Изучение данной темы связано с объективной трудностью: почти все, о чем будет идти речь на уроке, учащиеся уже слышали не раз. Знают они, что такое метр, сантиметр и километр. Поэтому рассказ учителя о методах измерения длины и единицах длины, систематизирующий знания школьников, должен быть очень кратким. Основное внимание следует обратить на проблему выбора природной основы единицы длины, дающей возможность создания воспроизводимого эталона длины. Бóльшую часть урока можно выделить на организацию самостоятельной деятельности учащихся с приборами для измерения длины. При выполнении экспериментального задания 2.1 учащиеся приобретают умения выполнять измерения длины измерительной лентой и линейкой, записывать результаты измерений в таблицы. Экспериментальное задание 2.2 по определению цены деления шкалы измерительного прибора имеет важное значение, так как принцип определения цены деления шкалы одинаков для любых приборов и инструментов. Следует обратить внимание учащихся на тот факт, что умение определять цену деления шкалы измерительного прибора нужно не только при выполнении лабораторных работ по физике, но и в повседневной практической жизни. Например, при считывании показаний таких бытовых приборов, как весы, сосуд для измерения объема жидкостей, барометр, термометр, автомобильный манометр, спидометр. Учащимся, быстро справившимся с простыми заданиями 2.1 и 2.2, можно предложить более сложное задание 2.3.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 2.3. Измерение толщины листа бумаги и толщины нити. Используя линейку и карандаш, определите толщину листа учебника и толщину нити. Подсказка. Для определения толщины а одного листа бумаги можно измерить толщину 100 листов (не страниц!) в книге и разделить полученный результат на 100. Для определения толщины нити можно намотать плотно друг к другу 30—40 витков нити на карандаш, измерить длину намотки и разделить полученный результат на число витков. Можно познакомить учащихся с точными измерительными приборами — штангенциркулем и микрометром, продемонстрировав их учащимся и пояснив принцип действия. |