Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 06:59:58
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Тема: «Древние образы в народном искусстве»
       На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые следует раскрывать как память народа.

      Разговор строится таким образом, чтобы учащиеся поняли, что в основе мышления наших далеких предков, их взаимоотношений с природой лежала яркая образность, поэтичность, что древние люди в своем стремлении отгородиться от злых сил и привлечь силы добра пользовались системой заклинаний, которые приобретали вид схематических изображений, символических знаков.

      Говоря о языке орнамента как своеобразной системе письменности, в которой каждый знак несет определенный смысл, педагог может предложить учащимся стать на некоторое время на место древнего человека и попытаться выразить свои представления о мире с помощью языка изобразительных символов, используя точки и линии.

      Слова, которые произносит учитель, необходимо перевести на  язык образных знаков  (солнце, дождь, засеянная пашня, дерево, лес, река, радуга, избы и т. п.), а затем выстроить их орнаментально в целостную картину мира (небо, земля, подземно-подводный мир). Метод сравнения помогает увидеть в рисунках ребят сходство. Подводя итоги задания, дети осознают изобразительный знак не как изображение, а как обозначение, как символ, выражающий определенный смысл, понятный всем.



Солярная орнаментика.
Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе

      После этого задания учащимся легче будет расшифровать смысл отдельных элементов орнамента, изображенного на древнем глиняном сосуде («прочесть» орнамент) (учебник, с. 11). Мысли древнего человека-земледельца были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь его рода. «Пусть прольется дождь» — таков заклинательный смысл древнего орнамента.

      Знакомя детей с древними образами, необходимо показать их в широком ряду вариативных решений, в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке и т. п. Взять, к примеру, образ коня. Конь — первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека, и животных. Разнообразные пластические решения одного и того же образа в народном искусстве обогащают восприятие школьников, помогают острее почувствовать особенность языка крестьянского прикладного искусства:

      — конь на крыше избы — знак солнца, под защитой которого находится крестьянская семья;

      — двуглавые кони в каргопольской игрушке — олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие);

      — образ всадника на коне — освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю;

      — «конюх» — тверской деревянный ковш с конскими головами — воплощение поэтической легенды о дневном и подземном солнце;

      — узорные пряники «козули» в виде коня, которые архангелогородцы пекли на Рождество, — символ молодого, нарождающегося солнца;

      — изображения коней, всадников в вышивке на полотенце — олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.

      В процессе восприятия образа древней богини (матери-земли) необходимо обратить внимание учащихся на пластическую трансформацию этого образа в древо и, напротив, на неуловимое сходство образа древа с образом Великой Богини, подводя под них общую содержательную основу.

      В верованиях древних славян древо жизни смыкалось с образом Великой Богини, так как материнство отождествлялось с идеей бесконечного воспроизводства вида, которое было заложено именно в жизненном цикле дерева.

      В итоге  беседы  учащиеся осознают специфику формы и цвета прежде всего как  з н а к а,  который не изображает конкретную реальность, а именно обозначает ее, символизируя определенную идею, связанную с земледельческим укладом наших далеких предков, с обожествлением солнца, неба, земли, от которых зависела их жизнь.

      Полученные представления о древних образах народного искусства находят воплощение при выполнении практического задания.

      В  практической  части  урока могут быть использованы различные методические варианты решения данной темы.

      Можно предложить детям выполнить задание непосредственно в творческой тетради (тетрадь, с. 6) — найти к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах. Это задание — на понимание принципа декоративного обобщения — ребята могут начать на уроке, а закончить дома. При этом основной акцент переносится на пластическое решение традиционного образа (в узорах народной вышивки, росписи и резьбе) и украшение его поля орнаментальным рисунком (тетрадь, с. 7). Например, используя прием «сгущения» или «разряжения» красных пересекающихся линий-«нитей» при украшении поля фигуры, учащиеся могут создать оптический эффект тонового богатства красного цвета, сделать работу более выразительной. Красный доминирующий цвет в вышивке может быть дополнен другими цветами.

      Выполняя рисунок по мотивам народной резьбы, лучше всего воспользоваться сангиной, которая поможет передать теплоту дерева.

      В процессе выполнения задания решаются задачи композиционного, пластического построения образа, передачи орнаментального богатства, колористической целостности поля фигуры.

      В конце урока учитель предлагает детям найти и принести в класс на следующий урок материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб.

Категория: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | Добавил: tineydgers (06.09.2014)
Просмотров: 1312 | Теги: планирование уроков ИЗО, Изобразительное искусство и художес, методика преподавания, школьникам о декоративно-прикладном, уроки | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0