Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 28.03.2024, 15:25:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ШКОЛА ФОКУСНИКОВ [43]
МЫ - ТУРИСТЫ [50]
ШКОЛЬНЫЙ КРУЖОК ЖУРНАЛИСТИКИ [29]
СУПЕРПАМЯТЬ. ТРЕНИНГ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА [47]
ГОЛОВОЛОМКИ. ЗАДАЧИ. ФОКУСЫ. РАЗВЛЕЧЕНИЯ [73]

Занятие 7. Про разные звуки и разные буквы

Астра быстро убедилась, что, несмотря на свою дикость, эти люди понимали время от времени, о чём она говорит.

– В мире очень немного осталось первобытных племён. Особенно с таким пиратским уклоном, как вы, – рассказывала она пиратам. Они все вместе вышли погулять по острову и нарвать что-нибудь на обед.

– И про всех про них уже написали в газетах. Их даже показали по телевизору. И в Интернете множество фотографий выложили. Короче, о них уже все знают. А кому интересно будет пять раз читать про то, что давно известно? Вот я и разыскиваю что-нибудь новое. Вообще-то, я приплыла на встречу с художником Худорожкиным. Это очень интересная и подозрительная личность. Но что-то пока я его не вижу. Может, он ещё не приплыл? Мне нужно взять у него интервью. Очень важное и интересное интервью. И тогда все станут покупать и читать нашу газету «Банановые новости», а не «Ежедневную пиявку». Кстати, «Ежедневную пиявку» выпускает Флинт Ловушкин, очень вредный человек. Но репортёр он хороший. Вот так бывает в жизни. Он всегда везде успевает первым.

Пираты понимающе кивнули, хотя им было не ясно, что такое интервью и зачем его нужно отобрать у какого-то Худого с рожками. Или это драгоценность такая? Но пиратам было совершенно ясно, что с Астры нельзя спускать глаз. Вдруг она узнает про клад! Сеня очень глубоко над этим задумался. Так глубоко, что его костяная голова задымилась, не выдержав напряжения. Гоша испугался за друга. И тут же опрокинул на него бутылку кваса, которую нёс с собой. Астре только того и надо было. Она вытащила из своей сумки фотоаппарат и начала им щёлкать, приговаривая:

– Подпись под фотографией: «Сенсация! Первобытные люди моют голову первобытным квасом! Рецепт кваса мы дадим в следующем номере!» Замечательно!

«И что мы возимся с этой девицей! – одновременно подумали пираты. – Давно пора её связать, посадить в яму и уплыть на её лодке за взрывчаткой».

– О! – прервал их мечты новый возглас журналистки. – Какие прекрасные ямы! Весь остров в ямах! Наверное, с помощью их вы ловите мамонтов? А мамонтов вы едите сырыми или жарите на костре? Пойдёмте скорее! Проверим все ямы, не попался ли кто-нибудь!

Гоша схватился за голову: нужно было немедленно либо лечить горло, либо учиться писать, либо… либо… ну, убивать они её, конечно, не будут… только если слегка стукнут…

– Как жаль, что вы не можете нормально разговаривать, – вздохнула Астра. – Вам, наверное, есть что рассказать. А что если я научу вас писать! Представляете, заголовок в «Банановых новостях» на полполосы: «Маленькие дикари пишут воспоминания о своей жизни». Или: «Как хорошо уметь писать» – это были первые слова…»

Пираты, стараясь не спускать с Астры глаз, сорвали несколько кокосов для любимой кокосовой каши, немного ростков бамбука для салата и направились в хижину.

«Она тоже скоро охрипнет, если будет так орать», – подумал Сеня. От этого ему стало легче. Вот так тоже бывает в жизни. Тебе вдруг становится лучше, если кому-то становится хуже.

