Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 28.03.2024, 20:01:52
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

Задачи художественного развития учащихся

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

      Дети должны:

      — проявлять интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться к труду мастера — носителя традиции;

      — видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

Формирование творческой активности

      Дети должны:

      — активно включаться в анализ произведений народных мастеров;

      — творчески участвовать в создании художественного образа по мотивам филимоновских, дымковских, каргопольских игрушек, в выполнении росписи (импровизации) и отдельных ее элементов на основе традиционных приемов гжельской, городецкой, хохломской, жостовской росписи.

Формирование художественных знаний, умений, навыков

      Дети должны:

      — знать несколько традиционных народных художественных промыслов России (промыслы народной глиняной игрушки, Гжель, Городец, Хохлома, Полхов-Майдан, Жостово), их истоки, современное развитие, главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента, приемы письма);

      — уметь выявлять в произведениях народных художественных промыслов связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материала, формы и декора;

      — уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные (возможно, декоративно-сюжетные) композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнамента (растительного, геометрического, зооморфного).


      Во II четверти учащиеся продолжают знакомство с народным искусством на примере традиционных народных художественных промыслов России (филимоновская, дымковская, каргопольская народная игрушка; Гжель, Городец, Хохлома, Жостово и др.).

      Необходимо дать пятиклассникам понимание того, что изделия традиционных промыслов — это творения ныне живущих мастеров, поэтому в них многое от нашего времени: и более высокий уровень профессионального мастерства, и обогащенные временем приемы исполнения, и использование машинной техники параллельно с ручным трудом — рукотворчеством, и несколько иные мировосприятие и сам образ мастера, и более яркое проявление его индивидуальности.

      Но наряду с этим современные народные промыслы сохраняют верность традиции, воспроизводя ее через излюбленные образы и мотивы и их разнообразные варианты, через наследственную культуру народного мастерства, укрепляющую духовные связи между прошлым и настоящим. Настоящее, несущее в себе прошлое и обращенное в будущее, осуществляет живую связь веков. Эта мысль должна пройти красной нитью через все занятия во II четверти.

      Важно, чтобы на занятиях учащиеся научились понимать общую природу всех традиционных художественных промыслов и в то же время различия между ними. При решении этой задачи ведущим является  метод сравнения,  который дает возможность смотреть на вещь-образ, на отдельные элементы орнамента одного промысла через призму другого, находить родственные и отличительные признаки, выявляя черты неповторимого своеобразия. Так, например, через сравнение цветового строя элементов растительного орнамента в хохломской, городецкой, полхов-майданской росписях учащиеся начинают острее ощущать своеобразие и уникальность каждой из них.

      Приобщению учащихся к искусству народных художественных промыслов, «расширению» их духовного опыта способствует особая эмоциональная атмосфера урока, которая создается показом слайдов произведений искусства и природы, подлинных изделий, включенностью в художественную ткань урока музыкальных произведений (народных и классических), поэтического, научно-популярного, очеркового материалов, раскрывающих сутьевые моменты содержания урока.

      Очень важно через все уроки, посвященные народному изобразительному творчеству, провести мысль о  личности  народного  мастераосуществляющего  связь  временпередающего опыт народного знания в настоящее и будущее: Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности.— М., 1983.— С. 34.

      «Что такое народный мастер? Речь идет о личности, об индивидуальности, о ведущем мастере. Во-первых, это личность, поэтически одаренная. Во-вторых, это носитель коллективного опыта... хранитель прекрасных традиций, то есть прежде всего духовных народных ценностей. В-третьих, это личность высоконравственная. В-четвертых, это личность, глубоко связанная с природой, землей. Отсюда живой источник неподдельного чувства и живая непосредственность восприятия, рождающие удивление, чувство прекрасного — все то, с чего начинается искусство. С этим связано пятое свойство — детскость души народного мастера, та драгоценная особенность творческой личности, которая определяет молодость народного искусства. Наконец, шестое: народный мастер творит всегда серьезно, какую бы маленькую вещицу он ни делал. Это серьезность миросозерцательного характера, выражающая отношение к жизни в целом. Все эти особенности объединяются в личности народного мастера, создающего целостное искусство. Критерий ценностей определяется традицией. Сохранить то, что было, сохранить память после себя — вот главные побудители творчества, рождающие народных мастеров-сказителей».

