На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционными образами в
народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица,
солнечные знаки), которые следует раскрывать как память народа.
Разговор строится
таким образом, чтобы учащиеся поняли, что в основе мышления наших
далеких предков, их взаимоотношений с природой лежала яркая
образность, поэтичность, что древние люди в своем стремлении
отгородиться от злых сил и привлечь силы добра пользовались системой
заклинаний, которые приобретали вид схематических изображений,
символических знаков.
Говоря о языке
орнамента как своеобразной системе письменности, в которой каждый
знак несет определенный смысл, педагог может предложить учащимся
стать на некоторое время на место древнего человека и попытаться
выразить свои представления о мире с помощью языка изобразительных
символов, используя точки и линии.
Слова, которые
произносит учитель, необходимо перевести на
язык образных знаков (солнце, дождь, засеянная пашня, дерево, лес, река, радуга,
избы и т. п.), а затем выстроить их орнаментально в целостную
картину мира (небо, земля, подземно-подводный мир). Метод сравнения
помогает увидеть в рисунках ребят сходство. Подводя итоги задания,
дети осознают изобразительный знак не как изображение, а как
обозначение, как символ, выражающий определенный смысл, понятный
всем.
|
Солярная орнаментика.
Древний языческий символ
солнца
в крестьянской резьбе |
После этого задания
учащимся легче будет расшифровать смысл отдельных элементов
орнамента, изображенного на древнем глиняном сосуде («прочесть»
орнамент) (учебник, с. 11). Мысли древнего человека-земледельца были
проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь его рода.
«Пусть прольется дождь» — таков заклинательный смысл древнего
орнамента.
Знакомя детей с
древними образами, необходимо показать их в широком ряду вариативных
решений, в разных материалах и технике исполнения: в росписи и
резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной
игрушке и т. п. Взять, к примеру, образ коня. Конь — первый помощник
крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял
плодовитость и человека, и животных. Разнообразные пластические
решения одного и того же образа в народном искусстве обогащают
восприятие школьников, помогают острее почувствовать особенность
языка крестьянского прикладного искусства:
— конь на крыше
избы — знак солнца, под защитой которого находится крестьянская
семья;
— двуглавые кони в
каргопольской игрушке — олицетворение весеннего и осеннего солнца
(весеннее и осеннее равноденствие);
— образ всадника на
коне — освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот
мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю;
— «конюх» — тверской
деревянный ковш с конскими головами — воплощение поэтической легенды
о дневном и подземном солнце;
— узорные пряники «козули»
в виде коня, которые архангелогородцы пекли на Рождество, — символ
молодого, нарождающегося солнца;
— изображения коней,
всадников в вышивке на полотенце — олицетворение стихий, подвластных
матери сырой земле.
В процессе восприятия
образа древней богини (матери-земли) необходимо обратить внимание
учащихся на пластическую трансформацию этого образа в древо и,
напротив, на неуловимое сходство образа древа с образом Великой
Богини, подводя под них общую содержательную основу.
В верованиях древних
славян древо жизни смыкалось с образом Великой Богини, так как
материнство отождествлялось с идеей бесконечного воспроизводства
вида, которое было заложено именно в жизненном цикле дерева.
В итоге
беседы
учащиеся осознают специфику формы и цвета прежде всего как
з н а к а, который не изображает конкретную реальность, а именно
обозначает
ее, символизируя определенную идею, связанную с
земледельческим
укладом наших далеких предков, с обожествлением солнца,
неба, земли,
от которых зависела их жизнь.
Полученные
представления о древних образах народного искусства находят
воплощение при выполнении практического задания.
В
практической части урока могут быть использованы различные методические
варианты решения данной темы.
Можно предложить детям
выполнить задание непосредственно в творческой тетради (тетрадь,
с. 6) — найти к предложенным реальным изображениям
декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах. Это
задание — на понимание принципа декоративного обобщения — ребята
могут начать на уроке, а закончить дома. При этом основной акцент
переносится на пластическое решение традиционного образа (в узорах
народной вышивки, росписи и резьбе) и украшение его поля
орнаментальным рисунком (тетрадь, с. 7). Например, используя прием
«сгущения» или «разряжения» красных пересекающихся линий-«нитей» при
украшении поля фигуры, учащиеся могут создать оптический эффект
тонового богатства красного цвета, сделать работу более
выразительной. Красный доминирующий цвет в вышивке может быть
дополнен другими цветами.
Выполняя рисунок по
мотивам народной резьбы, лучше всего воспользоваться сангиной,
которая поможет передать теплоту дерева.
В процессе выполнения задания решаются задачи композиционного,
пластического построения образа, передачи орнаментального богатства,
колористической целостности поля фигуры.
В конце урока учитель
предлагает детям найти и принести в класс на следующий урок материал
с изображением деревянного резного узорочья русских изб. |