Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 10:19:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ [45]
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРОДИНАМИКЕ [44]
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФИЗИКЕ [50]

Цели обучения физике в основной школе и способы их достижения

     Цели обучения. Обучение физике в основной школе направлено на ознакомление с физическими явлениями и методами научного познания природы, на формирование на этой основе представлений о физической картине мира. На уроках физики учащиеся должны научиться наблюдать природные явления, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков, выявлять зависимости между физическими величинами, применять полученные знания для объяснения природных явлений и принципов действия технических устройств, для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
      Процесс обучения физике должен быть ориентирован на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, на формирование умений самостоятельно приобретать новые знания в соответствии с жизненными потребностями и интересами. Изучение физики должно внести свой вклад в воспитание учащихся путем формирования убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, а также в воспитание уважения к творцам науки и техники как к важным участникам процесса создания общечеловеческой культуры.
      В практике работы школы обычно на первом плане оказывается задача овладения суммой знаний. Однако без развития умственных способностей любая сумма знаний, признанная сегодня необходимой каждому, завтра будет считаться неполной. Поэтому актуальной задачей современной российской школы является перенос основного внимания с процесса передачи знаний на процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
      Необходимые условия для достижения целей обучения. По Л. С. Выготскому, обучение и развитие происходят эффективно в том случае, если предлагаемые в процессе обучения задания по уровню трудности несколько выше достигнутого уровня знаний обучаемого. Если предлагаемые сегодня проблемы учащийся может решить с помощью учителя, то завтра он сможет решать такие проблемы самостоятельно. Это ориентация на зону ближайшего развития — на завтра, а не на вчера в развитии ребенка. При таком подходе на каждом уроке перед учащимися нужно ставить трудные проблемы, требующие умственных усилий.
      Но ориентация только на трудное обучение с постановкой все более сложных проблем на каждом уроке не гарантирует успеха. Для достижения успеха в обучении и развитии учащихся необходима их внутренняя мотивация к процессу учения. Как же создать эту мотивацию?
      Выбор средств для мотивации к учению в основной школе очень небольшой. В этом возрасте большинство учащихся еще не задумываются всерьез о «далеком будущем» после окончания школы. Поэтому практически единственное средство мотивации учения — возбуждение интереса к изучаемому предмету, к предлагаемым проблемам.
      Как же сделать процесс обучения физике интересным для всех учащихся? Общей закономерностью человеческой психики является непроизвольное внимание ко всему новому, ранее невиданному, неизвестному, яркому, эффектному. Поэтому подготовка учителя к уроку должна начинаться с поиска ответов на такие вопросы:
      Чем может быть интересна эта тема учащимся?
      Как я смогу привлечь их внимание к изучению этой темы?
      На этом этапе нужно обратить внимание на тот факт, что физика как учебный предмет в сравнении с другими предметами обладает таким существенным потенциальным преимуществом, как возможность привлечения внимания учащихся почти на каждом уроке демонстрацией нового, неизвестного им природного явления, физического эффекта. Долго ли может удерживаться внимание учащихся к изучаемой теме на уроке при наблюдении нового явления и обсуждении его? Способности учащихся в возрасте 12—14 лет удерживать произвольное внимание к чему-либо внешнему по отношению к ним самим, вне их собственных интересов, весьма ограничены, а непроизвольное внимание, возбужденное эффектным опытом или рассказом о необыкновенном явлении с использованием плаката или проекции, затухает через 5—10 мин. Как же может успешно продолжаться процесс обучения на уроке? Ключом к решению проблем обучения может послужить осуществление деятельностного подхода к процессу обучения.
      Познание мира и развитие способностей человека происходят только в процессе его индивидуальной самостоятельной и активной познавательной деятельности. Поэтому все опыты по наблюдению физических явлений, эксперименты по изучению физических свойств тел, проверке гипотез, доступные и безопасные для самостоятельного выполнения школьниками, можно предлагать учащимся выполнять самостоятельно. Успешному изучению физики способствует самостоятельное взаимодействие с предметами окружающего мира, экспериментирование, участие в спорах при обсуждении результатов.
      Использование деятельностного подхода к процессу обучения при поверхностном взгляде может показаться простым делом. Вместо долгих объяснений учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать очередной параграф учебника, самостоятельно выполнить описанные в нем опыты, самостоятельно ответить на контрольные вопросы или выполнить задания теста для самопроверки результатов обучения. Формально это деятельностный подход к процессу обучения, так как учащимся предлагаются различные виды самостоятельной деятельности. Но это верно только формально, но не по существу.
      Индивидуальная самостоятельная познавательная деятельность учащихся может быть активной и эффективной только при условии достаточно высокого уровня их внутренней мотивации к этой деятельности. Задание учителя — это лишь внешняя, малоэффективная, понуждающая мотивация. Таким образом, мы возвращаемся к проблеме внутренней мотивации обучения, проблеме пробуждения интереса к познавательной деятельности.
      Для многих школьников эффективным средством повышения уровня мотивации к познавательной и творческой деятельности может служить использование метода проблемного обучения. Этот метод связан с постановкой перед учащимися интеллектуальных проблем, требующих серьезных умственных усилий для своего разрешения, выполнения экспериментальных исследований, обработки и теоретического осмысления полученных результатов.
      Когда речь идет о необязательных занятиях с учащимися по их интересам, целесообразность использования метода проблемного обучения не вызывает сомнений. Но возможность систематического использования этого метода на обычных уроках многим представляется весьма сомнительной. Почему те же самые ученики, которые не хотели приложить минимальных усилий для запоминания двух предложений определения физической величины и единицы ее измерения, вдруг захотят выполнить самостоятельное экспериментальное исследование зависимости этой величины от другой величины?