      При подготовке к урокам, посвященным народным  игрушкам,  учитель может использовать научно-популярный материал. Приводим фрагменты текстов, непосредственно связанных с содержанием уроков: Дурасов Г. И. Каргопольская глиняная игрушка.— Л., 1986.— С. 116—120.

      «Земля для крестьянина была как живое существо. Она «засыпала» на зиму и «просыпалась» от горячих лучей вешнего солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински, заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед, плакала и стонала от людской неправды. В глазах народа была она чистой и светлой. Не поэтому ли олицетворявшие ее фигурки каргопольских баб закрашивали именно белой краской?

      Белый цвет в древности понимался как «сияющий» белизной и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри, то есть обозначал светоносность предмета. Одним из его символов была льняная холстина с ровной серебристой поверхностью. В свою очередь была она и образом «Пятницы», и «матери — сырой земли». В народной поэзии ткань эта сближалась с ровной, нетронутой землей и с порой девичества. Вспаханное же поле, как и сшитая из холста рубашка, были лирическим образом женщины.

      Роспись игрушек напоминает нам все о том же. По подолу забеленных известью глиняных баб, словно борозды вспаханной нивы, идут линии орнамента. На горизонте, там, где они сходятся, огромным красным шаром зависло солнце. От него во все стороны расходятся лучи или дуги. У живота фигурки изображены зерна, словно принятые чревом «матери-земли».

      Белоснежная женская фигурка будто вырастает из земли, являя собой образ космический: она — и само распаханное поле, засеянное семенами, и свет, разливающийся над ним.

      ...Красный, «жаркий» цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем,— говорили архангельские крестьяне... Изображенное на переднике бабы огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов; низко повисшее над горизонтом, оно говорит именно об утре земледельческого года — весне».

      Бакушинский Л. Б. Исследования и статьи.— М., 1981.— С. 314, 320.

      «Изобразительность в игрушке помогает вызвать на поверхность сознания весь тот громадный родовой культурный опыт, который был накоплен и выкристаллизовался в определенные образы, жизненные формулы-ритуалы деятельностью бесчисленного ряда человеческих поколений».

      «Вятская глиняная игрушка — одна из тех веселых и ярких усмешек, какими по глухим местам русских просторов вспыхивает нередко наше крестьянское искусство.

      Лесной край. Широкая гладь многоводных рек. Пасмурный пейзаж. Курная изба. Мужицкий тяжелый труд. И на фоне всего этого — белая глиняная фигурка, полыхающая своим радужным одеянием, сверкающая убогой роскошью сусального золота. В хмурой полутьме избы, наполненной взрослыми людьми, оравой ребятишек, домашними животными и птицей, игрушка, как праздничный наряд — напоминание о радости жизни не только для ребенка, но и для взрослого. О жизни не такой, какая есть, а такой, какой хочется. Игрушка — всегда мечта, пластически воплощенная сказка, иногда фантастическая, чаще — сказка-быль. Вятская игрушка — характерная сказка-быль».

      В разговоре о современных народных художественных промыслах целесообразно использовать очерки о  творчестве  мастеровЭти материалы помогут взглянуть на процесс создания вещи глазами мастера. Приводим фрагменты рассказов о народных мастерах: Маленькие чудеса.— Л., 1981.— С. 142—143.

