографии и рисунки в
журналах. Выясняем, что делают их фотографы (фотокорреспонденты) и
художники. Фотография – это документ, это то, что не придумано, это
доказательство слов журналиста. Например, сообщению о прилёте
инопланетян читатели могут не поверить, если рядом с материалом будет
рисунок. Но фотография пришельцев развеет все (вернее, почти все)
сомнения. С фото и рисунками журналы и газеты интереснее. Также в прессе
используется коллаж. Коллаж – это то, чего не было, это впечатления
автора о каком-то событии. Можно вырезать из ненужных газет фотографии,
заголовки, рисунки и составить коллаж. О
работе фотокорреспондента прочитайте отрывок из «Сказки с
подробностями» Григория Остера (подробности тринадцатые и двадцать
четвёртые). Сразу после этого поиграйте в «Фотографа в Африке». Один
изображает африканское животное (сразу разбираемся, кто живёт в Африке),
а другой фотографа. Животное не хочет фотографироваться, может даже
напасть на фотографа, но как только фотограф подкараулит момент и
скажет: «Чик!» (или «Щёлк!»), животное замирает. Все смотрим,
выразительная ли получилась «фотография». Если
позволяют время и средства, посмотрите, как устроен фотоаппарат
(особенно интересно разобрать плёночный фотоаппарат), пофотографируйте
друг друга для стенда «Ими гордится наш класс». Придумайте для каждого –
кто какую пользу приносит классу, за что его ценят (или могли бы
уважать). Проиллюстрируйте заметку (это может быть и комикс, и шарж): «Не
менее захватывающие приключения, чем мальчику Маугли из книги Киплинга,
выпали на долю 5-летней Типпи Дегре, которая вместе с родителями –
режиссёрами-документалистами – с раннего детства путешествует по
Африканскому континенту. Девочка находит удивительный контакт с
обитателями африканских дебрей, водит дружбу даже с такими опасными
животными, как леопарды и крокодилы, и запросто разгуливает с «царем
зверей» (из журнала «Нэшнл инквайрер»).
Полянка для пикника
Первая фотография появилась в 1826
году. Изобрёл способ закрепления изображения, получаемого в
камере-обскуре (это такая светонепроницаемая коробка с небольшим
отверстием; установив коробку отверстием к какому-либо предмету, можно
наблюдать на противоположной стенке его изображение), Ньепс Жозеф
Нисефор, французский изобретатель. Хотя существует версия, что первый
снимок мог сделать Леонардо да Винчи. И это была… Туринская плащаница. * * *Комиксы
появились еще в XIX веке в США. Рассказы в рисунках предназначались для
малограмотного населения. Одним из первых популярных героев комиксов
был жёлтый человечек, которого нарисовал Ричард Оукот. Благодаря жёлтому
цвету этого героя, в журналистике появилось выражение «жёлтая пресса»,
что означает скандальную информацию, погоню за сенсацией, публикацию
плохо проверенных данных. * * *За
редкими кадрами фотографы забираются на вершины гор и спускаются под
воду, плутают в джунглях, летают на воздушных шарах и прыгают с
парашюта. Ради уникального снимка фотокорреспонденты готовы рисковать
собственной жизнью. Одни снимают вулканы, другие пытаются запечатлеть
молнию, кто-то специализируется на диких животных, а кто-то на
репортажах с войны. Журналистика
не зря считается одной из самых опасных профессий. В 2011 году погибло
более 80 журналистов. Большинство из них готовили материалы и фотографии
с мест военных действий. |