      Нужно осознать, что учащиеся не учат и не запоминают что-то из предлагаемого учителем не назло ему, а просто потому, что им это неинтересно. Главная причина скуки и апатии учащихся на уроках — это не лень, а безделье. Бóльшую часть урока по схеме «опрос — объяснение — закрепление» ум и руки учащихся в бездействии, им нужно лишь «прилично выглядеть» — не разговаривать, не читать постороннюю литературу, не дерзить, не задавать трудных или неудобных вопросов.
      Поэтому весь секрет в том, чтобы поставить перед учащимися очередную учебную проблему не в виде привычного задания, а как загадку, детективную историю, которую нужно разгадать. При этом проблема должна открывать возможность каждому учащемуся самостоятельной познавательной или поисковой деятельности.
      Но где найти интересные проблемы на каждый урок? Никакие специально придуманные проблемы несравнимы с теми, которые ставила перед человеком Природа, решая которые он стал Человеком. Нет проблем интереснее и важнее проблем познания окружающего мира. Противопоставление задач приобретения знаний и развития способностей учащихся лишено смысла — эти задачи неразделимы.
      Успешное обучение. Возможность совмещения на практике одновременно принципов развивающего обучения, деятельностного подхода к организации процесса обучения, проблемного обучения и все это с выполнением условия высокого уровня внутренней мотивации к учению может представляться труднодостижимой задачей. Но перечень необходимых условий обучения и развития учащихся еще не закончен: обучение обязательно должно быть успешным!
      Требование обязательной успешности обучения всех школьников у многих вызывает сомнения. Возникает естественный вопрос: почему это обучение физике должно быть обязательно успешным для всех учащихся в классе? Ведь это особый учебный предмет, а способности и интересы у школьников разные. Пусть каждый ученик получает оценки в соответствии со своими способностями и усердием в процессе обучения.
      Такой подход к оценке результатов обучения многие считают правильным. Он обоснован логически и опирается на нормативные документы. Почему этот подход нужно изменять и будет ли новый подход лучше этого?
      Этот подход к оценке учебной деятельности учащихся нужно изменять, потому что он копирует практику работы контролера ОТК на конвейере. Есть утвержденные свыше требования к продукции на выходе с конвейера. Сравниваем качество продукта с этими требованиями и ставим на продукте штамп: «первый сорт» (5), «второй сорт» (4), «третий сорт» (3), «брак» (2). Учитель чувствует себя при этом занятым ответственным и важным делом —  контролем.
      В чем заключается порочность такого подхода? Первое и самое важное: ученик не продукт, на котором нужно ставить знак сорта. Ученик — человек и должен быть целью, а не средством, не продуктом. Ученик не объект обучения, не материал, из которого школа формирует человека по заданным параметрам, а субъект, равный любому другому человеку.
      Если ученик — цель, то школа, учитель, учебные предметы лишь средства, служащие этой цели. Нормальная роль учителя в этой системе — это роль помощника ученика, а не контролера. Любой учебный предмет должен рассматриваться не как цель, которой должен достигнуть учащийся, а лишь как одно из средств школы для достижения основной цели — максимального развития индивидуальных способностей каждой личности.
      Подход к любому учебному предмету как к средству развития способностей учащегося изменяет в принципе систему отношений между учителем и учащимся в процессе обучения. Учитель средствами своего предмета предоставляет разнообразные возможности для развития личности учащегося и отмечает все его успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения. Неуспевающих учащихся в нормальном учебном процессе быть не должно. Если учитель учит, то у каждого учащегося обязательно будут какие-то успехи. Задача учителя — заметить эти успехи и заслуженно оценить.
      Что может изменить такой подход в процессе обучения? Не принесет ли он больше вреда, чем пользы?
      Главное, что может дать этот подход к оценке учебной деятельности учащихся, — это изменение отношения учащихся к процессу обучения. Одним из главных мотивов к продолжению любой деятельности для человека является успешность этой деятельности. Нет успехов — нет желания к продолжению деятельности. Нет желания — нет и самой деятельности, а есть лишь ее имитация. Поэтому обучение должно быть успешным, победным.
      Как можно сделать победным для всех проблемное обучение с постановкой задач, выходящих за достигнутый уровень развития? Для успешного обучения нужно не только ставить перед школьниками трудные проблемы, но и незаметно помогать им самостоятельно найти решение этих проблем. Успех на каждом уроке является стимулом к дальнейшему обучению. Обучение должно быть трудным, но обязательно победным для всех учащихся.
      На уроках физики самый эффективный вариант сочетания проблемного метода обучения с деятельностным подходом к обучению — это предложение учащимся самостоятельных экспериментальных заданий.
      Принцип обязательной успешности процесса обучения для всех учащихся может показаться противоречащим вводимой в школе системе образовательных стандартов и Единого государственного экзамена. Но это противоречие лишь кажущееся, формальное.
      Во-первых, не нужно забывать, что достижение требований образовательного стандарта относится к моменту окончания средней школы. Если плохими оценками отбить желание учиться уже в основной школе, то рассчитывать на большие успехи к окончанию средней школы мало оснований.
      Во-вторых, нужно обратить внимание на тот факт, что достижение требований образовательного стандарта по физике относится не ко всем выпускникам средней школы, а лишь к тем из них, кто выбирает профиль дальнейшего обучения, требующего владения школьным курсом физики. Если учитель физики в основной школе будет руководствоваться принципом победного обучения, то увеличится число его учеников, выбирающих такой профиль дальнейшего обучения.

Категория: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (06.09.2014)
Просмотров: 2603 | Теги: проблемное обучени, личностно ориентированное обучение, демонстрационные опыты по физике, методика преподавания физики, ФГОС по физике, физика 7 класс | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0