– Итак, каждому цивилизованному человеку необходимо уметь читать и писать, – приступила журналистка к своему плану. – «Зачем?» – спросите вы. Привожу пример. Предположим, вы живёте на этом острове. А ваша тётя живет на соседнем. На вашем острове завёлся свирепый мамонт. А тётя – специалист по свирепым мамонтам. И вам необходимо пригласить её на охоту. «Ээээ!» – кричите вы, стоя на берегу, и машете тёте руками. Тётя, к сожалению, ничего не видит и не слышит. Туман окутал её остров. А может она просто близорукая. Зато она ужасно беспокоится. «Как там мои племяннички, – думает тётя, – не обожгутся ли на костре? Не укусит ли их крокодил? Не придавит ли мамонт?» Она бы давно приехала к вам, да без приглашения не принято. Тогда вы берёте бумагу и карандаш и пишете: «Дорогая тётушка! Приглашаем тебя на охоту в эту среду». Рисунками это не нарисовать. Тётя обязательно что-нибудь напутает со временем. Как ей догадаться, что вы нарисовали среду, а не пятницу. А буквы ни с чем не спутаешь. Она бы прочитала ваше письмо и тут же стала собирать охотничьи снасти: дубинку, каменный топорик. Вот почему нужно знать буквы. Буквы – это как пойманные на листочек звуки. Понимаете? Это застывший и уложенный в конверт крик: «Тётя, приезжай!». Звуки – это пар, а буквы – это лёд. Поэтому буквы можно отправлять, трогать, лизать и читать. Тех, кто не умеет писать и читать, ждёт ужасная судьба. Тот не сможет прочитать ни газету, ни книгу.

Астра опять полезла в свою сумку и вытащила газету. Сеня и Гоша сразу поняли, что это газета, хотя ни разу их не читали. В одном порту они покупали пряники, завернутые в такую штуку.

– Да, да. Вот эту свежую, самую оперативную газету «Ежедневная пиявка». Вообще-то, наши «Банановые новости» тоже очень хорошая газета. Но Флинт Пиявкин, то есть Ловушкин, быстрее узнаёт последние новости. Вот здесь, на первой странице, смотрите, рисунок мужчины с усами и красками. А рядом – объявление.

Пираты посмотрели на столбик маленьких чёрненьких буковок. Очень напоминают муравьев! Просто целое море муравьев.

– Тот, кто не умеет читать, – продолжала беспокойная гостья, – может подумать, что это просто заметка о передовике производства. Но тот, кто знает буквы, может прочитать вот что: «По подозрению в преступлении разыскивается опасный малоизвестный художник по фамилии Худорожкин. Особые приметы: усы, глаза, зубы. Очень любит сладкое. Особенно жевательную резинку. Новый губернатор Канавских островов назначает премию тому, кто сможет что-либо сообщить о творящихся на островах безобразиях. Премия за поимку виновного в безобразиях: кругосветное путешествие с посещением всех кондитерских фабрик!»

Пираты невольно вздрогнули, вспомнив злосчастную жевательную резинку.

– Конечно, любой журналист мечтает о загранкомандировке. Но я ещё больше мечтаю первой взять интервью у художника Худорожкина. Теперь вам понятно, почему я приплыла сюда, рискуя жизнью? То есть почему надо учить буквы и встретиться с Худорожкиным?


Яма первая

Как вам кажется, действительно ли так необходимо знать буквы? Ведь, кроме газет, новости нам могут рассказать по радио и телевидению? И родители тоже рассказывают. А тёте можно позвонить по телефону, а не писать письмо. Может, нет большой необходимости уметь писать и читать? Когда-то вы не умели этого делать и нормально жили!

Попробуйте объяснить Сене и Гоше, зачем нужно знать грамоту. Придумайте такие ситуации, когда невозможно обойтись без умения читать и писать.

Приготовьте к уроку журналы и газеты, которые читают ваши родители и вы сами.


Яма вторая

Напомним об иероглифах и перейдём к другим методам письма. Буквы – значки для звуков, письменные фигурки. Две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы для согласных звуков. На их основе греки стали разрабатывать свой алфавит. Греческий учёный Пеламед сумел создать 16 букв. Греческий алфавит завоевал почти весь мир. В X веке учёные из Греции братья Кирилл и Мефодий приехали в Великую Мордовию и стали работать над созданием славянской азбуки. Изучив древние «русские письмена» (в летописях упоминаются черты и резы, которыми пользовались вместо букв наши предки), учёные создали то ли кириллицу, то ли глаголицу (исследователи расходятся во мнениях. Ещё не решён окончательно вопрос о том, какая из этих азбук древнее. Но древнейшая обнаруженная на сегодняшний день славянская надпись сделана на глаголице – 893 год).