      «За рабочим столом, — вспоминает художница, — положу цветок под стекло, смотрю на него и придумываю свой». Если собрать все цветы, придуманные Татьяной Сергеевной (Дунашовой.— Н. Г.), то разольется такая синева, словно синяя гладь реки расцвела сказочными цветами. «Писала тоже по-разному, — рассказывает она. — То наберу краску «на одну сторону» и кладу широкие мазки, то веду тонкую линию, то «сплошной мазок», то сделаю цветок «одной кистью», а ручку, носик покрывала кобальтом».

      Встань рядом и посмотри, как работает художница. Вот она берет кисть и гибким движением накладывает мазок за мазком, создавая при этом множество тональных переходов. Концом кисти выписывает середину, каплевидные мазки разворачивает веером, словно брызги из цветка. Это пион.

      Набрав краску на кисть, прописывает ею весь цветок, все лепестки василька от начала до конца. Сначала они получаются темные: краски на кисти еще много. А потом она истаивает, и лепестки становятся все светлее и светлее. Это и есть роспись «одной кистью».

      Быстро повернет кисть вокруг черенка и оставляет на изделии круглый мазок. Пройдется тонкой кистью по краям мазка, рассыпая короткие штрихи, и распушится одуванчик.

      Вглядись в эти цветы. Они непохожи на настоящие, но ты их узнаешь сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе. Кисть художника сотни раз варьирует одни и те же линии. Короткие удары чередуются с плавными широкими мазками. Она работает без устали, с быстротой и необыкновенной легкостью создает все новые и новые узоры. За этой кажущейся легкостью стоят годы упорного труда и большое мастерство, отточенное многолетней практикой, доведенное до совершенства.

      Обмакнув кисть в краску, художница «сплошным мазком» пишет весь цветок. Здесь уже нет тональных переходов, есть плотные линии, но не тонкие, а широкие. Движения кисти гибкие, а линии то разбегаются, то сходятся вместе, чередуясь с белым фоном.

      «Фарфор любит оставаться белым,— говорит Татьяна Сергеевна.— Его не нужно сплошь закрывать росписью. Тогда и цветок ярче, и фон белее».

      Кобальтовый цветок синими всплесками, будто из глубины, пробивается на блестящую гладь фарфора и разливается тончайшими переливами... как расходятся круги на воде от брошенного в нее камня.

      Увидишь сверкающий фарфор с вечно цветущим кобальтовым цветком и сразу узнаешь его: это Гжель».

      Народные мастера. Традиции, школы. Вып. I. — М., 1985. — С. 131, 132—133, 134, 136, 140.

      «Особым уважением среди хохломичей пользуется Степан Павлович Веселов — один из старейших мастеров тонкого травного письма. Веселов — потомственный хохломич, родился и живет в деревне Макушино, вблизи Семина».

      «...Весь дом Степана Павловича украшен росписью. На стенах панно с раскидистыми «древками», птицами и лучистыми «пряниками». Дверь, ведущая в дом, и та даже с росписью. «Это — чтоб веселей было»,— поясняет мастер. Личность Степана Павловича Веселова яркая, самобытная. Во все, что он изображает, он верит, и это придает его произведениям особую теплоту и убедительность.

      Только что снятая со станка белая, гладкая, выточенная из березового чурбана чаша с нежно-розовыми кольцами должна полежать. Не сразу возьмется Степан Павлович за кисть. Чтобы краска легла ровно и легко, долго сохраняла свою свежесть, надо поверхность загрунтовать. Делается это жидко разведенной на воде глиной — вапом. Лишь высохнет грунт, мастер возьмет клок льна или пакли, обмакнет в льняное масло и натрет: чаша становится гладкой и блестящей. Затем поставит ее в печь, и лишь высохнет — начнет поливать олифой... Куском гладко остриженной овчины, тонким, но плотным слоем растирают порошок по поверхности чаши».

      «Когда все готово, берет он «серебряную» чашу, поглядит на нее внимательно, прикинет в голове, «как изложить на ней рисунок, чтоб согласна вышла вещь», чтоб гармонична была роспись с ее формой. У Веселова нет штампов, каждое его произведение не похоже на другое.