Пусть дети попытаются отгадать, какие звуки обозначают буквы, выбранные вами из глаголицы и кириллицы.

Поразмышляйте вслух, почему в разных странах говорят и пишут на разных языках. Если с ребёнком раньше не занимались иностранным языком, он может быть уверен в том, что иностранцы просто коверкают нормальный язык. Поиграйте в иностранные слова (объясните, что такое бутерброд, супермен, каникулы и т. д., откуда они к нам пришли).

Как было бы удобно, если бы все люди говорили на одном языке. Один из искусственных международных языков придумал варшавский врач Людовик За-менгоф. Это язык эсперанто. В нем всего 16 основных правил грамматики и нет ни одного исключения. А падежа всего два. Но с другой стороны, прекрасно, что на Земле столько много разных языков.

Разговору о языках и азбуке посвящаем первую половину занятия, а потом начинаем рассматривать принесённые детьми журналы и газеты. Пусть ребята попытаются представить, что эта пресса попадает в руки их прапрапрадедов. Что они могли бы узнать о сегодняшнем времени, чему удивились бы? А если эта же информация попадёт в руки прапра-правнуков, что они узнают о нашем времени?

Прекрасно, если есть возможность полистать старые журналы (сделайте в библиотеке ксерокопии). Если это невозможно, то обратитесь к журналу «Светлячок», там есть рубрика «Из старых номеров «Светлячка». Не забудьте обратить внимание учеников на то, как написано название журнала старого и нового. («Светлячок» давно не выходит. Но я решила оставить эту рекомендацию в память о чудесном журнале.) – O.K.

Рискните поговорить на тему «Время. Связь времён». Расскажите о профессии историка, о том, как ему могла бы помочь пресса изучать историю, если бы выходила с самых древних времён.

Перед уроком узнайте, как происходило вступление к занятиям по письму, чтению, риторике. Может быть, вообще не стоит столько внимания уделять звукам и буквам, а достаточно того, что дети могут объяснить, как было бы неудобно жить, если бы люди не умели читать и писать (и в прошлом, и в настоящем, и через много лет).


Полянка для пикника

В VII веке до нашей эры греки первую строчку писали слева направо, а вторую – справа налево. Третью опять слева направо и т. д. Если этим способом написать предложение на современном русском языке, то получится вот что:

Как хорошо уметь читать!

…ьтаватсирп емам к одан еН

* * *

Человека, который знает много иностранных языков, называют полиглот (по-гречески «поли» – много, «глот» – язык).

* * *

Почему люди говорят на разных языках? В мифологии есть этому такое объяснение: из-за строительства Вавилонской башни.

Когда люди говорили на одном языке, они решили выстроить башню до самого неба для того, чтобы никто из людей не заблудился. Они хотели, чтобы башня эта стояла века. Начали строить башню, начал строиться возле неё город Вавилон. Радовались люди, но был недоволен Бог. Не понравилось ему, что башня будет до самого неба. Наслал Бог на город бурю, унесла буря слова, всем знакомые, и люди заговорили на разных языках. Понять друг друга не могут, а переводчиков нет. Работа не клеится. Стали люди кучками собираться – кто кого понимает. Так вместо одного народа получилось много. И каждый народ пошёл в свою сторону, строить свои города. Но никто из них не пробовал больше построить башню до неба. Может, это под силу только всему человечеству вместе?

* * *

В начале 60-х годов нашего века голландский математик Г. Фройденталь разработал язык для общения с инопланетянами. Он назван «линкос». На нём можно посылать в космос запросы, и, может быть, когда-нибудь братья по разуму откликнутся.

Категория: ШКОЛЬНЫЙ КРУЖОК ЖУРНАЛИСТИКИ | Добавил: Вилли (17.03.2014)
Просмотров: 783 | Теги: конспекты занятий кружка журналисти, знакомимся с журналистикой, корресп, детская журналистика, азы журналистики, кружок журналистики, школьные кружки | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0