      «Разно надо писать,— говорит он.— Глядишь, в мастерских к одному рисунку привыкнут и пишут. Это убивает мысль, мертвит роспись».

      Работу Веселов делает неспешно. Кончик кисти легко скользит по «серебряному» донышку. Тонкая, с волос, линия набирает силу, кисть все сильнее прижимается к поверхности чаши, вот она почти ложится плашмя, а через мгновение взлетает, отрывается и замирает. Мастер чуть поворачивает в руках чашу, и вновь кисть словно парит над серебром фона: мастер ведет еле заметную линию, она крепнет и завивается в упругое кольцо».

      «Я люблю кудрявую травку,— говорит Веселов.— Кудрявую травку всегда больше уважают. Раньше у каждого мастера была своя травка. Я делаю кудреватую, да чтоб пузатенькая она была, так лучше, красивее. Когда пишу, травка у меня всегда на первом месте, а все остальное — вспомогательное. В нашей хохломе травка — главное. И в природе все растет из трав. Птичку из тех же травинок состроил. Эта размах крыльями сделала и весело смотрит. Другая встрепенулась, глядит — озирается». Рисовать птиц Веселов начал давно. Он любит окружать их кустиками по три травинки, одна подле другой. Или «сестричками» — это когда две одинаковые травинки растут корешками вместе. Один из любимых веселовских мотивов — это «пряник» с кустиками в углах, а в середине, по словам мастера,— «большой рыжик — солнце». Травка кудриной завивается вокруг. У хохломичей этот «пряник» называется «косовик». Из его углов растут пучки трав словно косы».

      «Роспись нашу многие могут освоить, было бы желание и большая любовь,— говорит Веселов. — Без этого за кисть лучше не браться... Я говорю молодым: учитесь у стариков да у природы, а пишите свои узоры, что близки к сердцу. Это и будет настоящее творчество!»

      На отличительные особенности  городецкой  росписи  указывает А. В. Бакушинский в своей статье «Нижегородские росписи (хохломская и городецкая)». Фрагменты этой статьи помогут учителю в подготовке к уроку по данной теме: Бакушинский А. В. Исследования и статьи. — М., 1981. — С. 288—289.

      «Городецкие росписи отличались пышным декоративным характером. Они были многоцветны, сохраняя, однако, единство колорита. Это был широкий и сильный живописный стиль, принципиально отличный от стиля росписи Северного края, например северодвинских прялок, где цвет подчиняется линии, а стиль становится явно орнаментальным. <...> Для северодвинских росписей композиционной основой был рисунок, линейный каркас узора во всей сложности его мотивов.

      Цвета распределялись в этих линейных границах и не выходили за их пределы. Сначала наносился рисунок, а потом — краски.

      В городецких росписях подготовлялся цветной фон, высушивался, и потом по нему широко, свободно, без предварительного рисунка наносились кистью мотивы росписи. Удар кистью был очень разнообразен — от широкого и сочного мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работал мастер быстро и очень экономно. Нужно было добиться предельного эффекта при такой же предельной скупости формы. Поэтому она была в высшей степени обобщена, проста и каллиграфически безукоризненна.

      ...Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром, ликующий солнечный цвет, или напряженный и чувственно-мощный красный — киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом. Синий и зеленый, смягченный желтый — охра, красновато-коричневый, иногда разбельные тона — розовый, голубой, светло-зеленый — чередуются, собираются в яркие сгустки сочетаний, расплескиваются по основному полю фейерверком веселых радужных брызг. Характерно введение в эту гамму чистого белого и чистого черного цветов. Они, однако, здесь чужды графичности и имеют вполне живописную природу».

Категория: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | Добавил: tineydgers (06.09.2014)
Просмотров: 1089 | Теги: планирование уроков ИЗО, Изобразительное искусство и художес, методика преподавания, школьникам о декоративно-прикладном, уроки | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0